Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие рекомендации по изучению курса






Логопедия

Раздел «Алалия»

Учебно-методическое пособие

Челябинск


 

УДК 371.9 (021)

ББК 74.5 я 73

Ш 49

 

Шереметьева, Е.В. Логопедия. Раздел «Алалия» [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010.­ с.

 

В учебно-методическом пособии представлено содержание курса «Логопедия. Алалия» в модульном варианте. Каждый модуль содержит основные задачи, план изучения, задания для самостоятельной работы студентов и слушателей курсов повышения квалификации, схемы, таблицы и текстовые материалы, раскрывающие основное содержание изучаемой проблемы, вопросы для самопроверки и тесты для самоконтроля.

Пособие предназначено для студентов педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации, обучающихся по специальности «Логопедия» (квалификация – учитель-логопед); учителей-логопедов образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, специалистов коррекционного образования.

 

 

Рецензенты: Л. А. Дружинина, канд. пед. наук, доцент ЧГПУ

М. В. Найн, канд. пед. наук, доцент ЧГПУ

 

 

© Шереметьева Е. В., 2010

© Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2010


Содержание

1ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..4

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА.. 5

Модуль I. Методологическое и методическое значение курса. 7

Тема 1. Общие сведения об алалии. 7

Тема 2. Современные классификации алалии. 13

Тема 3. Характеристика основных форм алалии. 17

Тема 4. Дифференциальная диагностика алалии и других форм нарушений речи. 20

Контрольные тесты к модулю I. 26

Модуль II. Моторная алалия. 40

Тема 1. Причины, механизмы, симптоматика моторной алалии. 40

Тема 2. Обследование ребенка с моторной алалией. 49

Тема 3. Система коррекционно-логопедической работы при моторной алалии. 53

Тема 4. Коррекционно-логопедическая работа при разных уровнях недоразвития речи. 60

Тема 5. Логопедическое заключение при моторной алалии. 65

Контрольные тесты к модулю II. 68

Модуль III. Сенсорная алалия. 81

Тема 1. Причины, механизмы, симптоматика сенсорной алалии. 82

Тема 2. Система коррекционно-логопедического воздействия при сенсорной алалии. 86

Контрольные тесты к модулю III. 93

ВЫВОДЫ ПО КУРСУ «АЛАЛИЯ». 100

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 102


ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие призвано помочь студентам факультета коррекционной педагогики, обучающихся по специальности «Логопедия», и учителям-логопедам в изучении мало исследованной части речевых нарушений – алалии и тесно связанного с ней блока системных нарушений речи.

По данным В. А. Ковшикова алалия наблюдается у 0, 1 % населения. Причем эта цифра колеблется в зависимости от возраста. Так, дети дошкольного возраста, страдающие алалией, составляют 1, 0 %. Среди детей младшего школьного возраста – 0, 6 %, среднего и старшего – 0, 2 %. По отношению ко всем формам патологии речевой деятельности у различных возрастных групп алалия составляет 0, 5 %, у детей – примерно 4, 0 %. Алалия чаще встречается у лиц мужского пола; соотношение частоты распространения у полов равно 2: 1. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу.

Свойственный алалии сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние на речевую коммуникацию, на развитие познавательной деятельности и некоторых сторон личности, а также нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.

Эти факты говорят о том, что студенту факультета коррекционной педагогики необходимы разносторонние и глубокие знания об этой форме патологии речевой деятельности, чтобы в будущей практической работе уметь анализировать структуру патологии и находить оптимальные пути ее преодоления.

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Материал учебно-методического пособия излагается согласно курсу «Алалия», адресованного студентам факультета коррекционной педагогики, обучающимся по специальности «Логопедия» и учителям-логопедам.

Материал изложен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050717 – логопедия (квалификация «учитель-логопед») 2005 года. Учитывается, что ко времени изучения курса «Алалия» студенты и слушатели курсов повышения квалификации уже овладели необходимыми сведениями по дисциплинам лингвистического и медицинского циклов: психологии, нейропсихологии, психолингвистике, специальной методике русского языка. Кроме того, предполагается наличие подготовки по ранее изученным разделам логопедии и параллельное изучение курсов «Логопедические технологии», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи».

Рассмотрение программного материала предваряется определением его основной направленности, значения и актуальности.

Цель: сформировать знания, умения и навыки по проблемам диагностики, дифференциальной диагностики и организации коррекции системного недоразвития речи.

Задачи:

- ознакомиться с проблематикой изучения алалии;

- овладеть категориально-терминологическим аппаратом;

- изучить причины системного недоразвития речи, принципы коррекционно-педагогической работы при данной речевой патологии.

К завершению изучения данного курса студенты и слушатели должны знать:

- структуру речевой патологии при различных уровнях системного недоразвития речи, причины и механизмы нарушения;

- теоретическое обоснование дифференциации: алалии и афазии; алалии и анартрии, дизартрии; недоразвитие речи при алалии и умственной отсталости; алалии и временных (функционального характера) задержек речевого развития; сенсорной неполноценности при сенсорной алалии и сенсорной афазии; недоразвитие речи четырех уровней;

- характеристику структуры, содержания и особенностей реализации схем и моделей логопедического обследования детей с разными уровнями речевого развития при алалии;

- соотношение клинико-психолого-педагогической классификации и педагогической систематизации нарушений речи;

- специфику коррекционной работы с детьми с алалией в условиях специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии.

Студенты и слушатели курсов повышения квалификации должны уметь:

- анализировать речевые нарушения при системных недоразвитиях; определять первичные и вторичные проявления в структуре дефекта;

- планировать коррекционную работу с детьми;

- разрабатывать фрагменты фронтальных и индивидуальных занятий с детьми разного возраста и с разной степенью выраженности недоразвития речи, обосновывать структуру занятия и методику работы;

- определять содержание занятий (отбор языкового, речевого, дидактического, игрового материала), анализировать коррекционное занятие;

- дифференцировать алалию от других нарушений.

В учебно-методическом пособии предлагается материал для подготовки к теоретическим, практическим, лабораторным занятиям, задания для самостоятельной работы и тесты для самоконтроля.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.