Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенно удобно и наглядно пользоваться обобщенным критерием, если на безразмерные весовые коэффициенты накладывается дополнительное условие вида






. (2.4)

После того, как на первом этапе экспертной оценки получена исходная совокупность частных критериев { I 1, I 2, …, Iq }, задача состоит в том, чтобы определить весовые коэффициенты в комплексном критерии вида (2.2) при условии (2.4).

Эта задача решается на втором этапе формирования комплексного критерия, состоящем в оценке относительного влияния частных показателей на комплексный критерий.

Таким образом, на втором этапе решается задача отыскания весовых коэффициентов обобщенного критерия. Пусть на этом этапе в экспертизе участвуют 16 специалистов. Каждому из них (в отдельности) предъявлена анкета №3. В ней в произвольном порядке перечисляются частные критерии, выделенные на первом этапе. Критерии расположены против непрерывной шкалы, разделенной на десять интервалов, обозначенных цифрами от 1 до 10. Цифра 0 на шкале соответствует понятию «никакой ценности», цифра 10 означает «максимальная ценность».

Эксперта просят оценить влияние каждого из частных критериев на комплексный критерий (их относительную важность) по десятибалльной шкале и соединить линией каждый из частных критериев с соответствующей точкой на шкале. Ему разрешается выбирать точки между числами или приписывать несколько критериев одной точке на шкале. Пример заполнения анкеты №3 показан на рис. 2.1.

После заполнения все анкеты №3 поступают к организаторам экспертизы и обрабатываются ими с учетом условия (4.4) по формуле

, (2.5)

где - весовой коэффициент, рассчитанный для j -го частного критерия, исходя из оценки, данной ему i -м экспертом; fij - оценка, данная i -м экспертом j -му критерию по шкале анкеты №3; r – количество экспертов.

Результаты опроса сведены в таблицы 2.3 и 2.4 соответственно для продольного и бокового канала, где номер критерия определяется по таблицам 2.1 и 2.2 соответственно.

 

Таблица 2.3

Оценки, присвоенные i -м экспертом j -му частному критерию

для первой подсистемы (продольный канал)

Номер эксперта Оценка для критерия
             
  6, 75 8, 5 5, 75 7, 5 3, 3 3, 7 4, 5

 

 

Таблица 2.4

Оценки, присвоенные i -м экспертом j -му частному критерию

для второй подсистемы (боковой канал)

Номер эксперта Оценка для критерия
             
  5, 75 4, 5 5, 5 5, 5 7, 5 6, 75 7, 3  

 

После этого можно просто осреднить полученные весовые коэффициенты по формуле

(2.6)

и считать задачу решенной.

Таким образом, комплексный критерий качества системы директорного управления самолетом в режиме захода на посадку, сформированный методом экспертных оценок, имеет вид:

продольный канал

(2.7)

 

боковой канал

(2.8)

 

где - масштабные коэффициенты, необходимые для приведения обобщенного критерия к безразмерной форме, которые рассчитываются по формуле (2.3).

 

Порядок выполнения работы:

1. В соответствии с данными, приведенными в таблице (2.3) (с учетом оценок, данных экспертами) по формуле (2.6) рассчитать усредненные весовые коэффициенты для первой подсистемы директорного управления самолетом (продольный канал).

2. Рассчитанные усредненные весовые коэффициенты записать в таблицу 2.1.

3. Записать комплексный критерий качества первой подсистемы директорного управления самолетом в режиме захода на посадку для продольного канала (формула(2.7)) и вычислить его числовое значение. Вычисления рекомендуется проводить в интерактивной среде для инженерных расчетов Matlab. Вычисление интегралов заменить на вычисление суммы, используя встроенную функцию sum среды Matlab. В качестве для каждого частного критерия взять его максимальное значение (использовать встроенную функцию max среды Matlab).

4. В соответствии с данными, приведенными в таблице (2.4) (с учетом оценок, данных экспертами) по формуле (2.6) рассчитать усредненные весовые коэффициенты для второй подсистемы директорного управления самолетом (боковой канал).

5. Рассчитанные усредненные весовые коэффициенты записать в таблицу 2.2.

6. Записать комплексный критерий качества второй подсистемы директорного управления самолетом в режиме захода на посадку для бокового канала (формула(2.8)).

 

 

Отчет должен содержать:

1. Название работы.

2. Цель работы.

3. Краткие теоретические сведения.

4. Расчеты по работе (листинг программы).

5. Таблицы 2.1 и 2.2 с полученными усредненными весовыми коэффициентами, комплексные критерии качества и их числовые значения.

6. Выводы по работе.

 

Литература:

1. Чугунов О.Д. и др. Формирование критерия качества директорного управления самолетами при заходе на посадку. – В сб.: Эргатические системы управления. К., «Наукова думка», 1974, вып. 1.

2. Павлов В.В. и др. Технические эргатические системы. К., «Выща школа», 1977, с. 344.

3. Белгородский С.Л. Автоматизация управления посадкой самолета. М., «Транспорт», 1972.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое критерии качества?

2. В чем заключается I этап метода экспертных оценок.

3. В чем заключается II этап метода экспертных оценок.

4. Недостатки метода экспертных оценок.

5. Требования, предъявляемые к экспертам.

6. Каким образом получают коллективное мнение экспертов о наиболее важных частных критериях.

7. Метод получения исходной совокупности частных критериев.

8. Метод оценки частных критериев.

9. Для чего нужны масштабные коэффициенты.

10. Основные принципы директорного управления самолетом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.