Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор темы дипломной работы






Существует определенный порядок выбора и определения студентами тем ВКР. Примерная тематика разрабатывается выпускающей кафедрой и утверждается деканом психолого-педагогического факультета. Примерный перечень тем представлен в приложении 1. Общий перечень тем ВКР периодически обновляется.

Выбор темы ВКР может осуществляться тремя способами:

-по рекомендации научного руководителя;

-самостоятельный выбор темы с учетом научных и профессиональных интересов;

-выбор студентом тем из предложенного перечня.

При выборе темы имеет смысл учитывать тематику предыдущих исследовательских работ, выполненных на более ранних курсах, личные научные предпочтения, интересы. Выбор темы должен проходить в соответствии со специализациями, в рамках которых проводится подготовка специалистов, бакалавров.

Назначаются научный руководитель, рецензент. Изменение тем работ и смена научных руководителей производится лишь в порядке исключения. Повторение тем ВКР не допускается. Кафедра и научный руководитель обязаны обеспечить студентам консультирование по содержанию тем ВКР.

С целью оптимизации процесса выбора и формулировки темы студент может воспользоваться рекомендациями, предлагаемыми ниже.

Дипломные работы могут быть нескольких видов. В зависимости от выбора вида будут различны структура и специфика работы.

Для специальности «Педагогика и методика начального обучения» работа может носить методический или интегрированный психолого-педагогический характер.

Методическая работа. Выделяется методическая категория, которая рассматривается применительно к методике в целом, далее данная категория рассматривается применительно к специфике ее формирования в определенном возрастном периоде (например, «Развитие речевых умений младших школьников на уроках русского языка при работе со сложным синтаксическим целым».).

Интегрированная психолого-педагогическая работа. Выбирается психологическая (педагогическая) категория, далее рассматривается ее особенность развития или формирования на определенном возрастном этапе развития, после чего изучается выбранная психологическая или педагогическая категория у детей определенной возрастной группы с использованием материала одной из методик преподавания (например, «Формирование универсальных коммуникативных учебных действий у детей первого школьного года обучения на уроках математики».«Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения».).

Для специальности «Логопедия» работа может быть выполнена по направлениям логопедия, логопсихология.

Для формулировки темы дипломной работы студенту необходимо определить общее приоритетное направление диплома (логопедия, логопсихология).

При выборе логопедического, логопсихологического направления дипломной работы необходимо выделить для рассмотрения основную логопедическую категорию: вид устной речевой патологии по психолого-педагогической классификации (ФФН, ОНР, заикание) или вид нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).

В направлении «Логопедия» после выделения логопедической категории определяется компонент речевой системы (лексико-грамматический строй речи, связная речь, звукопроизношение и т.п.), который в дальнейшем будет экспериментально изучен. В направлении «Логопсихология» для рассмотрения выделяется психологическая категория (познавательные психические процессы, индивидуально-личностные особенности, особенности общения).

Далее не зависимо о направления (логопедического, логопсихологического) определяется экспериментальная группа детей (возрастной этап, вид образовательного учреждения). После этого следует окончательное формулирование темы дипломной работы. (Примерные формулировки тем представлены в приложениях 2, 8)

Не зависимо от выбранного направления в дипломе должно быть представлено логопедическое обследование, речевые карты испытуемых.

Для специальности «Социальная педагогика» работа выполняется по направлениям социальная педагогика и методика и технология работы социального педагога, или интегрированная психолого-педагогическая с методикой работы социального педагога.

При формулировании темы необходимо определиться с социально-педагогической или социально-психологической проблемой, например, агрессивное поведение, наркомания, алкоголизм, девиантное поведение, неблагополучные семьи, самооценка, уровень притязаний, тревожность. Далее определяется категория детей. В теме может быть отражена специфика социальной ситуации развития, например, детский дом («Работа социального педагога по оптимизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях». «Формирование адекватной самооценки у детей, воспитывающихся в условиях детского дома». «Агрессивное поведение как форма проявления девиантного поведения у подростков».).

Дипломная работа должна обязательно включать в себя теоретическую и экспериментальную части.

Допускаются разные варианты экспериментальной части исследования.

Наиболее распространенным является вариант, когда эксперимент включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Констатирующий этап направлен на изучение предмета исследования. Формирующий этап направлен на качественное улучшение предмета исследования путем создания специальных условий формирования предмета исследования. Контрольный этап эксперимента предполагает выявление степени эффективности формирующих воздействий.

Существуют темы дипломных работ, при раскрытии которых экспериментальная часть выстраивается определенным образом. Это относится к сравнительным исследованиям, когда целью работы является выявление различий в развитии изучаемых категорий (например, «Динамика развития мыслительных операций анализа, сравнении, обобщения у детей младшего школьного возраста», «Сравнительный анализ развития теоретического мышления у детей 8-9 лет, обучающихся по традиционной системе обучения и по системе обучения Давыдова В.В. и Эльконина Д.Б.). В подобных работах не будет формирующего и контрольного этапа эксперимента. Однако, подобные работы предполагают либо сбор большого количества фактического материала, либо выявление связей между изучаемыми явлениями, либо разработку практических рекомендаций по улучшению состояния предмета исследования. Рекомендации должны выстраиваться с учетом проведенного анализа методического материала.

Обязательным требованием к любому типу дипломных работ является ориентация на будущую специальность.

 

Структура и содержание

ВКР должна иметь следующую структуру:

1. Титульный лист

2. Оглавление (план)

3. Введение

4. 2-3 главы с выводами по каждой главе

5. Заключение

6. Список литературы

7. Приложения

Титульный лист и оглавление выполняется в соответствии с определенными требованиями к научным работам.

Образец оформления титульного листа представлен в Приложении 1.

Оглавление (содержание) ВКР представляет собой сложный план, состоящий из глав и параграфов. Оглавление раскрывает в логической последовательности структуру дипломной работы. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Образец оглавления ВКР представлен в Приложении 2.

Введение к работе должно начинаться с постановки проблемы, из которой следует тема исследования. Тема дипломной работы должна отвечать ряду требований: актуальности, степени разработанности, новизны и значимости.

Актуальность темы исследования представляет собой степень ее важности и востребованности для решения конкретной проблемы, вопроса или задачи, возникшей перед автором исследования. При написании актуальности следует использовать нормативные документы, например, ФГОС. Из чего следует и из чего не следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования?

При раскрытии актуальности можно рассмотреть три аспекта.

Социальный: о современном социальном контексте по отношению к проблеме исследования. Например: «В условиях современного общества становится актуальной... такая-то проблема, раскрытие которой позволит...».

Теоретический: о масштабе теории вопроса. Например: «Данная проблема рассматривалась в науках о человеке (или психолого-педагогических науках) в таком-то ракурсе (или аспекте). Однако основное внимание было уделено тому-то, а не вопросу…».

Практический: о положении дел в практике обсуждаемой проблемы. Например: «Анализ практики показывает, что психологи (дети) не достаточно знакомы (не обладают достаточными умениями, не всегда уделяют профессиональное внимание), а все чаще сталкиваются с...». Или: «Раскрытие данной проблемы будет содействовать развитию … в практике…».

Определение степени разработанности выбранной темы осуществляется на основе анализа научных исследований, что позволит выявить полноту представленности проблемы в психологии. Обзор литературы следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом, при этом должны быть названы все основные публикации, имеющие прямое отношение к теме.

Далее во введении формулируется цель работы.

Цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над дипломной темой. (Оконь, В. Введение в общую дидактику/ Перевод с польск./ В. Оконь. –М.: Высш.шк., 1990. – С.32) Цель исследования должна быть чётко сформулированной, ясной и конкретной. Формулировку цели следует начинать словами: установить, выявить, обобщить, исследовать, проанализировать, изучить, доказать, описать и др. Цель работы определяется поставленной проблемой.

Далее указывается объект исследования – сфера (область) поиска. При определении объекта исследования следует ответить на вопрос: что рассматривать?

Предмет исследования – сторона объекта исследования, которая в данном случае изучается.

Гипотеза исследования представляет собой научное предположение, допущение, истинность которого неочевидна. Выбор гипотезы важен, поскольку, во-первых, нельзя проводить исследование, не имея перед собой чётких направлений и целей; во-вторых, от правильной постановки гипотезы зависит выбор методов исследования; в-третьих, только имея какую-то предварительную идею, можно определить, какие материалы и факты необходимо анализировать для усвоения проблемы. Исходя из вышесказанного, гипотезу необходимо формулировать как можно точнее, при этом она должна соответствовать цели дипломной работы и отражать направление практической части исследования. К гипотезе предъявляется ряд требований: эмпирическая проверяемость, теоретическая и логическая обоснованность, информативность. Формулировка гипотезы это построение некоторого предположения на основе имеющихся знаний теоретического или эмпирического характера о существовании какой-либо закономерности, причины явления или связи нескольких явлений; это предположительный ответ на проблему исследования. Окончательная формулировка гипотезы уточняется в ходе теоретического изучения проблемы и анализа литературы.

Задачи ВКР конкретизируют ее цель и гипотезу исследования, определяют её основные направления и этапы. Целесообразна постановка 3-4 задач.

Во введении раскрываются методологические основы исследования (концепции, теории, научные подходы и др.). Перечисляются методы, использованные в работе.

Формулировка научного аппарата исследования является задачей не простой и, как правило, вызывает у студентов значительные трудности. Чтобы грамотно сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу, задачи исследования дипломнику необходимо обратиться за консультацией к научному руководителю. Грамотно сформулированный научный аппарат исследования во многом облегчает работу над дипломом, а также служит залогом качественно выполненной выпускной квалификационной работы.

В конце вводной части дается описание структуры ВКР в виде перечня этапов исследования. Например: «Данная работа состоит из…», «В 1 главе…», «Список литературы содержит…наименований» и т.д.

Объем введения не должен превышать 3-4страниц. Окончательный вариант введения рекомендуется писать после полного завершения работы, когда автор уже вполне овладел материалом по теме исследования.

Образец формулировок частей научного аппарата ВКР представлен в Приложении 2.

Основная часть ВКР состоит обычно из 2 (реже из 3) глав. Первая глава содержит теоретический материал, вторая – экспериментальный. Каждая глава может включать 3-4 параграфа, объемом не менее 7 страниц каждый.

В первой главе дается общая характеристика и анализ проблемы, обосновываются теоретические позиции автора, основные походы к решению проблемы, раскрывается понятийный аппарат исследования. В теоретической части диплома необходимо строго отграничивать свои мысли от заимствованных, делать ссылки на использованную литературу. Взгляды авторов, как правило, излагаются коротко, своими словами. Цитировать рекомендуется лишь особо важные положения или высказывания, при этом текст цитаты следует воспроизводить точно с сохранением всех особенностей подлинника. Материал главы должен быть изложен последовательно, логично, грамотно. Последовательность изложения должна строго соответствовать плану выпускной квалификационной работы. В конце теоретической части в виде вывода по главе делается краткое обобщение проведенного анализа психолого-педагогической литературы.

Вторая глава ВКР посвящена опытно-экспериментальной работе, состоящей из констатирующего, формирующего и контрольного этапа.

Констатирующий этап экспериментальной работы проводится в начале исследования и ставит целью выявление состояния изучаемого явления.

Формирующий этап используется с целью преобразования хода психолого-педагогического процесса. Его суть заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Для организации проверки гипотезы студент разрабатывает программу эксперимента, пути и способы фиксации результатов исследования, осуществляет эксперимент. Для доказательства эффективности предложенной программы проводится работа с достаточно большим количеством испытуемых в экспериментальной и контрольный группах.

Контрольный этап предполагает количественную и качественную обработку результатов, обобщение, объяснение полученных данных, формулировку выводов.

В процессе обработки и обоснования результатов студентам рекомендуется использовать методы количественной и качественной обработки результатов.

В ходе экспериментальной работы студент использует разнообразные методы научных исследований: наблюдение, изучение опыта работы, анкетирование, эксперимент, беседы, тестирование, математические методы обработки результатов и т.д.

После каждой главы необходимо сформулировать выводы по главе. Они представляют собой четкое, краткое обобщение информации, изложенной в параграфах соответствующей главы.

Особое внимание нужно обратить на ссылки в тексте.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.