Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания по контрольным работам






Вопросы контрольной работы по теме «Естествознание в

системе науки и культуры»

 

1. В чем состоит новизна современного понимания науки?

2. Каковы основные критерии научного знания?

3. Какими особенностями обладает наука как вид «духовного производства»?

4. В каком смысле следует понимать выражение, что наука есть социальный институт?

5. Каковы способы институционализации науки?

6. В чем состоит новизна современного понимания науки?

7. Каковы основные критерии научного знания?

8. Какими особенностями обладает наука как вид «духовного производства»?

9. В каком смысле следует понимать выражение, что наука есть социальный институт?

10. Каковы способы институционализации науки?

11. Каковы основные функции науки?

12. Какова структура научного знания?

13. Что понимается под дисциплинарностью научного знания?

14. Можно ли говорить о различии гуманитарного и естественнонаучного типов культуры? Если да, то почему?

15. Приведите примеры из литературы, из жизни, которые бы свидетельствовали о различии естественнонаучного и гуманитарного типов культуры.

16. В чем состоит существо спора «физиков и лириков»?

17. Каковы основания различия естественнонаучного и гуманитарного типов знания?

18. Что изучает современное естествознание? Каков его предмет?

19. Каковы основные черты современного естествознания?

 

Вопросы контрольной работы по теме «Научные методы в

естествознании»

1. Что такое метод и методология?

2. Каковы основные черты научного метода?

3. Какое значение придавали выработке метода познания мыслители XVII – XVIII веков (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк)?

4. По каким основаниям классифицируют методы?

5. Каковы особенности эксперимента как научного метода и какова его основная роль в познании?

6. На применении каких методов основан процесс установления фактов?

7. Какие методы позволяют выявить сущность объекта и как они применяются?

8. Какие методы позволяют установить закономерные связи изучаемых явлений?

9. В каких случаях и для чего применяется метод идеализации?

10. Каким требованиям должны отвечать индукция и дедукция как научные методы?

11. Какие бывают виды аналогии как научного метода?

12. В чем заключается сущность системного подхода?

13. В чем состоит сущность синергетического подхода?

 

Вопросы контрольной работы по теме «Исторические типы

естествознания»

 

  1. 1.Каков основной смысл понятия «научная парадигма»?
  2. 2.Что означает понятие «научная революция»?
  3. 3.Какой период в развитии науки Т. Кун считал «нормальной наукой»?
  4. 4.Какое важное для понимания истории естествознания значение имеет понятие «исторический тип научной рациональности»?
  5. 5.На основе какого типа рациональности формировалось естествознание Древности и Средневековья?
  6. 6.Какие логико-гносеологические модели (рациональные программы) были характерны для античного естествознания?
  7. 7Какие черты были характерны для средневекового естествознания?
  8. 8.Какое значение в секуляризации естествознания от теологии сыграла теория «двойственной истины»?
  9. 9.Почему для естествознания Древности и Средневековья была характерна геоцентрическая картина мироздания?
  10. 10.Какую роль в формировании научного типа рациональности сыграли гелиоцентрическая система мироздания Н. Коперника и создание механической картины мира?
  11. 11.Каковы основные черты механической картины мира?
  12. 12.В чем смысл второй научной революции?
  13. 13.Какие основополагающие мировоззренческие идеи стали фундаментом классического естествознания?
  14. Какое значение для утверждения классического естествознания имели принципы редукционизма и лапласовского детерминизма?
  15. Как осуществлялась диалектизация естествознания в XIX веке?
  16. Что знаменовала собою третья научная революция?
  17. Какие открытия в естествознании стали движущей силой научной революции на рубеже XIX – XX веков?
  18. Какие новые идеи легли в основу неклассического типа научной рациональности?
  19. Что такое постнеклассический тип научной рациональности и когда он утверждается?
  20. В чем сущность антропного принципа?

 

Вопросы контрольной работы по теме «Концепции современной

физики»

 

1.Каков физический смысл принципа относительности?

2.Какова сущность принципа симметрии?

3.Какова связь видов симметрии и законов сохранения?

4.Каков смысл принципа дополнительности и принципа неопределенности?

5.Каковы основные положения СТО?

6.Что такое кривизна пространства-времени в ОТО?

7.В чем состоит единство дискретности и континуальности в современной физике?

8.Что означает корпускулярно-волновой дуализм?

9.В чем состоит различие динамических и статистических законов?

10.На чем основана идея вероятности в квантовой физике?

11.Что такое мегамир и микромир?

12.Каков физический смысл запрета Паули?

13.Что такое конфайнмент?

14.Какова связь вещества и поля в современной физике?

15.Каков физический смысл взаимодействия?

16.Каковы основные типы физического взаимодействия?

17Почему невозможен вечный двигатель первого рода?

18Какова физическая основа идеи необратимости в современной физике?

19.Каков физический смысл принципа энтропии?

20.Каков физический смысл второго начала термодинамики?

21.В чем смысл принципа глобального эволюционизма?

 

Вопросы контрольной работы по теме «Концепции современной

химии»

 

1. В чем состоит специфика химии как фундаментальной науки, обусловливающая ее место в системе современного естествознания?

2. Каковы основные этапы формирования химии как науки?

3. Какое значение имела средневековая химия для возникновения химии?

4. Кого из ученых и мыслителей можно назвать «отцами» химии?

5. Какое значение для развития химии имело атомно-молекулярное учение о веществе?

6. В чем состоит сущность теории флогистона?

7. Какое значение для формирования научной химии имели закон постоянства состава, закон кратных отношений и закон постоянства количества молекул в данном объеме?

8. Какое значение для формирования химической науки имело открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов?

9. Какие основные характеристики элемента определяют его химические свойства и почему?

10. Что такое химический элемент и каково его значение в построении химического знания?

11. Что такое химическое соединение и что лежит в основе его образования?

12. Какие типы химических соединений выделяются в современной химии?

13. Что такое химическая связь и какую роль она играет в химии?

14. В чем состоит химический смысл валентности?

15. Что понимается под химическим синтезом?

16. Что такое химическая реакция и каково ее значение?

17. Какие методы используются для управления химическими реакциями?

18. Что такое химический катализ?

19. В чем химический смысл эволюционной химии?

 

Вопросы контрольной работы по теме «Концепции

современной биологии»

 

1.Каковы основные этапы формирования биологии как науки?

2.Какие принципы положены в основу классификации К. Линнея?

3.Каковы основные факторы эволюции в теории Ж. Б. Ламарка?

4.Почему теория эволюции Ч. Дарвина стала основой формирования научной биологии?

5.Каковы сущностные свойства живого?

6.В чем суть биохимической теории происхождения жизни?

7.Каковы уровни организации живого?

8.Как понимается жизнь на уровне биосферы?

9.Что такое биогеоценоз и какова его роль в биосфере?

10.В чем состоит биологический смысл естественного отбора в теории эволюции Ч. Дарвина?

11.Каковы основные отличия современной синтетической теории эволюции от дарвиновской?

12.В чем состоит сущность концепции экологии?

13.В чем заключается проблема возрастания экологического неравновесия?

14.Что такое экосистема и какова ее структура?

15.Что нового в поведении животного утверждает этология?

16.Что такое биоэтика и каковы ее основные принципы?

17.В чем состоит смысл концепции перехода биосферы в ноосферу?

18.Какое значение имеет концепция глобального эволюционизма для понимания живого?

 

Вопросы контрольной работы по теме «Концепции космологии

геологии»

 

1. Что изучает космология?

2. Какие космологические парадоксы привели к пересмотру знания о Вселенной?

3. Какие модели Вселенной были предложены А. А. Фридманом?

4. Имеет ли какие-либо подтверждения теория Большого взрыва?

5. В чем смысл состояния сингулярности в теории Большого взрыва?

6. Какое значение в объяснении рождения Вселенной имела идея физического вакуума?

7. Каковы геологические уровни строения Земли?

8. Как современная наука объясняет формирование геосферных оболочек?

9. Каков был геологический облик Земли в палеозойский период (эру)?

10. Какие геологические процессы происходили на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры?

11. Как изменился геологический облик Земли в антропогенную эпоху?

12. Что является основой формирования климата?

13. В чем различия морского и континентального климата?

 

Вопросы контрольной работы по теме «Основы кибернетики

и синергетики»

 

1.Что изучает кибернетика и на каком основании она входит в систему естествознания?

2.Что такое кибернетическое моделирование?

3.Что такое кибернетическая система?

4.Каков смысл проблемы создания искусственного интеллекта?

5.Что означает понятие «компьютерная революция»?

6.Что такое Интернет и какова его роль в формировании информационного общества?

7.Что такое синергетика?

8.Какое значение в синергетике имеют понятия «хаос» и «порядок»?

9.Какую роль в синергетическом подходе выполняет понятие «точка бифуркации»?

10.Каково соотношение случайного и необходимого (закономерного) в синергетическом объяснении?

11.Что означает термин «нелинейность» в синергетике?

12.Как в синергетике объясняется механизм самоорганизации?

 

Вопросы контрольной работы по теме «Концепции современной

антропологии»

 

1. Каковы основные ступени антропогенеза?

2. Каковы основные принципы иерархии потребностей по А. Маслоу?

3. Каковы основные черты «самоактуализирующейся личности»?

4. Каковы основные виды эмоционального состояния человека?

5. Какова последовательность фаз возникновения эмоций согласно теории Джемса-Ланге?

6. Что означает формула, разработанная П. В. Симоновым:

Э = f (П, (Ин–Ис), …)?

7. Каковы основные черты творческого мышления?

8. Что такое болезнь и здоровье с точки зрения современных представлений?

9. Каковы основные психологические факторы, способствующие здоровью?

10. Какие психологические факторы разрушают здоровье?

11. Что такое работоспособность и каковы ее основные связи?

12. Какие факторы повышают работоспособность?

13. Какое значение для жизнедеятельности человека имеют космические циклы?

14. В чем заключается основная идея трансперсональной психологии?

15. Что такое информационное поле Вселенной и как человек включен в него?

10.4 Литература для самостоятельной работы студентов:

а) основная литература:

1. Гусев Д.А. Концепции современного естествознания. – М.: МИЭМП, 2010. – 386 с.

2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М, 2011. – 704 с.

б) дополнительная литература:

1. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студ. педвуза. Часть 1 / авт.-сост. В.Л. Дмитриев и др. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2010. – 175 с.
2. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студ. педвуза. Часть 2 / авт.-сост. В.Л. Дмитриев и др. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2011. – 156 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

https://www.vesti-nauka.ru – сайт новостей в науке;
https://www.naturalscience.ru – сайт, посвященный вопросам естествознания;
https://ru.wikipedia.org – сетевая энциклопедия «Википедия»;
https://www.college.ru – сайт, содержащий открытые учебники по естественнонаучным дисциплинам;
https://www.elementy.ru – сайт, содержащий информацию по всем разделам дисциплины.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.