Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия марксизма

Идея – Природа – Дух

Учение об Идее – в книге «Наука логики»

Учение о природе – в книге «Философия природы»

Учение о духе – в книге «Феноменология духа»

Рациональное зерно в учении Гегеля – его диалектика

Гегель сформулировал основные законы диалектики6

1) Закон единства и борьбы противоположностей,

2) Закон перехода количественных изменений в качественные,

3) Закон отрицания отрицания.

 

По Гегелю, всякое развитие протекает по трехстадийной схеме:

 

Тезис – базовое положение

Антитезис – первое отрицание

Синтез – второе отрицание(отрицание отрицания)

 

Стадия синтеза как бы примиряет между собой тезис и антитезис, преодолевая их противоположность и сохраняя в себе обе названные стадии в высшем, гармонизирующем единстве. Эту трехстадийную схему развития Гегель поясняет с помощью примера: почка – цветок – плод.

Любое понятие, любое явление природы, общества, духовной жизни проходит, по мнению Гегеля, такой трехстадийный цикл развития.

Гегель не был до конца последовательным: у него было противоречие: метод Гегеля допускает всеобщее и бесконечное развитие, а его система дает предел этому бесконечному развитию.

Общий вывод гегелевской философии состоит в признании разумности мира: «Все действительное разумно, все разумное действительно».

Исходя из своей концепции, Гегель устанавливает вполне определенный критерий общественного прогресса, на основании которого он строит свою периодизацию всемирной истории. Человечество, развиваясь, постепенно приходит все к более глубокому пониманию свободы.

 

Людвиг Фейербах (1804-1872)- один из учеников Гегеля.

1) Он подверг резкой критике идеализм Гегеля.

2) Но, к сожалению, он не понял его диалектику.

3) Философская система Фейербаха – антропологический материализм.

4) Фейербах был метафизиком.

5) Он критиковал ортодоксальную традиционную религию, т.к. она дает слабое утешение человеку, но она должна дать осознание своих возможностей.

 

Диалектика Гегеля и материализм Фейербаха послужили

теоретическим источником марксизма.

Философия марксизма

 

Еще в 1962 году мексиканский философ Х.Гаос писал: «С марксизмом произойдет то же самое, что и с любым другим великим историческим учением. В начале презираемый и гонимы своими противниками, затем высоко возносимый своими сторонниками, справедливую оценку он получит лишь тогда, когда утратит свою актуальность»

Марксистская философия возникла в 40-х годах XIX века.

Созданная К.Марксом и Ф.Энгельсом диалектико-материалистическая философия опиралась на предпосылки философского, социологического и естественнонаучного характера.

ü Философские: немецкая классическая философия (идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха). Эти учения были переосмыслены и переработаны Марксом и Энгельсом на новом фактическом материале.

ü Социологические: английская политэкономия (Д.Рикардо, А.Смит); французский утопический социализм (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

ü Естественнонаучные: а) открытие клетки;

б) открытие закона сохранения и превращения вещества;

в) эволюционная теория Ч.Дарвина.

В 1844 году К.Маркс и Ф.Энгельс начали совместную разработку нового философского учения. В совместной работе «Манифест Коммунистической партии» и в произведении К.Маркса «Нищета философии» (1847) впервые были последовательно изложены идеи диалектико-материалистического мировоззрения.

Они ввели в научный оборот понятие «материалистическое понимание истории», суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. (До Маркса господствовал идеалистический взгляд на развитие общества).

Выявив определяющую роль материального производства в жизни людей, Маркс и Энгельс пришли к выводу о решающей роли производителей материальных благ – народных масс – в общественном развитии, и к пониманию классовой борьбы как движущей силы развития антагонистических обществ.

По Марксу, в производстве люди совершают наиболее важное и существенное – творят историю, изменяя окружающий мир и себя самих.

Для изложения свой концепции Маркс использовал такие категории, как «способ производства», «общественно-экономическая формация», «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», «общественное бытие», «общественное сознание».

Излагая материалистическое понимание истории, Маркс представил развитие общества как объективный естественноисторический процесс, независимый от воли и сознания людей.

Излагая сущность материалистического понимания истории, К.Маркс писал: «Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ф.Бэкона и Р.Декарта | Введение. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.