Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация технического обслуживания машин






 

Техническое обслуживание тракторов и сельскохозяйственных машин выполняется силами и средствами предприятия (хозяйства), эксплуатирующего машины, и специализированного ремонтно-обслуживающего предприятия.

Степень участия ремонтно – обслуживающих предприятий в техническом обслуживании машин может быть различной – от выполнения отдельных видов технического обслуживания определенных групп машин до выполнения всех работ по техническому обслуживанию всей техники данного предприятия.

Распределение объемов работ между сельскохозяйственными и ремонтно – обслуживающими предприятиями устанавливается по группам машин и видам обслуживаний, исходя из конкретных местных условий (наличие материально – технических средств, квалифицированного персонала, состояния машин, расстояний, дорожной сети и др.) и фиксируется договором.

Предприятие агротехсервиса, выполняющее техническое обслуживание машин, несет ответственность за их техническое состояние в соответствии с принятыми по договору обязательствами.

Важнейший принцип организации при техническом обслуживании машин состоит в разделении труда тракториста машиниста по управлению машинно-тракторным агрегатом и специализированной службы (звена) по техническому обслуживанию машин.

Тракторист-машинист выполняет все работы ежесменного технического обслуживания закрепленных за ним тракторов и сельскохозяйственных машин и участвует в проведении других видов технического обслуживания. Место ежесменного технического обслуживания трактора и сельскохозяйственной машины - межсменная стоянка машин в поле илина пункте технического обслуживания.

Службы (звенья) в соответствии с их специализацией выполняют периодические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3 идр., заправку машин нефтепродуктами, техническое диагностирование, эксплуатационный ремонт, обслуживания при хранении машин.

Каждое звено комплектуется квалифицированным персоналом, оснащается необходимыми материально-техническими стационарными и передвижными средствами труда, нормативно-технической документацией. За звеном закрепляются парк обслуживаемых тракторов и сельскохозяйственных машин, а также виды работ технического обслуживания илиремонта.

В отдельных случаях (при рассредоточенности машин по территории, небольшом парке машин, плохих дорогах и др.) обязанности двух служб могут быть возложены на одну.

Специализированное звено для выполнения ТО-1 и ТО-2состоит из слесарей-наладчиков и мастера-наладчика. При участии тракториста-машиниста оно выполняет ТО-1 и ТО-2трактора и агрегатируемых с ним сельскохозяйственных машин на месте использования (в поле) или на пункте технического обслуживания с помощью передвижных агрегатов технического обслуживания АТО.

Первое и второе технические обслуживания трактора могут быть выполнены звеном на постах технического обслуживания в мастерской бригадного ПТО, центральной ремонтной мастерской сельскохозяйственного предприятия илина станции технического обслуживания тракторов.

Техническое обслуживание ТО-3 трактора проводится теми же исполнителями, как правило, в центральной ремонтной мастерской хозяйства или на станции технического обслуживания тракторов.

В процессе технического обслуживания звено устраняет неисправности и отказы машины, если оборудование поста или агрегата технического обслуживания позволяет выполнить такую работу. Продолжительность устранения отказа или неисправности при этом не должна превышать 2ч. Звено выполняет и более трудоемкие и продолжительные операции в том случае, если не требуется проводить техническое обслуживание других машин.

Технические обслуживания (особенно ТО-2 и ТО-3) энергонасыщенных тракторов К-744, ХТЗ 17221 проводятся, как правило, станциями технического обслуживания тракторов.

Трудоемкость технических обслуживаний тракторов, комбайнов и автомобилей приведена в таблицах 11.1-11.5, а трудоемкость технических обслуживании сельскохозяйственных машин в приложении В.

Трудоемкость технического обслуживания не учитывает затраты труда на устранение отказов и неисправностей машин.

Специализированное звено эксплуатационного ремонта машин в составе слесаря, сварщика и шофера при участии тракториста-машиниста (комбайнера) выполняет работы по устранению внезапных отказов и неисправностей машин непосредственно в поле или на бригадном пункте технического обслуживания МТП с помощью передвижной ремонтно-диагностической мастерской (ГОСНИТИ-3), представленной на рисунке 3.1

Это звено срочной неотложной технической помощи в зависимости от сложности отказа и дефекта восстанавливает работоспособность машины либо заменой неисправного узла или агрегата (агрегатный метод ремонта), либо устраняет неисправность, ремонтируя отказавшие детали на месте.

 

 

 
 

 

 


Рисунок 3.1 – Общий вид передвижной ремонтно-диагностической мастерской (ГОСНИТИ-3)

 

В те периоды, когда потребность в ремонте работающей техники невелика, звено обслуживает свободные от работы сельскохозяйственные машины перед постановкой их на хранение или при подготовке к использованию после хранения. Вопрос о загрузке этого звена оперативно решает руководство инженерной службой.

Специализированное звено заправки машин нефтепродуктами должно обеспечивать бесперебойную заправку тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин топливом и маслами. Обслуживающий персонал звена состоит из заправщиков стационарных постов и водителей-заправщиков передвижных механизированных заправочных агрегатов.

Машины могут заправляться топливом и маслами на стационарном посту заправки пункта технического обслуживания бригад (отделений), на центральном нефтескладе или на месте использования машин, при помощи передвижного механизированного заправочного агрегата. Заправка машины топливом может не совпадать по времени с проведением ежесменного технического обслуживания.

Самоходные сельскохозяйственные машины (зерноуборочные комбайны и др.) заправляют нефтепродуктами с помощью передвижного механизированного заправочного агрегата.

Учет количества заправленного топлива и масла ведется по каждой машине.

Специализированное звено технического диагностирования машин выполняет диагностирование трактора или автомобиля и поиск неисправных элементов при ТО-3, а также при выработке ресурса [13].

Обслуживающий персонал звена включает мастеров-диагностов и слесарей-диагностов.

Техническое диагностирование машин выполняют на специальном посту (для ТО-3) в центральной ремонтной мастерской сельскохозяйственного предприятия или на станции технического обслуживания тракторов. Оно может быть выполнено в полевых условиях, на пункте технического обслуживания бригады или в центральной ремонтной мастерской с привлечением передвижных средств диагностирования. На рисунке 3.2 представлен передвижной пункт диагностирования на базе автомобиля – лаборатории мод. 29852А (ГАЗ 2705) для проведения диагностирования и ТО тракторов, комбайнов и автомобилей.

 

 
 

 

 


Рисунок 3.2 – Общий вид автомобиля-лаборатории 29852А (ГАЗ 2705) с набором диагностического оборудования в составе мультимарочного сканера TEXA NAVIGATOR TXT

 

Диагностирование автомобильного транспорта по назначению, объему работ, месту в технологическом процессе технического обслуживания и текущего ремонта подразделяется на Д-1 и Д-2, выполняемые с периодичностью соответствующих видов технического обслуживания ТО-1, ТО-2 и Др - выполняемую по потребности [7, 10].

Диагностирование Д-1 проводится перед каждым ТО-1 в день постановки автомобиля на обслуживание или при ТО-1. В отдельных случаях, когда работа подвижного состава осуществляется в условиях повышенной опасности (в горных условиях при перевозке пассажиров и др.) периодичность Д-1 может быть уменьшена.

Диагностирование Д-1 предназначается, главным образом, для определения технического состояния агрегатов, узлов, систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения.

В процессе Д-1 допускается выполнение регулировочных работ (без демонтажа механизмов и узлов) в объеме, предусмотренном технологией диагностирования.

Диагностирование Д-2 предназначается для определения мощностных и экономических показателей автомобиля, а также для выявления скрытых неисправностей, отказов, их места, характера и причин. По результатам Д-2 составляется углубленный диагноз технического состояния автомобиля, устанавливаются объемы ремонтных воздействий, необходимых для восстановления работоспособности и поддержания исправного технического состояния автомобиля до очередного Д-2.

Диагностирование Д-2 проводится перед ТО-2 (за 1 - 2 дня). Это позволяет лучше спланировать работу технической службы и подготовить производство к выполнению технического обслуживания и текущего ремонта, что обеспечивает повышение коэффициента технической готовности парка. В процессе Д-2 также допускается выполнение регулировочных работ механизмов и узлов (без их демонтажа), предусмотренных технологией диагностирования.

Исходя из технологической целесообразности при ТО-2 допускается выполнение работ ТР, трудоемкость которых не превышает 20% от трудоемкости ТО-2.

Если ремонтные работы, выявленные в процессе Д-2, по трудоемкости превышают указанные выше величины, то они выполняются в зоне ТР до постановки автомобиля на ТО-2.

Перед и в процессе Д-2 проводятся необходимые подготовительные работы в соответствии с принятой технологией диагностирования, как, например, подкачка шин, установка автомобиля на стенд, присоединение датчиков, прогрев двигателя и др. агрегатов до рабочей температуры и т.д.

Диагностика Др служит для контроля технического состояния агрегатов, узлов и систем автомобиля в процессе технического обслуживания и на специализированных постах при текущем ремонте (как например: контроль и регулировка света фар, углов установки колес, приборов системы зажигания и др.).

Для контроля качества выполнения работ ТО-1, ТО-2 по требованию ОТК или механиков колонн осуществляется выборочная проверка автомобилей с использованием средств диагностирования.

После текущего ремонта агрегатов и систем, влияющих на безопасность движения, контроль качества выполненных работ проводится на диагностическом оборудовании.

Специализированное звено технического обслуживания машин при хранении формируется в составе слесарей (один из которых назначается старшим) и, если это необходимо, тракториста-машиниста, за которым закреплена машина, устанавливаемая на хранение.

Звено выполняет все виды технического обслуживания при хранении машин на пунктах технического обслуживания МТП бригад и центральной производственной базе сельскохозяйственного предприятия.

На персонал звена могут быть возложены обязанности по комплектованию машинно-тракторных агрегатов и текущему ремонту простых сельскохозяйственных машин.

Станции и посты технического обслуживания машинно-тракторного парка. Ремонтно-обслуживаюшие предприятия агропромышленного комплекса (ремонтно-технические предприятия, районные сервисные предприятия, технические центры по сервису машин и т.д.) могут иметь в своем составе станции технического обслуживания тракторов (СТОТ), автомобилей (СТОА), машин и оборудования животноводческих ферм и комплексов (СТОЖ).

Станции технического обслуживания тракторов предназначены для технического обслуживания и текущего ремонта тракторов, в основном энергонасыщенных, например К-744, ХТЗ 17221 и др. Структура СТОТ зависит от специализации и мощности станции. В примерную структуру СТОТ входят участки технического обслуживания и диагностики тракторов, механический, ремонта и регулировки топливной аппаратуры и электрооборудования, кузнечно-сварочный, ремонтно-монтажный и др.

Станции технического обслуживания автомобилей предназначены для технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, используемых в регионе. На СТОА выполняют работы по устранению отказов и неисправностей, возникающих в процессе использования и хранения, номерные (периодические) ТО, текущий ремонт и диагностирование автомобилей. Структура СТОА зависит от специализации и мощности станции. В примерную структуру СТОА входят участки диагностики машин, проведения номерных технических обслуживании, текущего ремонта автомобилей, технического обслуживания электрооборудования и топливной аппаратуры, шиномонтажный участок и др. На рисунке 3.3 представлены посты по проведению периодических ТО и диагностирования грузовых автомобилей.

 
 

 

 


Рисунок 3.3 - Пост проведения периодических ТО и диагностирования грузовых автомобилей

 

Разработаны типовые проекты станций технического обслуживания тракторов и автомобилей для различного парка обслуживаемых машин. В зависимости от мощности СТОА подразделяются (условно) на малые (МСТОА), средние (ССТОА) и большие (БСТОА)

 

 

Основные положения планово - предупредительной системы технического обслуживания и ремонта машин

 

Система технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) машин представляет собой совокупность технических средств, документаций и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления работоспособности средств механизации в течение всего периода эксплуатации. Система технического обслуживания имеет планово-предупредительный характер [14].

Плановость системы ТО машин обусловливается тем, что машину ставят на ТО в плановом (регламентном) порядке через определенный интервал наработки.

Предупредительность системы ТО заключается в том, что основное число операций ТО выполняют до появления отказа. При этом параметры технического состояния машины при обслуживании восстанавливают при их значениях, превышающих допускаемую величину.

Существуют три основных метода (стратегии) выполнения работы по ТО и Р машин:

- по потребности после отказа;

- регламентный, в зависимости от наработки машины;

- по техническому состоянию, с периодическим или непрерывным контролем.

К ремонтно-обслуживающим работам, проводимым по потребности после отказа, относят замену, ремонт, регулирование составных частей после внезапного отказа (потери работоспособности), а также отказа, устранение последствий которого сопровождается относительно небольшими потерями (отказ ламп, контрольных приборов, прокладок и т.п.).

Работы, выполняемые по второму методу - регламентному, носят планово-предупредительный характер. Их проводят периодически в зависимости от наработки машины без учета состояния изделий. К таким работам относят периодическую замену масел в картерах машин, регулярное смазывание подшипников качения, скольжения и т.п.

Работы, выполняемые по третьему методу - техническому состоянию, имеют также планово-предупредительный характер; их проводят в зависимости от состояния машины или ее составной части. Контроль в этом случае осуществляют в плановом порядке для установления состояния машины. По такому методу заменяют цилиндропоршневую группу, регулируют угол опережения впрыска топлива и т.п.

При обслуживании и ремонте сложной машины применяют несколько методов, каждый - по определенной составной части. Например, замену лампы фары трактора осуществляют по первому методу, замену масла в двигателе - по второму, замену цилиндропоршневой группы двигателя - по третьему.

В системе ТО и Р различают такие понятия, как вид, периодичность и цикл ТО.

Периодичность ТО устанавливают исходя из технических и экономических условий. Такой подход позволяет содержать МТП в постоянной технической готовности при минимально возможных затратах труда и средств на технический сервис в расчете на единицу работ, выполняемых машиной. Это достигается путем сопоставления издержек, связанных с устранением износа машины и увеличивающихся по мере продолжительности эксплуатации, с предстоящими затратами на проведение ТО.

По мере использования машины постепенно возникает потребность возобновлять регулировки, проверять крепления, устранять течи топлива и масла, смазывать узлы, заменять масло в картерных емкостях. Несвоевременное выполнение этих операций ускоряет изнашивание машины, ухудшает ее первоначальные технические и экономические параметры. Это приводит к постепенному увеличению затрат труда и средств, необходимых для устранения последствий изнашивания. Эти затраты в расчете на единицу работы возрастают с увеличением периода между двумя смежными ТО.

Трудоемкость и стоимость работ по очистке, мойке, замене масла, смазке, регулировкам остаются почти постоянными, а в расчете на единицу работы и в связи с увеличением наработки (пробега) значительно сокращаются.

Таким образом, сопоставление названных затрат позволяет определить оптимальный интервал проведения ТО исходя из минимальной суммы совокупных затрат, приходящихся на 1 ч работы (на 1 км пробега, на единицу выработки).

Развитие системы ТО и Р происходит в направлении увеличения периодичности ремонтно-технических воздействий, уменьшения перечня операций ТО, облегчения выполнения этих операций, применения универсальных (всесезонных) смазочных материалов и рабочих жидкостей. Кроме того, развитие системы заключается в расширении работ по техническому состоянию, применении современных средств механизации и автоматизации для выполнения операций ТО, разработке более простой, доступной и наглядной нормативно-технической документации, в более тщательном и качественном соблюдении операций ТО, улучшении организации этого процесса.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.