Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определения Дизайна






Дизайн – это продолжение художественной традиции и вкуса в сфере продукции индустрии, вещей обихода и утилитарного потребления.

Дизайн – это эстетический и научно-технический уровень данного общества, воплощенный в товарах широкого потребления, в вещах быта и орудия труда, в средствах транспорта и продуктах культуры.

Дизайн – это встреча конструктора и художника, производителя и потребителя благодаря превращению эстетизированного продукта труда в продукт утилитарного и эстетического потребления.

Дизайн связывает воедино духовную и материальную, научно-техническую и технологическую, гуманитарную и индустриальную культуру. Он место их встречи, фокус их пересечения. Тем самым обеспечивает культурную целостность современной цивилизации.

Дизайн осуществляет массовую культурно-эстетическую коммуникацию, передавая через предметы быта, орудия труда, вещи повседневного обихода, создаваемые современной промышленностью, определенный тип художественного вкуса.

Дизайн проникает во все сферы жизни и деятельности людей. По массовости и силе эстетического воздействия он может сравниться с кино и телевидением и в известном смысле даже превосходить их. Ведь чтобы посмотреть, нужно выкроить время и купить билет, чтобы стать телезрителем, необходимо купить телевизор и обрести досуг. А чтобы подвергнуться эстетическому воздействию дизайна, достаточно лишь быть нашим современником. Избежать воздействия дизайна, даже задавшись такой целью, невозможно, ибо никому не дано выпрыгнуть из культурного обихода эпохи, обойтись без ее атрибутов – мебели, посуды, средств транспорта, книг и т.д. А все это – создание дизайна, на которых лежит печать глубокого и непосредственного. Та или иная форма ложки, стола, молотка, автомобиля служит целям и удобства, и эстетического воздействия. Последнее в продуктах дизайна связано с самим образом жизни общества, типом мышления и деятельности эпохи.

Функции дизайна:

- выдвижение новой хозяйственно-проектировочной идеи;

- разработка новой функциональной структуры;

- рациональное воплощение этой идеи, выразительное стилистическое оформление предмета.

При наличии трех функций перед нами полный дизайн;

Два последних – модернизация;

Третий – «стайлинг», стилизация, эстетическая обработка готовой продукции.

Коммерческий стайлинг, являющийся формой бытия дизайна в условиях конкурентной борьбы, не гнушается вульгаризацией вкуса потребителей и создает бросово-выгодные типы продукции, ориентированные на массовость сбыта. Часто он оказывается способом сбыта недоброкачественной продукции за счет ее стилистического оформления. Однако это не должно приводить к отрицанию стайлинга в целом. Дизайн как эстетическая форма продукта призвана отвечать истинно человеческим, а не мнимым, внушенным рекламой потребностям личности.

Дизайн есть в известном смысле результатом безграничного расширения сферы прикладного искусства и его развития на промышленной основе, результат проникновения эстетики в технику, вторжение художника в производство.

Дизайн делает форму не только целесообразной и конструктивно логичной, но и эмоционально выразительной, эстетически осмысленной. Художник-конструктор создает продукты и орудия труда, способные «по-человечески относиться к к человеку», то есть обладающие эстетической ценностью. Дизайн обеспечивает человеческое взаимоотношение вещи и ее потребителя, а также «очеловечивание» человеческих отношений, ибо вещь предстает в роли посредника между ее создателем и потребителем. Пользуясь художественно сконструированными вещами, человек как бы созерцает самого себя в созданном им мире, что доставляет ему глубокое эстетическое наслаждение. (С.30).

Техническая эстетика – это теория дизайна, теория освоения мира по законам красоты промышленными средствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплощения, серийного изготовления и социального бытия полезных и красивых орудий труда, станков, машин, вещей и предметов, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества. Идеи технической эстетики зародились в середине ХІХ века, задолго до появления дизайна. До конца 19 века ремесленник в основном начинал и заканчивал производство вещи. Индустрия сделала вещи массовыми, но лишила их неповторимости. И скоро производству потребовался дизайнер-инженер с эстетической подготовкой.

Дизайн как вид эстетической деятельности сформировался в 1920е годы, с появлением крупнейших учебных центров, Баухауз в Германии и ВХУТЕМАСа (Высшие художественно - технические мастерские) в РСФСР. В России это были группа «Кузнецы» во главе с А. Гастевым, художники А.М. Родченко, В.Е. Татлин и другие. Все они работали в едином эстетическом русле стиля конструктивизма, занимаясь дизайном и ткани, и мебели, и печатной продукции. Новой власти дизайн ВХУТЕМАСа оказался не нужен, и к 1930м годам он закрылся. Но традиции в Лету не канули. Открылись Высшие худпромучилища в Москве и Ленинграде. Дальнейшему разитию дизайна помешало приближение второй мировой войны. В годы тоталитарного режима игнорировался такой вид художественно-проектной деятельности как дизайн.

С 1962 года ВНИИТЭ (всесоюзный НИИ технической эстетики) контролировал внедрение в жизнь дизайнерских проектов - от новых вагонов до новых люстр.. До начала 70-х годов в перечне специальностей в СССР, требующих специальной подготовки, отсутствовала профессия дизайнера. Возобновилась деятельность Союза дизайнеров в нашей стране только в начале 90-х гг. ХХ века.

Промышленный дизайн в Украине появился в 20-е годы. В это время в Харькове вышло в свет 15 работ по истории техники В. Данилевского - инженера и писателя, рассматривавшего технику как культурный феномен.

В 1930-е годы заводы Харькова произвели немало первоклассных по дизайну самолетов, станков, велосипедов... Ныне Харьковский художественно-промышленный институт - флагман дизайнерского образования Украины.

Обычно дизайн (от англ. design – чертеж, рисунок, проект) определяют как совокупность различных видов проектировочной деятельности, нацеленной на формирование эстетической и функционально-качественной предметной среды.

Международный семинар дизайнеров (Бельгия, 1964) дал следующее определение дизайна: «Дизайн - это творческая деятельность, цель которой - определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделий, но главным образом структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделия в единое целое с точки зрения и потребителя, и изготовителя».

Международный совет организаций индустриального дизайна в Лондоне в 1969 году предложил еще одно определение дизайна: «Дизайн - творческая деятельность, которая формирует гармоничную предметную среду, наиболее полно удовлетворяющая материальные и духовные потребности человека». Дизайн – это художественное проектирование полезной и красивой вещи. Дизайн делает форму продукта не только целесообразной и конструктивно логичной, но и эмоционально выразительной, эстетически осмысленной. Продукт дизайна должен соответствовать своему назначению, культурной традиции функционирования, технологии массового производства, современному стилю, задачам «очеловечивания» мира (гуманизации «второй природы»).

Дизайн создает особый зрительный язык формы. Язык дизайна – это визуальный язык, по словам немецкого дизайне­ра 1920х годов Вальтера Гропиуса. Его знаки - форма, цвет, линия, масштаб, светотеневая игра.

Изготовление всякой вещи предполагает ее изобретение, конструирование, компоновку и технологию производства. В этой цепи место дизайна – компоновка, проектирование новых связей между деталями вещи. При этом учитывается конструктивная целесообразность.

Если ремесленник сам начинал и заканчивал процесс изготовления вещи, то сейчас она продукт промышленного производства, результат труда рабочих, технологов, инженеров. Узкая специализация каждого из них грозит разрушением универсальности личности и утратой эстетической цельности изготавливаемого предмета. Индустрия ускорила и сделала массовым процесс изготовления вещей. Но на смену уникальному изделию мастера пришло производство штампованных товаров. Перестав быть предметом роскоши, продукт производства одновременно перестал быть роскошным предметом и более не нес в себе печать личности его создателя. И тогда на помощь конструктору, проектирующему функциональный предмет, пришел художник, проектирующий предмет эстетически выразительный. В идеале художник и конструктор объединяются в лице представителя новой профессии – дизайнера (инженера с эстетической подготовкой).

Дизайн пронизывает все сферы жизни и деятельности людей. Избежать воздействия дизайна невозможно, так как никому не дано отрешиться от культурного обихода эпохи: мебели, посуды, транспорта и прочего.

Выделяют следующие формы дизайна:

ü промышленный;

ü графический;

ü дизайн интерьера;

ü виртуальный дизайн;

ü футуродизайн.

Промышленный дизайн – это проектирование автомобилей, самолетов, мебели, бытовой техники и т.д. Его появление в нашей стране связано со вхутемасом Он проповедовал революционный дизайн - отказываясь от любого украшательства вещей: лакировки, завитков, - сводя силуэты вещи к прямоугольным. Но изящество пропорций, материала тем не менее ценилось.

Графический дизайн - это проектирование печатной продукции: книг, журналов, фирменных стилей, знаков визуальной коммуникации, печатная реклама, ТВ – графика, WЕВ – дизайн.

Фирменный стиль – это жанр графического дизайна. Он включает в себя: фирменный знак, логотип, бейджи сотрудников, фирменные бланки, фирменный цвет.

Дизайн интерьера до начала 1990х занимался только интерьерами общественных зданий (театров, универмагов). Теперь – и жилищ тоже. Ведь каждое из них должно быть портретом хозяина. А интерьер офиса - портретом фирмы. Потому-то денег на оформление интерьера фирмы не жалеют. Здесь, дизайн утратил свою повторяемость и стал единичным.

Стили дизайна интерьера:

1. Классика. В основе этого стиля лежит представление о дворцах Древнего мира – греческих и римских. Его отличительная особенность – строгая соразмерность помещения, колонн, мебели. Цветовые сочетания: белый и желтый, белый и голубой.

2. Неоклассика. Отделка деревом и зеленым сукном. Староанглийский стиль – один из вариантов неоклассики.

3. Постмодернизм. Свойственен гротеск, игра, сознательные нарушения классических пропорций.

4. Хай-тек. Холодное изящество, ассоциируется с дизайном компьютера или автомобиля. Используется стекло, металл, дерево. Тщательная отделка и подгонка деталей, продуманность и отсутствие украшений.

5. «Новая волна». Экзотические мотивы в деталях отделки, цвета – розовый, светло-лимонный, бирюзовому в сочетании с белым. Используются национальные атрибуты.

6. Брутализм. Этот стиль родился в Америке как антитеза панельному градостроительству. Нарочитая грубость, использование обнаженного камня, неровной кирпичной кладки.

Виртуальный дизайн – создание компьютерных игр, которые предлагают нам подобие реальности, по сути не осуществимое, но привлекательное. Это зачастую приводит к тому, что общение с компьютером становится нужнее, чем общение с человеком, что, в свою очередь, отражает процессы дегуманизации общества.

Футуродизайн – это создание предметной среды будущего (часто на проектном уровне) Саунд-дизайн – это создание звуковой среды кинофильма: шорохов, скрипов... Это есть уже сейчас. Дизайн запахов создание аппаратов, которые при демонстрации фильма создавали бы ауру запахов для данного визуального ряда.

Итак, дизайн – это искусство функциональное. Поэтому он должен быть удачен с точки зрения и дизайнера, и заказчика, и потребителя. Потребитель является конечной целью дизайна.

 

Выводы

1. Эстетическая значимость природных предметов и явлений открывается человеку в процессе их материально-духовного освоения.

2. Красота природы выражается в ее положительном человеческом содержании.

3. Эстетическое отношение к природным объектам помогает человеку преодолеть их чуждость.

4. Эстетика труда изучает специфику эстетической деятельности в системе общественного производства.

5. Эстетика труда обеспечивает высокую культуру производства, повышает производительность труда.

6. Дизайн – проектирование полезной и красивой вещи.

7. Конечная цель дизайна – потребитель.

 

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается специфика эстетики природы как сферы эстетического отношения?

2. Как понимал красоту в природе В. Соловьев?

3. Какие качества природного объекта вызывают у нас эстетические переживания?

4. Всегда ли человек в природных явлениях видел положительное содержание?

5. Назовите основные качества красивой и функциональной вещи.

6. Каким образом связаны труд и понимание красоты человеком?

7. Что является предметом производственной эстетики?

8. Что собой представляет дизайн как вид эстетической деятельности?

9. Дайте определение дизайна.

10. Назовите известные вам виды дизайна.

 

Литература

1. Бореев Ю.Б. Эстетика. – М., 2002.

2. Эстетика. / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.

3. Жаринов В.М. Эстетика. Раскрытие эстетической тайны: краткий учебник для школьников, студентов, преподавателей. – М., 2001.

4. Киященко Н.И. Эстетика жизни. В 2 ч. – М., 2000.

5. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. Кн. 1, 2. Пер. с англ. – М., 2000.

6. Краткий словарь по эстетике. / Под ред.М.Ф. Овсянникова. – М., 1983.

7. Эстетика: Словарь. / Под общ. ред.А.А. Беляева. – М., 1989.

 

 

Тема 9. ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

 

1. Природа, сущность и специфика искусства.

2. Эстетический идеал и художественный образ.

3. Социальные функции искусства.

 

1. Природа, сущность и специфика искусства

ИСКУССТВО – важнейшая эстетическая категория, характеризующая особую форму общественного сознания – художественную, которая интегрирует многие потребности «родового человека» − интеллектуальные, эмоциональные, нравственные, эстетические. Искусство – одна из важнейших сфер культуры, стержень духовной культуры в целом. Оно представляет собой образную летопись и память человечества.

Понятие «искусство» имеет три различных значения:

1. Мастерство – искусно, технично выполненная деятельность, результатом которой является искусственное по сравнению с естественным, природным. Этот смысл слова вытекает из древнегреческого «технэ» - искусство, мастерство;

2. Творчество по законам красоты: создание полезных вещей, машин; создание и оформление общественного и личного быта, культура поведения, дизайн и т.д.;

3. Художественное творчество – вид социальной деятельности человека, продуктами которого являются специальные духовные эстетические ценности.

Именно в третьем значении слова мы будем рассматривать искусство.

В отличие от других сфер общественного сознания (мораль, наука, политика и т.д.) искусство удовлетворяет универсальную потребность человека – восприятие окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности. Искусство включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности, отражающие собственно человеческое отношение к действительности, сфера его воздействия на жизнь поистине безгранична.

Чтобы вскрыть действительную основу специфики искусства, необходимо выявить специфический объект отражения. Искусство есть не только специфическое отражение действительности, но и отражение специфического в действительности. Задача науки выделять, выкристаллизовывать сущность предполагает определенное «выхолащивание» картины мира. Благодаря вторжению научной мысли скудеет богатство бесконечно многообразной природы. Живые страсти и поступки конкретных людей, полнота прекрасного и безобразного, трагического и комического превращается в абстрактные всеобщности. Цель науки отражать действительность в ее всеобщих связях приводит к тому, что она не останавливается на открытии сущности одного факта, а углубляется в сферу существенных отношений, выражаемых в законах. Иначе говоря, законы науки обладают социальным значением, а искусство всегда личностно и непосредственно. Искусство целостно отражает окружающий мир, оно воздействует одновременно на чувства, волю и мысли людей, пробуждая и развивая в них художественное, творческое отношение к действительности. Именно этим определяется специфика искусства, его уникальность как особого способа духовного производства.

Исторически искусство развивается как система конкретных видов искусства: живопись, музыка, архитектура, скульптура, литература, театр и др. Разделение искусства на виды обусловлено эстетическим богатством и многообразием действительности, духовным богатством и многообразием эстетических потребностей художника, автора, а также богатством и многообразием культурных традиций, художественных средств и технических возможностей искусства.

Природа искусства, его содержание по-разному определялось в различные исторические эпохи.

АНТИЧНОСТЬ. Гераклит считал, что искусство подражает красоте в природе. Согласно Платону, предметы – тени идей, а искусство подражает теням, поэтому оно есть отражение отраженного (тень тени), следовательно, явление низшее. Для Аристотеля искусство – это подражание действительности (мимезис). Он признает воспитательную роль искусства, что отражает ситуацию в античном обществе, где искусство и право составляли основу воспитания. Аристотель полагает, что музыка с помощью ритмов и мелодий подражает определенным состояниям души – гневу, кротости, печали, мужеству. Формы музыки близки к естественным состояниям души. Поэтому испытывая печаль или радость от подражания действительности в музыке, человек привыкает глубоко чувствовать в жизни.

В эпоху БАРОККО Торкватто Тассо (1544-1595), отталкиваясь от суждений Аристотеля, утверждал, что предмет искусства – человек.

По мнению Николы Буало (1636-1711), французского поэта, литературного критика, теоретика КЛАССИЦИЗМА, главный предмет искусства – красота государственной жизни, равная добру и целесообразности.

Согласно А.Г. Баумгартену, художественное познание отличается от научного чувственной формой. В соответствии с этим, он различал низшую познавательную деятельность (постижение прекрасного искусством) и высшую (постижение истины наукой).

Кант разделял искусство на 1) приятное (низшая, неполноценная форма художественного творчества); 2) прекрасное (настоящее, не связанное с практическим интересом, эстетическое, изящное искусство; искусство как свободная игра человеческих познавательных способностей).

Иоганн Готфрид Гердер (1741-1803) полагал, что искусство меняется под воздействием климата в зависимости от национального характера народа.

Гегель считал, что мир есть отражение абсолютного духа. Познание мира, таким образом, есть самопознание абсолютного духа. Познание проходит две ступени: низшую – художественное отражение идеи; и высшую – ее философское и религиозное осознание. В художественном творчестве Гегель видит не подражание природе, а процесс очищения вещи, запятнанной «случайностью и внешностью повседневного бытия». Гегель внес принцип историзма в понимание искусства и рассмотрел его в развитии. Согласно этой концепции искусство в своем развитии проходит три этапа:

· символическое искусство – начальная стадия познания абсолютного духа (идея оформилась в действительности, но еще не нашла соответствующей формы); полно воплощается в архитектуре Древнего Востока. В символическом искусстве форма преобладает над содержанием. Ведущая эстетическая категория – комическое;

· классическое искусство – возросшее духовное содержание приходит в соответствие с формой (Античность). Ведущая эстетическая категория – прекрасное. Преобладающий вид искусства – скульптура, в которой материальная форма адекватна содержанию;

· романтическое искусство – духовное содержание превалирует над формой (средневековье, Возрождение, Новое время). Ведущая эстетическая категория – возвышенное. Основные виды искусства: музыка, живопись, поэзия.

 

Виссарион Белинский (1811-1848) отмечал зависимость содержания художественных произведений от содержания жизни народа. В эстетике Белинский развивал концепции реализма, народности искусства.

Марксизм в качестве первопричины искусства выделял экономику (способ производства).

Французский теоретик И. Тэн (вторая половина ХIХ века) считал, что общественные настроения и нравы создают «духовную температуру», определяющую развитие художественного сознания.

Французский философ-позитивист Ж.М. Гюйо полагал, что искусство – функция общественного организма.

Таким образом, объектом искусства (как и науки, и философии, как и всякого сознания) является мир. Но художник берет в нем те связи, свойства, стороны, которые помогают ему осуществить его специфические цели.

Предметом искусства выступает реальность, взятая в свете гуманистических целей искусства, или жизнь в ее самом широком общественном значении («общеинтересное» для человека не как для специалиста, а как личности), действительность в ее эстетическом богатстве, мир в его значении для человечества.

Специфика искусства заключается в единстве предмета и цели искусства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.