Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности инструментов мягкой силы.






 

Мягкая сила – это теория и одновременно устоявшееся понятие в сфере международной политической науки. Впервые оно было введено в обиход американским учёным-политологом, профессором Гарвардского университета Джозефом Наем Младшим в его книге «Обречённые на лидерство: изменчивая природа силы Америки» (Bound to Lead: The Changing Nature of American Power) в 1990 году (в последствии термин «мягкая» сила приобрёл своё дальнейшее развитие в другом труде профессора Ная, книге под названием «Мягкая сила: средства успеха в мировой политике» 2004 года (Soft Power: The Means to Success in World Politics), главным образом посвящённой именно теории «мягкой» силы). Свою известность в научных кругах Америки и Европы профессор приобрёл после развития им теории «жёсткой» и «мягкой» сил (“hard” power and “soft” power), которая заняла прочное место в современной политологии в качестве одной из наиболее интригующих и интересных теорий международных отношений в политической науке. Теория «мягкой» силы, выведенная профессором Наем (хотя определённые её отголоски уже звучали и ранее: канцлер Германии Отто фон Бисмарк ещё в конце XIX предугадал последующее распространение английского языка, какую роль в этом сыграют Североамериканские страны и как это скажется на их позиции в мире[4]), заключается в том, что то или иное государство (или международная организация либо международное объединение), претворяя в жизнь свои интересы на международной арене и стараясь убедить своего политического партнёра в чём-либо, пользуется альтернативными военному и экономическому давлению методами и средствами. Из упомянутых мной выше ресурсов для проведения внешней политики, именно такие инструменты, как культура, политические ценности и международный авторитет входят в арсенал «мягкой» силы. Как уже упоминалось, прежде всего они связаны с культурой и в некоторой степени с экономической составляющей повседневной жизни людей. В отношении культурной составляющей можно выделить определённую символику, отличительные, характерные черты культуры определённого государства, которые несут в себе всевозможные инструменты «мягкой» силы в такой форме, чтобы она, культура, была доступна для понимания потребителей, а также несложна для усвоения и дальнейшей, как прямой, так и косвенной передачи. Что же касается экономического аспекта инструментов «мягкой» силы, то здесь следует обратить внимание на то, что объектами, используемыми государствами (однако не исключены подобные методы и для разного рода международных организаций) для проведения политики «мягкой» силы часто являются готовые продукты и предоставляемые услуги. Подобная продукция может быть представлена различными видами товаров, однако, если присмотреться, то можно ясно увидеть, что основными её составляющими являются товары лёгкой и пищевой промышленности, а также (в современном мире даже скорее в первую очередь) продукция интеллектуальной собственности. Исходя из этого, Джозеф Най относит к ним такие продукты как кино и фильмы, традиционная для страны еда, продукция с изображениями и символами, [5] характерными для определённой культуры (к примеру, одежда и аксессуары с разного рода принтами, изображениями, несущими в себе отпечаток той или иной национальной культуры (портреты известных политических деятелей, кинозвёзд, персонажей мультфильмов или кино или характерных вещей, цитат)). Для более четкого представления об этих отличительных чертах можно привести конкретный пример какого-либо подобного продукта в конкретном историческом и одновременно политическом контексте. В своей работе «Мягкая сила. Средства достижения успеха в мировой политике» Джозеф Най упоминает события 2001 года, когда в Афганистане пало правительство Талибана и установилось временное правительство. На встречу с последним министр иностранных дел Индии вылетел в Кабул, при этом везя с собой в самолёте не что иное, как фильмы производства Болливуда и диски с индийской музыкой, которые в последствие быстро распространили на территории Афганистана. Кроме того, в своём интервью президент Токийского фонда, Масахиро Акияма, говорит, что на формирование положительного образа японцев и Японии оказали значительное влияние привлекательность японской культуры, экзотичность кухни, и не в последней степени продукция, ориентированная в основном на молодёжь – аниме (японские мультфильмы) и манга (японские комиксы).[6]

Что же отличает такие методы от традиционных методов воздействия, таких как военное вмешательство и финансово-экономическое давление? После ознакомления с выбранной мной литературой, мне удалось, на базе полученной информации, выделить несколько основных отличительных черт данных инструментов.

 

Это такие характерные признаки как:

 

1) непрямое воздействие

2) большое разнообразие средств

3) растянутость воздействия во времени,

4) меньшая предсказуемость и очевидность результатов воздействия на начальном этапе в отличие от применения мер воздействия той же самой «жёсткой» силы

5) применение инструментов «мягкой» силы не носит характер «кнута» и «пряника» и часто находится за пределами правительственного контроля государств

 

Из перечисленного мной списка сам основоположник теории «мягкой» силы, профессор Най, выделял два пункта:

 

1) нахождение большого количества ресурсов «мягкой» силы за пределами правительственного контроля

2) растянутость воздействия во времени («работая косвенно, они (составляющие мягкой силы) формируют среду для проведения политики, и иногда получение желаемых результатов занимает целые годы»)[7]

Как можно увидеть, пункты 2), 4) и 5) из моего списка подпадают под формулировку, данную в пункте 1) перечня характерных признаков ресурсов и инструментов «мягкой» силы по Джозефу Наю. Своим перечнем характеристик я бы хотела чуть шире и подробнее раскрыть критерии, выведенные Джозефом Наем.

 

Рассмотрим эти пять пунктов по порядку.

Вернёмся к приведённому мной примеру с визитом министра иностранных дел Индии в Афганистан, на котором можно будет рассмотреть пример непрямого воздействия мягкой силы. Как уже было сказано выше, привезённые министром кассеты с фильмами и диски с музыкой очень быстро разошлись по всей стране, что, в свою очередь, свидетельствовало о достаточно большом интересе жителей. Следствием из этого является лучшее ознакомление с культурой и традициями Индии. В самом деле, когда гражданин Афганистана смотрит фильм «Зита и Гита», никто не рассказывает ему прямо об индийской культуре, однако зритель воспринимает информацию косвенно, получая определённое, пусть и фрагментарное, представление об отдельных особенностях этой культуры из фильма.

Конечно же, кроме продукции кино государства обладают большим количеством других ресурсов «мягкой» силы. К их числу относятся уже упомянутые мной брендовая одежда и аксессуары с определённой символикой, свойственной определённой культуре, продукты питания из национальной кухни, образование, рассматриваемое в качестве услуги, нематериального продукта, а также большое количество видов продуктов интеллектуальной собственности, как то музыка, книги (с развитием технологий есть возможность отнести в эту группу ставшие популярными среди миллионов поклонников компьютерные игры), и, кроме того, даже СМИ вместе с огромным набором передач, количество которых год от года только растёт (развлекательные, новостные, реклама). Всё это, и многое другое, относится к ресурсам «мягкой» силы.

Далее о предугадывании результатов применения «мягкой» силы. Так как воздействие её непрямое, то, как уже упоминалось выше, в списке характерных признаков, результаты её воздействия не настолько очевидны на начальном этапе воздействия. Если использовать экономическую терминологию, то инструменты «мягкой» силы следует рассчитывать на достаточно продолжительный временной период действия (long run period): эффект от этих средств сказывается с определённой долей задержки. В самом деле, вновь обращаясь к взятому мной примеру с Афганистаном и Индией, скорее всего, индийскому министру иностранных дел было далеко не просто предугадать и вычислить заранее, как отнесётся к индийским фильмам и музыке афганское население. Такое исследование взглядов по отношению населения к качеству предоставленной им продукции возможно произвести исключительно позже, при этом, однако, необходимо учитывать и такую вероятность, что зачастую продукция и разного рода услуги, предоставляемые страной, могут быть симпатичны жителям другого государства, однако насчёт государства-экспортёра могут тем не менее существовать давно устоявшиеся предубеждения. Следовательно, В то же время средства «жёсткой» силы можно отнести к средствам короткого временного периода действия (short run period). Действие таких инструментов, как угроза, подкуп и, особенно, ввод военного становится очевидным достаточно быстро и в большинстве случаев разночтений в исходе применения не возникает.

Что касается правительственного контроля, то его влияние на ресурсы «мягкой» силы резко отличается от аналогичного влияния на ресурсы «жёсткой». Армия, бюджет и другие экономические ресурсы в современном мире целиком и полностью (в большинстве случаев) находятся в ведении и под контролем государства, которое авторитарно распоряжается ими как на своей территории, так и за границей (направляя потоки ресурсов либо переброску вооружённых частей в другие страны, останавливая поставки экономических ресурсов или деятельность вооружённого контингента либо вовсе выводя его и т.п.). К тому же угроза применения альтернативных мер воздействия, таких как санкции, эмбарго или им подобных, также исходит в основном от государства (хотя здесь следует сделать определённую поправку с учётом международных организаций, в особенности межправительственных универсальных: обладая широким спектром полномочий, Организация Объединённых Наций имеет возможность применять меры принуждения и давления, аналогичные, а зачастую и превышающие по потенциалу государственные). Однако ни одно государство не сможет полностью проконтролировать продажи билетов на фильм производства своей страны в другом государстве. В некоторой степени в качестве исключения можно рассмотреть ситуацию с распространением американцами среди немцев после завершения Второй мировой войны и Нюрнбергского процесса билетов на документальный фильм «Нюрнберг: его уроки». Явка зрителей была обязательна и строго контролировалась, однако, повторюсь, подобный случай скорее можно отнести к тем исключениям, которые подтверждают правило.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.