Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема социальной ответственности в бизнесе






Еще в начале XX века некоторые руководители многих фирм выражали уверенность в том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше. Занимавшийся производством стали Эндрю Карнеги, к примеру, вложил 350 млн. долл. в социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек. Джон Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долл. и основал фонд Рокфеллера. Доктрина капиталистической благотворительности, согласно которой прибыльные организации должны жертвовать часть своих средств на благо общества, была рассмотрена Карнеги в работе " Евангелие процветания", опубликованной в 1900г.

Первый основательный труд на темы социальной ответственности появился в 50-х гг. В книге " Социальная ответственность бизнесмена" Ховард Боуэн рассмотрел, как концепция социальной ответственности может быть распространена на бизнес, а осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу.

Противоположные по своему характеру выводы о том, что следует понимать под концепцией социальной ответственности, порождаются спорами о целях организаций.

Один из самых дискутируемых вопросов в этике бизнеса — вопрос о том, являются ли корпорации морально ответственными субъектами. Иными словами, должен ли бизнес стремиться к чему-либо, кроме максимизации прибыли. Есть ли у бизнеса обязанности перед обще­ством, такие, например, как обеспечение занятости, устранение дис­криминации, недопущение загрязнения окружающей среды и т. п.? В специальной литературе эта проблема была названа проблемой корпоративной социальной ответственности.

Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований. Например, организации, которая, согласно регулированию, должна иметь в штате 15 представителей национальных меньшинств, но фактически не обеспечивает достижения этого уровня, по закону отвечает за данное нарушение. Ее вовсе не обязательно рассматривать как социально ответственную за положение дел в данном регионе с практикой найма национальных меньшинств. С другой стороны, следование закону не означает, что организация больше не несет никакой социальной ответственности. Другую организацию, которая держит в штате более 151 представителей национальных меньшинств, следовало бы считать социально ответственной с точки зрения решения данной проблемы. Однако та же самая организация может нарушать закон, занимаясь лживой рекламой, и в этой сфере деятельности поведение организации нельзя считать даже юридически ответственным.

К проявле­ниям социально ответственного поведения относятся:

· благотворитель­ность;

· развитие корпорациями социальных программ, направленных на поддержку местного сообщества;

· дополнительное (т.е. сверх преду­смотренного законом) информирование заинтересованных лиц о про­дукции компании;

· добровольное снятие своей продукции в случае ее возможной опасности для потребителя и др.

Примером социальной ответственности, иллюстрирующем концепции добровольного действия, является поведение фирмы " Монсанто", которая менее чем через два месяца после утечки ядовитых веществ в Бхопале на заводе, построенным фирмой " Юнион Карбайдз" в Индии, и гибели почти 2000 жителей этого года вследствие катастрофы, сделала по свидетельству " Бизнес Уик" следующее: " Фирма " Монсанто", четвертая в химической промышленности, удивила своих критиков, известив о добровольном развертывании программы " право знать", заключающейся в распространении информации о возможных опасностях и мерах предосторожности обязательных для людей, живущих вблизи 53 ее заводов...".

Споры о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности.


Аргументы «за» и «против» социальной ответственности

«За» «Против»
1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы (мероприятия по улучшению жизни местного населения, работников предприятия и т.д.) 1. Нарушается принцип максимизации прибыли. Совершая благотворительные акции, организация проигрывает в прибыльности.
2. Изменение потребностей и ожиданий широкой общественности. Вовлечённость компаний в социальную деятельность даёт возможность прогнозировать перспективы развития общества (региона и т.д.) 2. Расходы на социальную вовлечённость. Это может обернуться повышением цен, делает предприятие менее конкурентоспособным.
3. Наличие серьёзных ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Бизнес располагает финансовыми ресурсами, что позволяет время от времени использовать их на социальные нужды. 3. Недостаточный уровень отчётности для широкой общественности. Пока общество не разработает порядок отчетности перед ним предприятием, последнее не будет участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными; могут лгать государству, скрывать доходы.
4. Моральные обязательства социально-ответственного поведения. Содействие инвалидам, беженцам, упрочнение законности, программы для детей и т.д. 4. Недостаток умения решать социальные проблемы. Специалистов, способных решать социальные проблемы недостаточно, они плохо обучены.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.