Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и задачи эстетики






 

Эстетика [от греч. aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию]. В научный обиход этот термин ввел немецкий философ Александр Баумгартен (1714 – 1762), опубликовавший в. 1750г. работу «Эстетика, предназначенная для лекций». Под эстетикой А. Баумгартен понимал философскую науку в чувственном познании, постигающем и создающим прекрасное и выражающемся в образах искусства. Таким образом, в поле зрения философа находились два явления: к расота, отождествляемая им с «совершенством чувственного познания» и искусство, как наивысшее ее выражение.

Предмет эстетики исторически подвижен и изменчив. На каждом новом историческом этапе ее развития обнаруживается неполнота сложившихся представлений об эстетическом отношении человека к миру и к самому себе.

Одним из создателей философской эстетики Нового времени считают Иммануила Канта (1724 - 1804). Сердцевиной кантовской эстетики является его учение об эстетическом суждении, основу которого составляет внутреннее чувство, возникающее в свободной игре познавательных сил рассудка и воображения. В соответствии с этим за эстетикой закрепляется статус науки, предмет которой, по мнению Канта, ограничивается рамками «учения о внешних чувствах».

Г.Ф.В. Гегель отводит эстетике место учения об идее прекрасного в природе, обществе, искусстве. Искусство, по Гегелю, есть ни что иное, как самосознание абсолютного духа в виде созерцания.

Становлению эстетики как «философии прекрасного» и «философии искусства» способствовали работы Ф. Шиллера (1759 - 1805), Ф. Шеллинга (1785 – 1854).

Связь эстетики с искусством отмечается еще Аристотелем. Но очевидным является и то, что эстетическое как специфическое отношение человека к миру, окружающей действительности, не исчерпывается прекрасным и его художественным отражением в искусстве. Эстетика проявляет интерес и к многочисленным его разновидностям – трагическому, комическому, возвышенному, низменному, безобразному, ужасному и др., представленным не только в формах искусства, но и в жизни, в реальной действительности.

Предметом эстетики является:

1. все формы существования красоты в природе, обществе, искусстве;

2. все формы чувственного восприятия, созерцания красоты человеком;

3. все формы творчества по законам красоты.

Эстетика – это философская дисциплина, которая тесным образом связана с различными отраслями гуманитарного знания.

Прежде всего, можем отметить взаимосвязь между такими специфическими сферами общественной жизни, а также формами их оценок как этика и эстетика. Эта взаимосвязь принадлежит к числу основных закономерностей исторического развития искусства, определяющих и выражающих его социальную функцию и смысл.

Этика и эстетика проявляется в явлениях духовной жизни общества, в поступках в поведении личности. Любое общественное явление, поступок или мотив ОДНОВРЕМЕННО может быть оценен, с одной стороны как прекрасное или безобразное, с другой – как добро и зло. Не существует каких – либо изолированных «эстетических свойств» действительности, равно как и особых, предметно – обособленных «факторов» морали.

Нравственная и эстетическая ценность есть отражение в моральном и эстетическом сознании универсальных потребностей, способностей и целей человека как существа общественного, т.е. потребностей и способностей, которые реализуются в любой сфере человеческой деятельности и познания – в труде и быте, в науке и политике, в искусстве и поведении.

Эстетическая оценка как оценка духовных и физических возможностей, творческих способностей человека применима к любой области человеческой жизни, в том числе и к морально-этической. В свою очередь, этическое содержит в себе предпосылки выступать в качестве эстетического. Это обусловлено «вездесущностью» морали.

Однако в общественной жизни, в поведении человека, в искусстве возможны случаи несовпадения этического и эстетического, что проявляется как несовпадение, несоответствие формы содержанию поступков людей и т.д. Положительно оценивая нравственное значение того или иного поступка, мы иногда сознательно пренебрегаем формой его проявления, или наоборот. Например, положительно характеризуя поведение человека с точки зрения соблюдения им норм этикета, мы не отмечаем при этом уровень его нравственного развития.

В сфере художественного творчества идея единства этического и эстетического реализуется во взаимоотношениях искусства и морали. Герцен справедливо называл искусство «эстетической школой нравственности». Оно является специфическим способом осмысления моральных проблем. Художественной анализ и раскрытие автором темы произведения происходит на основе определенного единства этических и эстетических оценок, таким образом, можно отметить основные задачи эстетики:

1) Изучение процесса эстетического познания действительности человеком;

2) Выработка эстетических оценок различных явлений общественной жизни и поведения человека;

3) Познание законов художественного освоения мира человеком; законов художественного творчества;

4) Целостное освоение мира, всех форм существования красоты в природе, обществе, искусстве;

5) Формирование эстетического сознания человека и общества в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.