Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар№3.Философия эпохи Возрождения и Нового времени






 

План:

1. Гуманизм и антропоцентризм философской мысли Возрождения.

2. Естествознание и натурфилософия эпохи Возрождения.

3. Эмпиризм и рационализм Нового времени.

4. Особенности материализма Нового времени.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Социальные утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы.

2. Учение Макиавелли о политике и морали.

3. Естественнонаучная и философская мысль Возрождения.

4. Философские идеи Г. Галилея.

5. Философские идеи Леонардо да Винчи.

6. Дедуктивно-рационалистический метод Декарта.

7.«Теория идолов» Ф. Бэкона.

8.«Монадология» Г. Лейбница.

9. Социальная философия Ж.-Ж. Руссо.

10.Философский пантеизм Б. Спинозы.

11.Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

12.Вольтер в истории французской и мировой культуры.

13.Механика и натурфилософия И. Ньютона.

 

Литература

 

1. Антология мировой философии/Под ред.В.В.Соколова. Т.2. М., 1969.

2. Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М., 1973.

3. История философии: Учебник./Под ред. Ч.С.Кирвеля. Минск, 2001.

4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2001.

5. Момджян Х.Н. Французское Просвещение 18 века. М., 1983.

6. Нарский И.С. Западноевропейская философия 17 века. М., 1974.

7. Соколов В.С. Европейская философия 16-17 веков. М., 1984.

 

Термины:

Гуманизм, антропоцентризм, пантеизм, гелиоцентризм, индивидуализм, утопия, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, метафизика, индукция, дедукция, «врожденные идеи», деизм, атеизм, монизм, дуализм, субстанция, механистический детерминизм, монада.

 

Рекомендации:

В первом вопросе необходимо остановиться на описании тех изменений, которые произошли в экономической и социальной сферах в 14-16вв. и связать их с изменениями в области философии. Дать определение гуманизма и антропоцентризма, рассказать об основных представителях гуманизма (Петрарка, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола и др.).

При раскрытии второго вопроса следует обратить внимание на различия между натурфилософией и естествознанием, охарактеризовать основные концепции, появившиеся в это время (концепция двух истин, пантеизм и гелиоцентризм), отметить их прогрессивную роль в развитии науки и философии, рассказать о наиболее известных представителях натурфилософии (Н.Кузанский, Д. Бруно и др.).

В третьем вопросе следует назвать причины, по которым перед философией Нового времени на первый план вышли проблемы гносеологии и методологии, дать сравнительную характеристику эмпиризма и рационализма, назвать их основных представителей, проанализировать их идеи.

В четвертом вопросе прежде всего следует остановиться на таких особенностях материализма Нового времени, как механицизм и метафизичность, объяснить причины господства механицизма, рассмотреть характерные черты этой философии на примере произведений Д. Дидро, Ламетри, Гольбаха.

Задания для проверки уровня компетенций:

1. Какая идея заключена в следующем рассуждении Дж. Бруно: «Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя… Бесконечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа… и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».

2. Прочтите высказывание: " Когда я отрицаю существование чувственных вещей вне ума, я имею в виду не свой ум, в частности, а все умы. Ясно, что эти вещи имеют существование, внешнее по отношению к моей душе, раз я нахожу их в опыте независимыми от неё. Поэтому, есть какая-то другая душа, в которой они существуют в промежутках между моментами моего восприятия их".

Кому принадлежит данный отрывок? Объясните философскую позицию автора.

3. Сравните следующие высказывания. Принадлежат ли они одному философскому направлению? Как называется это направление?

а) " Бог заключает в себе всё, в том смысле, что всё в нём: он является развитием всего в том, что сам он — во всём" [1].

б) " Вселенная есть целиком центр или, что центр Вселенной повсюду и что окружность не имеется ни в какой части, поскольку она отличается от центра, или же что окружность повсюду, но центр нигде не находится, поскольку он от неё отличен… не напрасно сказано, что Зевс наполняет все вещи, обитает во всех частях Вселенной, является центром того, что обладает бытием" [2].

4. Определите, в чем состоит принцип " ученого незнания", изложенный ниже.

" Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но никогда не станет равным кругу даже в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу".

" Итак, сущность вещей, которая есть истина бытия, недостижима в своей чистоте. Все философы искали эту истину, но никто ее не нашел, какая она есть, и, чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы подойдем к самой истине".

а) Кто был автором данного принципа?

б) Достижима ли истина в соответствии с принципом " ученого незнания"?

в) О каком виде истины идет речь в данном отрывке?

г) Какой стиль мышления представлен в данном отрывке: 1) догматический, 2) софистический, 3) скептический, 4) релятивистский, 5) диалектический?

5. " Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами.

Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет…"

а) Какой метод познания критикуются в данном отрывке?

б) Какие ступени должен пройти человек в процессе познания?

6. " Обратив, таким образом, все то, в чем, так или иначе, мы можем сомневаться, и даже предполагая все это ложным, мы легко допустим, что нет ни Бога, ни Неба, ни Земли и что даже у нас самих нет тела, — но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в исключительности всех этих вещей. Столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение, " я мыслю, следовательно, я существую", истинно".

а) Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея?

б) Какой исходный основной принцип познания заложен в ней?

в) Каков, соответственно этому принципу, путь познания?

г) Какой метод (сформулируйте его) обеспечит возможность пройти этот путь познания, постичь истину? В каких формах будет закреплено это знание?

7. " Никоим образом не может случиться, что общие утверждения, выводимые аргументацией, помогали открытию новых знаний, ибо тонкость природы во многом превосходит тонкость аргументации. Однако общие убеждения, выведенные с помощью абстракции внимательно и правильно из единичных фактов, во многом указывают и определяют путь ко многим единичным явлениям и ведут, таким образом, к действительной науке, следовательно, к истине".

а) Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея?

б) Каков основной принцип такой философской ориентации?

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите место философии Возрождения в историко-философском процессе. В чем её значение?

2. Каковы главные отличия естествознания от натурфилософии?

3. Какие новые концепции, имеющие отношение к пониманию природы, появились в период Возрождения?

4. Какой социальный идеал был выдвинут в трудах Т. Мора и Т. Кампанеллы?

5. В чем смысл и значение научной революций XVII века?

6. В чем заключались главные расхождения между представителями эмпиризма и рационализма?

7. Каковы особенности материализма Нового времени?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.