Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные понятия. Материал для подготовки к контрольной






Материал для подготовки к контрольной

РАЗДЕЛ 1. Введение в экономику и экономическую теорию.

Тема 1. Экономика и экономическая теория: предмет, функции,

Развитие.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Составьте пары из определений и понятий

А) наука, изучающая поверхностные формы экономических отношений, верхний слой экономического базиса; обосновывает научные выводы исходя из теории предельной полезности, влияние рыночных процессов на накопление богатства; придает ключевое значение рыночным отношениям между продавцом и покупателем без их социально-классовой ориентации. 1. Экономика
Б) наука о поведении людей, их взаимоотношениях по созданию и распределению жизненных благ в обществе при ограниченных ресурсах, о законах, управляющих экономическими процессами. 2. Предмет экономической теории
В) фундаментальная наука, исследующая глубинные причинно-следственные связи и взаимозависимости в производственных отношениях; изучает нижний слой экономического базиса; обосновывает научные выводы, исходя из трудовой теории стоимости; уделяет ключевое внимание социально-классовым отношениям. 3. Политическая экономия
Г) взаимоотношение людей по созданию и распределению жизненных благ в обществе в целях удовлетворения своих потребностей, экономические законы, управляющие этими процессами. 4. Экономикс
Д) совокупность способов и приемов в изучении явлений 5. Экономическая теория
Е) обобщенные понятия, вырабатываемые людьми путем мышления 6. Метод
Ж) совокупность всех видов деятельности человека, направленных на создание благ, удовлетворяющих разнообразные потребности людей 7. Научные абстракции

 

ТЕСТЫ

1. Предметом экономической теории является:

a) НТП;

b) экономические ресурсы;

c) производительные силы общества;

d) экономические отношения людей.

2. Нормативная экономика отвечает на вопрос...

a) Что есть в экономической жизни общества?

b) Что должно быть в экономической жизни общества?

c) Как производить?

d) Что производить?

3. Позитивная экономическая теория изучает...

a) оценочные сведения;

b) то, что есть в экономической жизни общества;

c) то, что должно быть в экономике;

d) модели экономического развития страны.

4. К функциям экономической теории не относится

a) распределительная;

b) методологическая;

c) практическая;

d) познавательная.

5. Экономическая теория – это наука о (об) _________в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях ограниченности ресурсов.

a) использования экономических ресурсов;

b) производстве товаров и услуг;

c) взаимоотношениях людей;

d) богатстве, создаваемом.

6. Метод познания, основанный на соединении в единое целое отдельных частей явления, называется…

a) синтезом;

b) научной абстракцией;

c) анализом;

d) дедукцией.

7. Основными методами экономической теории являются…

a) метод научной абстракции, дедукции и индукции, математического моделирования, позитивного и нормативного экономического анализа;

b) социологические методы исследования;

c) метод наблюдения, эксперимента, опроса и анкетирования;

d) методы статистической и мозговой атаки.

8. Предметом изучения экономической теории не является проблема…

a) ограниченности ресурсов;

b) эффективности использования ресурсов;

c) максимального удовлетворения растущих потребностей;

d) избыточности производственных ресурсов.

9. Люди вступают в экономические отношения по поводу присвоения…

a) экономических ресурсов и благ;

b) только потребительских благ;

c) природных ресурсов;

d) только производственных ресурсов.

10. Отношения по поводу повышения качества и производительности труда – это:

a) экономические отношения производства;

b) экономические отношения распределения;

c) экономические отношения обмена;

d) экономические отношения потребления.

11. Общность экономических законов и законов природы состоит в том, что они....

a) создаются людьми и используются в практической деятельности;

b) действуют стихийно;

c) устанавливаются государством для регулирования экономики;

d) действуют независимо от воли и сознания людей.

12. К характеристике экономических законов не относится то, что они…

a) познаваемы;

b) носят объективный характер;

c) создаются людьми;

d) действуют только в экономических системах.

13. Кто из древнегреческих мыслителей считал, что в городах, где много покупателей можно прокормиться, занимаясь лишь одним ремеслом:

a) Анаксимандр;

b) Ксенофонт;

c) Аристотель;

d) Платон.

14. Основные идеи, какой школы сводились к тому, что богатством общества является драгоценные металлы или металлические деньги, а источником увеличения богатства – внешняя торговля:

a) физиократы;

b) меркантилисты;

c) марксистская политэкономия;

d) институционалисты.

15. Кто из ученых был представителем школы физиократов?

a) А. Тюрго;

b) У. Петти;

c) Дж. Ло;

d) В.К. Дмитриев.

16. Согласно учению Ф. Кенэ о «чистом продукте» последний создается в…

a) торговле;

b) бизнесе;

c) промышленности;

d) сельском хозяйстве.

17. Теорию трех факторов производства (труд, земля, капитал) обосновал…

a) Милль;

b) Мальтус;

c) Сей;

d) Риккардо.

18. Метод предельного анализа является инструментом исследования…

a) социалистов-утопистов;

b) кейнсианцев;

c) классической политэкономии;

d) маржиналистов.

19. Одним из представителей теории маржинализма является…

a) Менгер;

b) Монкретьен;

c) Мизес;

d) Маркс.

 

Проблемные вопросы для обсуждения

на семинарских занятиях

1. Чем различаются экономическая теория, политэкономия, экономикс?

2. Почему предмет экономической теории у разных школ различен?

3. Какие методы использует экономическая теория для познания экономических явлений и процессов?

4. Каково содержание метода научной абстракции и для чего его следует применять?

5. Что такое позитивный и нормативный анализ? Приведите примеры.

6. Какие функции выполняет экономическая теория?

7. На каких уровнях экономическая теория изучает экономические явления и процессы?

8. Какие экономические отношения не являются производственными?

9. В чем единство и различие экономических законов и категорий?

10. Какое значение для науки и практики имеет наличие многообразия современных экономических направлений и школ?

11. Назовите фамилии известных ученых в области экономической теории (в том числе Нобелевских лауреатов по экономике).

 

Тема 2. Экономические системы.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Составьте пары из определений и понятий

А) Экономика, основанная на общей собственности и коллективном принятии экономических решений посредством централизованного планирования. 1. Экономическая система
Б) Замкнутая система организационно-экономических отношений, в которой продукты производятся для удовлетворения собственных потребностей отдельного хозяйства. 2. Хозяйственный механизм
В) Совокупность конкретных экономических и социальных форм, методов и способов, правовых норм, используемых людьми при регулировании экономической жизни страны. 3. Собственность
Г) Процесс социально-экономических преобразований, качественных сдвигов в существующей экономике, когда в течение продолжительного периода времени осуществляется переход от одной экономической системы к другой 4. Общественная собственность
Д) Совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики 5. Рыночная экономика
Е) Открытая система организационно-экономических отношений, в которой продукты производятся обособленными производителями на рынок 6. Административно-командная экономика
Ж) Отношения, возникающие между людьми по поводу присвоения и использования условий и результатов производства в своих интересах 7. Переходная экономика
З) Каждый индивид при ней реально имеют право владеть, распоряжаться и пользоваться условиями и результатами производства с учетом своих интересов. 8. Натуральное хозяйство
И) Экономика характеризуется господством частной собственности и использованием системы рынков и цен для управления экономической деятельностью. 9. Товарное хозяйство

 

 

ТЕСТЫ

1. Функциями экономической системы являются (2 ответа):

a) воспроизводственная;

b) регулирующая;

c) практическая;

d) контролирующая.

2. Какой субъект экономической системы производит общественные блага?

a) домашние хозяйства;

b) предпринимательский сектор;

c) государство;

d) заграница.

3. Домохозяйства – это экономическая единица, которая…

a) покупает ресурсы с целью получения максимального дохода;

b) покупает ресурсы с целью минимизации своей полезности;

c) владеет ресурсами и стремится получить максимальный доход;

d) владеет ресурсами и стремится получить максимальное удовлетворение потребностей.

4. Собственность как юридическая категория характеризуется чертами (2 ответа):

a) субъективностью;

b) собственность как отношение присвоения- отчуждения;

c) условия и результаты производства как объекты собственности;

d) отношением человека к вещи.

5. Общественная собственность – это собственность, при которой:

a) различные объекты принадлежат всему обществу;

b) условия и результаты производства принадлежат отдельной группе лиц;

c) каждый индивид реально имеет право владеть, распоряжаться и пользоваться условиями и ре­зультатами производства с учетом своих интересов.

6. Собственность как экономическая категория характеризуется чертами (2 ответа):

a) субъективностью;

b) собственность как отношение присвоения- отчуждения;

c) условия и результаты производства как объекты собственности;

d) отношение человека к вещи.

7. К недостаткам государственной собственности не относится…

a) монополизм в экономике;

b) концентрация ресурсов и централизованное управление после войны;

c) невозможность разделить экономику и политику;

d) тенденция к банкротству.

8. Права _____входят в триаду основных правомочий собственности

a) использования, управления и суверена;

b) управления, суверена и на безопасность;

c) владение, управление и остаточный доход;

d) владения, пользования, распоряжения.

9. Если производство осуществляется в интересах отдельного индивидуума, то имеет место…

a) коллективная собственность и коллективное присвоение;

b) общественная собственность и общественное присвоение;

c) коллективная собственность и частное присвоение;

d) частная собственность и частное присвоение.

10. Какая черта характеризует рыночную экономику?

a) госпланирование;

b) централизованное распределение ресурсов;

c) приоритет производителя;

d) приоритет потребителя.

11. Для смешанной экономической системы не характерно:

a) товарное производство;

b) осуществление экономической власти через административно-бюрократические методы;

c) активное участие государства в рыночных процессах;

d) социальная направленность.

12. Для какой модели смешанной экономики характерно всемерное поощрение предпринимательства:

a) немецкой;

b) американской;

c) японской;

d) шведской.

13. К основным характеристикам шведской модели смешанной экономики относятся…(2 ответа):

a) эффективная социальная политика;

b) огромная роль государства в обеспечении высокого уровня жизни;

c) ставка на личный успех, непризнание социального равенства;

d) поощрение и свобода предпринимательской деятельности.

14. К признакам американской модели экономики можно отнести…2

a) сохранение национальных традиций;

b) минимальная безработица;

c) поощрение предпринимательства;

d) Обеспечение НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок)

13. Для какого типа экономической системы характерно централизованное распределение ресурсов по установленному плану:

a) для рыночной экономики;

b) для административно-командной экономики;

c) для смешанной экономики.

14. Для какого типа экономической системы характерно эффективное распределение ресурсов, которые с помощью конкуренции направляются в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается:

a) для традиционной экономической системы;

b) для рыночной экономики;

c) для административно-командной экономики.

15. В командной экономике распределение осуществляется…(2 ответа)

a) на основе механизма «невидимой руки»;

b) децентрализовано;

c) на основе директивного государственного планирования;

d) централизованно.

16. Для традиционной экономики характерны…

a) замкнутость, низкая производительность труда;

b) распределение благ на основе обычаев;

c) экономическая свобода, совершенная конкуренция;

d) преобладание государственной собственности, отсутствие конкуренции.

17. Градуализм – это экономическая концепция, предполагающая…

a) резкое сокращение государственных расходов;

b) одномоментную либерализацию цен;

c) минимальную роль государства в формировании рынка;

d) проведение последовательных реформ.

18. Переходная экономика не характеризуется

a) воспроизводством уже сложившейся системы;

b) неустойчивостью, нестабильностью развития;

c) многоукладностью;

d) разрушением сложившейся системы.

19. Акционерная собственность относится к …

a) общей долевой;

b) частной долевой;

c) общей совместной;

d) частной индивидуальной.

20. В переходной экономике к основным направлениям социальной политики государства не относят …

a) гарантирование членам общества стабильного дохода;

b) обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг;

c) поддержание способностей членов общества к труду;

d) обеспечение защиты от безработицы и инфляции.

21. В Российской Федерации детские сады преимущественно являются объектом _________ собственности.

a) федеральной;

b) региональной;

c) общенародной;

d) муниципальной.

22. В современной экономической системе _____________ относится к объекту муниципальной собственности.

a) троллейбусный транспорт;

b) скутер;

c) кафе;

d) косметика.

23. В экономической системе, называемой индустриальным обществом, ведущим сектором является.

a) сельское хозяйство;

b) промышленность;

c) банки;

d) наука.

24. В экономической системе, называемой постиндустриальным обществом, ведущим сектором является …

a) промышленность;

b) сельское хозяйство;

c) наука;

d) банки.

25. Государственная собственность относится к …

a) общей совместной;

b) общей долевой;

c) частной совместной;

d) частной индивидуальной.

26. Государственная форма собственности в России не характерна для …

a) легкой промышленности;

b) фундаментальной науки;

c) экологической защиты;

d) Центрального Банка России.

27. Директивный способ распределения производительных сил является характерной чертой _______ экономики.

a) традиционной;

b) чисто рыночной;

c) административно-командной;

d) смешанной.

28. Для ________ модели смешанной экономики присущи преобладание «семейного» типа собственности, активное участие государства в производственном процессе, экспортная специализация в отраслях среднего технологического уровня.

a) итальянской;

b) французской;

c) немецкой;

d) японской.

29. К субъектам собственности среди прочего относят …

a) трудовой коллектив;

b) имущество предприятия;

c) автомобиль;

d) квартиру.

30. Отставание уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда характерно для _________ модели смешанной экономики.

a) японской;

a) французской;

b) американской;

c) шведской.

31. Предметы личного потребления выступают объектами ________ или личной форм собственности.

a) общей совместной;

b) муниципальной;

c) семейной долевой;

d) общественной.

32. При реализации «шоковой терапии» одним из первых шагов будет …

a) сохранение централизованного планирования;

b) проведение политики протекционизма;

c) проведение либерализации цен;

d) психологическое привыкание субъектов к новым условиям хозяйствования.

33. Приоритетная роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, а также высокий уровень социальной дифференциации являются характерными чертами _________ модели экономики.

a) американской;

b) японской;

c) немецкой;

d) французской.

34. Производство, которое характеризуется применением ручных орудий труда и тем, что главной отраслью экономики является сельское хозяйство, называется __________ производством.

a) инструментальным;

b) доиндустриальным;

c) индустриальным;

d) постиндустриальным.

35. Развитая система пожизненного найма на работу характерна для смешанной экономики …

a) Японии;

b) Швеции;

c) США;

d) России.

36. Экономика, невосприимчивая к достижениям технического прогресса, плохо поддающаяся реформированию, называется …

a) традиционной;

b) рыночной;

c) смешанной;

d) командной.

37. Экономики Японии, Южной Кореи, Франции являются примерами ______ экономической системы.

a) традиционной;

b) административно-командной;

c) смешанной рыночной;

d) чисто рыночной.

38. Экономическая система, в которой связь между производством и потреблением осуществляется только посредством государственного регулирования, называется …

a) традиционной;

b) административно-командной;

c) смешанной рыночной;

d) чисто рыночной.

39. Экономическая система, в которой связь между производством и потреблением осуществляется только посредством конкурентного механизма, называется …

a) традиционной;

b) административно-командной;

c) смешанной рыночной;

d) чисто рыночной.

40. Экономическое содержание собственности не характеризуют отношения

a) владения;

b) присвоения;

c) хозяйственного использования;

d) экономической реализации.

 

1. Сравнительный анализ натурального и товарного производства.

А) сопоставьте натуральное и товарное производство по следующим основным признакам: замкнутое или открытое хозяйство; развитое или неразвитое разделение труда; прямая или косвенная связь производства с потреблением продуктов.

Б) Установите, совместимы или несовместимы между собой натуральное и товарное хозяйство.

 

Проблемные вопросы для обсуждения

на семинарских занятиях

1. В чем сущность экономической системы?

2. Охарактеризуйте основные субъекты экономической системы, опишите их роль.

3. Какую роль играет хозяйственный механизм в экономической системе?

4. В чем отличие в понимании собственности у разных экономических школ?

5. Какова сущность собственности как экономической категории?

6. В чем различия собственности по экономическому и юридическому содержанию?

7. Каково содержание отношений присвоения-отчуждения?

8. Какие типы и формы собственности существуют в современной экономике России?

9. Почему смешанная экономика имеет больше преимуществ перед остальными экономическими системами?

10. Перечислите важнейшие черты традиционной экономики.

11. В чем состоят достоинства и недостатки рыночной и административно-командной системы?

12. В чем плюсы и минусы социальной дифференциации, которую привносит рыночная система?

 

Тема 3. Общественное производство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.