Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синтаксическое и актуальное членение предложения




Лекция № 7

Тема 10. Вопросы коммуникативного синтаксиса. Актуальное членение простого предложения

1. Синтаксическое и актуальное членение предложения

2. Понятие об актуальном членении предложения. Тема и рема в предложении.

3. Средства выражения актуального членения предложения в русском языке. Порядок слов и логическое ударение как основные средства выражения актуального членения предложения.

4. Прямой и обратный порядок слов

Литература

Основная

1. Современный русский язык: Учеб. пособие для студентов пед. ин-т по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» /Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я.Маловицкий, А.К.Федоров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.- 464 с.- С. 333-338.+

2. Русский язык. Учеб. для студентов пединститутов и спец. №2121. В 2-х ч. Ч.2. Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. Н.В. Костромина, К.А. Николоева, Г.М. Ставская, Е.Н. Ширяев; под ред. Л.Ю. Максимова. - М. Просвещение, 1989. -288с.С.237--239.+

3. Кононенко В.И., Брицин М.А., Ганич Д.И. Русский язык. К.: Вища школа, 1978.-С.

Дополнительная

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис Пунктуация: Учеб. пособие для студентов по спец. №2101 «Рус. Яз. и лит.».- М.: Просвещение, 1981. – 271 с. – (Соврем. рус. яз. Ч.3). - С.24-30.+

2. Бабайцева В.В.Русский язык: Синтаксис и пунктуация. - М.: Просвещение, 1979. – 269 с. – (Библиотека учителя русского языка). - С. 15-23. +

3.Современныйрусскийязык:Учебник:Фонетика.Лексикология.Словообразование.Морфология. Синтаксис.- 2-е изд., испр. и доп. / Л.А.Новиков, Л.Г.. Ззубкова, В.В.Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А.Новикова.- СПб.:Изд-во „Лань”, 1999. -864 с. С.655-690.+

 

Синтаксическое и актуальное членение предложения

Как уже упоминалось, в предложении различают два аспекта: номинативный и коммуникативный. Всякое предложение, с одной стороны, называет какой-то факт, с другой – служит единицей коммуникации.

Предложение как единица синтаксиса имеет в своем составе члены предложения, занимающие определенные синтаксические позиции. Это членение предложения с точки зрения его синтаксической структуры есть членение синтаксическое. При таком членении выделяются структурное ядро предложения (подлежащее и сказуемое) и распространяющие его члены.

Однако, реализуясь в речи, предложения в качестве конкретных единиц сообщенияоформляются в соответствии с определенным коммуникативным заданием.

Предложение, в котором подчеркнута целевая установка говорящего, называется высказыванием.В лингвистике два эти термина противопоставляются.Высказывание – это предложение, в котором отразилось актуальное членение.



Что же такоеактуальное членение?

Целенаправленность сообщения приспосабливает синтаксическую структуру предложения к конкрет­ным нуждам ситуации. Приспособление грамматической структу­ры предложения в результате включения в ту или иную речевую ситуацию к задачам коммуникации есть актуальное члене­ние предложения (термин чешского лингвиста В. Матезиуса).

Что такое коммуникативная задача?Это стремление говорящего подчеркнуть тот аспект содержания предложения, который является важным, существенным в данной речевой ситуации, в данном контексте.

Актуальное членение создает коммуникативную структуру предложения. Термин «актуальное» подчеркивает, что членение существенно в данном контексте или данной ситуации. Например, впредложении Иван Иванович приехал с точки зрения ситуации могут быть актуальными разные члены предложения. Главную коммуникативную цель может выражать словоформа Иван Иванович, она логически выделяется (при такой ситуации предложение как бы отвечает на вопрос: Кто приехал? Иван Иванович приехал или Приехал Иван Иванович ). Однако в другой ситуации цель сообщения может быть иной, например, говорящего интересует вопрос о том, где И.И.; тогда, приспосабливаясь к данной ситуации, предложение будет построено так: Приехал Иван Иванович Иван Иванович приехал. (Например: Дай мне хлеба)

Итак, в каждом из вариантов предложении (с разными фразо­выми ударениями и разным порядком слов) отчетливо выделяются две части: исходный пункт высказывания, который часто бывает известен или может угадываться по ситуации, и вторая часть, которая содержит именно то, что представляет собой главную коммуникативную цель высказывания; последняя чаще всего со­держит нечто новое, неизвестное слушателю (в приведенных предложениях то Иван Иванович, то приехал).



Исходный пункт высказывания называется темой, а компо­нент, передающий цель сообщения,— ремой. Членение предложения-высказывания на тему и рему и есть актуальное членение. Как видим, одна и та же грамматическая структура предложе­ния может давать несколько вариантов коммуникативной структу­ры с помощью актуального членения.

Главным средством передачи разного актуального содержания является порядок слов. Этот вывод можно сделать из анализа приведенных примеров: компоненты тема и рема располагаются в названном порядке, независимо от того, какими членами предло­жения они являются. Так, актуальное членение может разойтись с грамматическим, поскольку функции словоформ как членов пред­ложения, за исключением некоторых случаев (см. ниже), от пе­рестановки мест не меняются. Последовательность «тема — рема» с точки зрения коммуникативной структуры предложения есть прямой (или объективный) порядок слов. Если рема помещается перед темой, имеем обратный (или субъективный) порядок слов. В последнем случае для сохранения коммуникативной структуры предложения необходимо особое выделение ремы, которое и под­черкивает ее необычное расположение. Ср. варианты:

Иван Иванович приехал или Приехал Иван Иванович…

Следовательно, вторым средством выражения актуального чле­нения, как показали примеры с разным фразовым ударением, является интонация (место фазового ударения).

Таким образом,актуальное членение предложе­ния— это членение предложения на то, что в нем при данном коммуникативном задании является исходным пунк­том высказывания, считается известным,— тему (основу) и на то новое, что о теме сообщается,— рему (ядро). Рема является коммуникативным центром предложения. Термин «актуальное членение» принадлежит чешскому лингвисту В. Матезиусу.

Слова и группы слов в предложении располагаются в со­ответствии с его актуальным членением. При обычной по­следовательности единиц актуального членения тема пред­шествует реме, т. е. порядок расположения слов и словес­ных групп соответствует последовательности от «данного» — к «новому». Так, в предложении Сухие листья медленно пада­ют на землю выделяется тема сухие листья и рема медленно падают на землю.

Предложения, в которых есть тема и рема, называются расчлененными. Предложения, в которых отсут­ствует противопоставление темы и ремы, называются нерасчлененными; в них нет логического ударения. Например, в предложениях Идет снег и Прошло пять лет весь состав предложений обозначает «новое».

Роль порядка слов на уровне синтаксической структуры и на уровне актуального членения предложения Неодина­кова. Для изучения порядка слов на уровне грамматиче­ской структуры определяющее значение имеет последова­тельность синтаксического членения предложения. Так, при синтаксическом анализе двусоставного предложения первоначально выделяют группу подлежащего и группу сказуемого. Затем в группе подлежащего находят подлежа­щее и устанавливают характер синтаксической зависимости второстепенных членов предложения по отношению к нему или между собой. Таким же образом анализируют и группу сказуемого. Если в предложении есть детерминант, то опре­деляют его синтаксическую функцию. Итак, порядок слов на уровне грамматической структуры устанавливается по­следовательным членением компонентов, составляющих пред­ложение.

На уровне синтаксического строения у порядка слов есть определенные грамматические функции, которые отсутству­ют при актуальном членении предложения. Но актуальное членение предложения обладает смыслоразличительной функ­цией в речи. Тема как исходный пункт высказывания долж­на располагаться в начале предложения, а рема, заключаю­щая в себе главную коммуникативную цель высказыва­ния,— после темы. Такая последовательность обеспечивает правильное логическое построение речи.

В речи актуальное членение предложения накладывается на синтаксическое членение. Между актуальным и синтак­сическим членением предложения существует зависимость двоякого характера. С одной стороны, актуальное и синтак­сическое членение предложения могут совпадать. С другой — актуальное членение предложения может быть противопо­ставлено его синтаксическому членению, так как предло­жения с одинаковым грамматическим составом в зависимо­сти от разных целей коммуникации имеют разное актуальное членение. Наиболее распространенный случай совпадения синтаксического и актуального членения отмечается в дву­составных предложениях без детерминантов, когда темой высказывания служит подлежащее, а ремой — сказуемое: Нянечка отвела Новоселова в уголок, где было оборудовано нечто вроде гостиной, и усадила в страшно тяжелое громад­ное кресло. Он \стал дожидаться (Кат. ). В предложении Тяжело загруженная лодка | глубоко сидела в воде (Аре.) состав подлежащего представляет собой тему, а состав ска­зуемого — рему.

В тех случаях, когда темой является сказуемое, а ре­мой — подлежащее, актуальное членение противопоставлено синтаксическому. Например: Поезд мчит, мягко покачивая. В ночи. мимо окон чертят | искры (С.-М.) — если в первом предложении актуальное и синтаксическое членение совпа­дают, то второе предложение при актуальном членении рас­падается на части: в ночи мимо окон чертят и искры. Пер­вая часть представляет собой тему высказывания, «данное», а вторая — рему, «новое». Синтаксически же предложение членится иначе: искры. — подлежащее, а в ночи мимо окон чертят — состав сказуемого.

Сложное взаимодействие синтаксического и актуального членения возникает в предложениях с детерминирующими членами. Например, в двусоставном предложении Летом степь своим торжественным покоем | наводила на меня уны­лую грусть (Ч.) выделяются детерминирующее обстоятель­ство летом, подлежащее степь с зависимым сочетанием и состав сказуемого наводила на меня унылую грусть. Детер­минант и подлежащее с зависимым сочетанием входят в тему, состав сказуемого — в рему. Односоставное предложение Мне / непременно нужно переговорить окончательно (Т.) членится на детерминирующий объект мне, детерминирую­щее обстоятельство непременно и безличный предикат нужно переговорить. Актуальному членению подвергается соче­тание детерминирующего объекта и безличного предиката (мне — тема, непременно нужно переговорить окончатель­но — рема). Односоставное предложение При таком шуме ( совершенно невозможно разговаривать по телефону (В. Д.) членится на детерминант при таком шуме, который пред­ставляет собой тему высказывания, и состав безличного предиката невозможно разговаривать по телефону — рему высказывания.

В состав темы и ремы входят любые члены предложения, независимо от того, какой частью речи они выражены и какое имеют лексическое значение. Тема и рема могут сов­падать с отдельным словом или группой слов. Например, в предложении Остановить сказку, рассказ, повесть, когда они появляются на свет, \ почти невозможно (Пауст.) глав­ное предложение членится на группу подлежащего остано­вить сказку, рассказ, повесть и группу сказуемого почти невозможно (в тему входит группа подлежащего, в рему группа сказуемого).


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.006 сек.)Пожаловаться на материал