Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нематериальные активы как объект оценки






Нематериальные активы состоят из трех основных групп:

• интеллектуальная собственность (ИС) — это права, относя­щиеся к литературным, художественным и научным произве­дениям, исполнительской деятельности, изобретениям, науч­ным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммер­ческим обозначениям, к защите против недобросовестной конкуренции; а также все другие права, относящиеся к интел­лектуальной деятельности в производственной, научной, лите­ратурной и художественной областях;

• деловая репутация бизнеса (гудвилл) — это преимущества, кото­рые получает покупатель при покупке уже существующей и дей­ствующей компании, по сравнению с организацией новой фирмы. Деловая репутация не существует отдельно от предприятия. Это неотчуждаемый актив. Ею нельзя распорядиться отдельно от предприятия. Эта черта отличает данный вид активов от всех иных объектов бухгалтерского учета, включая другие виды нематериальных активов.

Деловая репута­ция может быть:

- положительная — означает, что стоимость предприятия пре­вышает совокупную стоимость его активов и пассивов; что предприятию присуще нечто такое, что не определяется стоимостью его активов и пассивов. Таким нечто может быть наличие стабильных покупателей, выгодное географи­ческое положение, репутация качества, навыки маркетинга и сбыта, техническое ноу-хау, деловые связи, опыт управле­ния, уровень квалификации персонала и т. п. Эти факторы обеспечивают более высокий уровень прибыли, чем тот, что может быть получен при использовании аналогичных акти­вов и пассивов, но в отсутствие отмеченных нематериаль­ных факторов;

- отрицательная — свидетельствует об обратном (неудобное географическое положение, плохие деловые связи, сканда­лы, судебные процессы в прошлом и др.);

организационные расходы — это гонорары юристам за составле­ние учредительных документов, услуги за регистрацию фирмы и так далее, осуществляемые в момент создания. Расходы по пе­реоформлению учредительных документов, изготовление но­вых печатей и штампов в состав нематериальных активов не включаются.

Нематериальные активы неоднородны по своему составу, по характеру использования в процессе производства, по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому необходима классифика­ция нематериальных активов, которая может быть произведе­на по ряду признаков:

1) уровню использования в производстве:

• функционирующие (работающие) объекты, применение ко­торых приносит предприятию доход в настоящий период;

• нефункционирующие (неработающие) объекты, которые не используются по каким-либо причинам, но могут приме­няться в будущем;

2) степени влияния на финансовые результаты предприятия:

• объекты нематериальных активов, способные приносить до­ход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию;

• объекты, опосредованно влияющие на финансовые резуль­таты;

3) степени правовой защищенности:

• защищенные охранными документами (патентами и др.);

• не защищенные охранными документами.

Основные характеристики нематериальных активов:

• отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

• использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;

• использование их в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 меся­цев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

• способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

• наличие надлежаще оформленных документов, подтверждаю­щих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).

Оценка стоимости нематериальных активов проводится в следующих случаях:

• купля-продажа лицензий, патентов;

• определение вида и размеров лицензионных платежей, условий предоставления франшизы;

• внесение прав на нематериальные активы в качестве вклада в уставный капитал предприятия;

• приватизация или национализация предприятий;

• реструктуризация предприятия;

• определение стоимости НМА и ИС для общей оценки стоимо­сти предприятия;

• определение или уточнение налогооблагаемой базы предпри­ятия;

• кредитование с использованием объектов НМА и ИС в качест­ве залога;

• переход предприятия на МСФО;

• принудительное лицензирование;

• определение ущерба при нарушении исключительных прав;

• переуступка долговых обязательств;

• имущественные споры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.