Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления изучения личности в этнопсихологии (психологическая антропология и кросс-культурные исследования)




Рут Бенедикт делала нечто большее, чем просто описывала поведение людей как продукт той или иной культуры. Она стремилась описать культуру как психологическую целостность. Как заметил Филипп Бокк, культурный паттерн "интегрирует различные элементы, предоставленные историей, давая каждому новое начение, подобно тому, как каждый индивидуум интегрирует различные жизненные навыки в связную систему личности". Причем схожесть между структурой культуры и структурой личности не обязательно проявляет себя в этнографических описаниях поведения членов культуры. Она может быть выражена только посредством тонкой скрупулезной сравнительной работы и мыслительной интеграции многих уровней культуры. В результате этого манипулирования культура уподобляется личности. А индивид представляет собой предельное средоточие культуры — “микрокосм культуры”.

Рут Бенедикт (которая в этом своем аспекте значительно повлияла и на концепции многих других антропологов), подразумевала не обыкновенную пластичность человеческое природы: социальное и культурное окружение фактически лепит из личности все, что ей угодно, личность становится как бы частью культуры. “Бенедикт не имела хорошо разработанной и интегрированной концепции индивидуальной психологии и пренебрегала проблемой личностного развития. Предметом ее внимания была психологическая согласованность различных институций, возникших в обществе. Более того, онанеделалаясногоконцептуальногоразличениямеждусоциокультурнойсистемой и личностью как системой. Скорее утверждалось, что психологическая согласованность личности индивида связана с психологической согласованностью культуры.”

История псих антропологии. Опирается на культурную антропологию или этнологию. Среди культуры антропологов в 20 – 23 гг ученые заинтересовались психоанализом. И на стыке возникло направление - культура и личность. Ф. Боас. – школа Культура и Личность. Предполагалось что личность – это структурная смысловая единица, кот определяет культуру. Идеи исследовать развитие, формирование личность (детей) в разном обществе. Это возврат к индивидуальной психологии. Рут Бенедикт. Концепция конфигураций культур. В 30 гг 20 века. Идея – каждая культура обладает своим паттерном (нечто что ее объединяет). И этот паттерн можно увидеть, исследовать. Его можно анализировать с точки зрения осн идеи – культурная детерминанта (- это некая доминирующая идея. Близка к понятия соц установки – готовности действовать каким – то образом.). опирается на идее Ницше. Предлагает выделять 2 культурные детерминанты (Сравнивала индейцев разных племен):

– аполонический тип культуры. (индейцы поэбло) – осн установка – избегание крайностей. Ориентирована на созерцательность, на интеллектуальное познание окружающего мира. В ней ценится умеренность, сбалансированность. Эти ценности прояв на разный уровнях жизни (сказания, как общаются др с др, как воспитывают детей, осуждается крайнее проявление эмоций.).



– дионисический тип культуры. Буйство, экстаз. Их волнуют крайности. То что можно поставить на грань выживания. Практика измененного сознания. Практика к самоутверждению и т.д. А дальше взаимосвязанность идей, кот помогают увидеть эту кул-ру. Формирует определенный тип личности. Эти люди обладают теми же св-ми что и культура. «личность он отбрасывает огромную тень, и эта тень и есть культура. Т.е. личность и культура равны. Это некая проекция чел.». потом она пересмотрели свои взгляды.

Абрахам Кардинер. Развивал концепция Боаса. Полагал что нужно рассматривать взаимосвязь. Концепция базовой личности или Концепция базисной личности или осн личностная структура. Сущ главенствующий тип личности в культуре. Понятие базовой личности он вкл – склонности, интересы, представления, ценности, способы взаимодействия с др людьми. Он считает что все это – определенные способы адаптации к окружающей среде. В первую очередь интересует культурная среда. Тогда возникает культурная среда и адаптация. У него есть идея о том что базовая личность как способ соц институции адаптации явл культурной средой – он понимал первичные соц институции. Это та среда в кот попадает младенец. Это способы ухода за детьми, семейная организация, и способы жизнеобеспечения, т.е за счет чего эта этническая группа выживает. Формируются особенности детей. Т сюда возникают определенные уровни и специфическая тревожность. Могут возникать неврозы, способы псих защиты, кот и позволяют адаптироваться в этих условиях. И все это явл общим для всех членов этого сообщества. Появл вторичные соц институции. Фольклор, мифы, обряды. Т.е появл взаимосвязь.



Концепция Модальной личности. К. Дюбуа, Р. Линтон.Предположение – можно выделить личность в культуре статистическим методом. То не нормальное распределение. Культура формируют предпочтительные черты. Модельная личность – наиболее распространенный тип личности. То набор св - в характера, особенности поведения, кот чаще всего встречаются у членов данного сообщества. Здесь все можно проверить, доказать, обосновать .Есть сложность – в современной науке нет общего понятия личность. Разнообразие поведения поражает. Или сведение к особенностям коммуникации, толерантность к стрессу. Т.е берутся понятия личности. Появилась идея мультимодального общества. Т.е те, где много разных модальностей личности. Надо изучать личность с точки зрения иерархии и статуса личности.

Школа Культура и личность - разные концепции. Можно выделить ключевые особенности. 1954 Джон Хонигман. Систематизировать данные об этой школе:главная задача – выяснение того как индивид действует, мыслит, чувствует в условиях данного культурного окружения. emic и etic подход. Предмет исследования – чаще всего выступало – освоение индивидом культурно – заданных образцов поведения и стереотипов в ходе социализации.Методы. Осн метод – интенсивное наблюдение. Обычно включенное наблюдение. – осн инфо. Доп методы: глубинные интервью, анализ сновидений, запись автобиографий, проективные техники.

В 60 г школа теряет популярность. Ф. Хсю. Предложил выделить самостоятельное направления внутри культурной антропологии – психологическая антропология - это область исследования в этнологии имеющие психологические аспекты. Проводил отличие между культурной и псих антропологией. Псих антропология должна носить междисциплинарный характер. Псих антропология должна стать междисциплинарной наукой. Т.е должна опираться на разные науки. Необходимо изучать не культуру, а соц представления, кот совпадают с соц носителям культуры. Фокус внимания – изучается чел, судьба личности в определенных культурных условиях. 3 наиболее популярные темы: Исследование социализации детей, этнография детства;Исследование нац характера;Анализ проблем нормы и патологии в разных культурах.

Направление исследовавний культурно-специфических качеств (emic исследование) проводил Триандис он проводил кросс культурное исследование образа Я и представления о другом. Использовалась методика К. Мк Паркинга (Кто Я?) и модифицированный, когда надо было написать о другом 20 характеристик. Один из моментов, который заинтересовал Триандисаа особо – по греческой выборке есть одно качество, упоминаемое 75% респондентов. Это очень странная цифра, т.к. когда мы предлагаем отвечать «кто Я?» - это открытый вопрос и люди вольны писать что угодно, и даже 50%-е использование слова одного и того же уже есть редкость. Слово, используемое греками слово было «филотимус». Оно сложно переводимо – много качеств имеет. Выявили, что это человек доброжелательный, вежливый, надежный, гордый, щедрый, правдивый, выполняющий данные им обязательства, с развитым чувством долга. Триандис поставил исследовательский вопрос: когда мы нашли объяснения и расшиформали это культурное качество, то можем ли мы быть уверенными, что когда переведем на другой язык, поймем, что имеется в виду на самом деле. И дополнительно проводилось большое исследование, изучающее семантическое пространство. В нем было показано, что все прилагательные объяснения слова «филотимус» складываются в один фактор. Получается, что подбор прилагательных для объяснения этого слова оказался оправданным.

Исследование личности в целом:

Пример etic исследования: Личностные тесты – «Личностный опросник Айзенка» (ECQ) и «Большая пятерка» (BigFive).

Айзенк выделил 3 характеристики личности и вокруг этих характеристик выстроил опросник. Шкалы невротизма - эмоциональной нестабильности, экстраверсия/интроверския и психотизм (неконтактность).

Исследования показали, что эти три измерения встречаются во многих культурах, т.е. выражены в людях независимо от их культурной принадлежности.

Большая пятерка опирается на иную схему исследования – модель, которая разрабатывается из самоописания людей.

В культурах США, Голландии, Герании, италии, Китая, Филиппиноы, Япония обладают следующими чертами: экстраверсия; доброжелательность; сознательность (совестливость); эмоциональная стабильность; интеллектуальная свобода или открытость новому опыту)

Некоторые авторы полагают, что эта модель тесно связана с языковыми закономерностями стран. Сложность в том, что в Китае, Японии люди описывают себя не через глобальные характеристики, а через определенные описания действий. Опросник позволяет измерить насколько выражены эти характеристики в человеке.

В России тоже проводилась такая процедура и получилось, что фактора совпали:

Экстраверсия;доброжелательность;сознательность;интеллектуальная свобода

А с эмоциональной стабильностью сложились проблемы. У нас это воспринималось, как ригидность. Пятый факто назвали как;- инфантильно-романтическое самопринятие.

В целом можно сказать, что для российских респондентов этот фактор является важной характеристикой личности и оценивается скорее в плюс, а не в минус.

Сейчас есть попытки разработать какие-то культурно-специфические модели личности. Их называют местные теории личности или индигенные теории личности.

В качестве примера рассмотрим модель африканской личности, которую разработал И Сау. Он работал в психиатрической клинике и обнаружил, что некоторые традиционные практики лечения нетрадиционные оказываются эффективными. Он простроил модель:

Внешний слой – телесная оболочка, тело человека

Следующий слой – источник физиологической энергии (ощущение повышения активности, понижения активности)

Потом - источник психической энергии, наша способность размышлять, делать выводы, наши эмоциональные состояния и проч.

«Ядро» - духовный источник. Самостоятельная структура личности. В христианской культуре похожим понятием будет Божья искра – то, что дано человеку.

Гармонично, когда все эти части вместе. И каждый из этих уровней связан с элементами внешнего мира. Источник физиологической энергии связан с общиной. Источник психической энергии связан с семьей и родом.Духовный источник связан с миром предков, он позволяет нам чувствовать преемственность, осмысленность своего существования.У здорового человека все эти оси взаимосвязаны. Когда заболевает, оси нарушаются. Здесь он видел потенциал этих больных для лечения.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал