Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 21. 1 Власть, лидерство, авторитет: разновидности, формы






1. Власть, лидерство, авторитет: разновидности, формы. Их использование в управление туристскими предприятиями.
2. Чартерные авиарейсы.
3. Социо-культурные дефекты международного туризма.

 

1 Власть, лидерство, авторитет: разновидности, формы. Их использование в управление туристскими предприятиями.

Понятие власть означает способность того или иного лица влиять на окружающих с целью подчинения своей воле. Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть — это власть должности, к-ая обусловлена официальным местом долж­ности ее занимающего в структуре управления организацией и измеря­ется либо числом сотрудников, к-ые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемом материальных ресур­сов, к-ыми данное лицо может распоряжаться. Реальная власть — это как власть должности, так и влияние авто­ритета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений. Границы формальной и реальной власти не всегда совпадают, час­то их обладатели являются разными лицами.

Существует несколько основ власти в организации:

- Законная власть предоставляется индивиду в рамках его офици­альной должности в организации.

- Экспертная власть основана на признании окружающими нали­чия у индивида недоступных им специальных знаний.

- Власть, основанная на принуждении, подчинение, возникающее в результате страха, что отказ выполнить требова­ния того, в чьих руках находится власть, повлечет за собой раз­личного рода неблагоприятные последствия (страх физического насилия, страх перед официальными санкция­ми: штрафом, лишением премии).

- Власть, основанная на вознаграждении, исполнитель уверен, что влияющий может оценить его дей­ствия и отметить определенным вознаграждением (увеличение зарплаты, повышение в должности, социальные выплаты). Другой основой власти является собственность на ресурсы, ко­торыми данное лицо располагает, а другое нет, но в них нуждает­ся - материальные ресурсы, необходи­мых для удовлетворения потребностей, и для того, чтобы их получить, нуждающееся в ресурсах лицо позволяет их обладателю властвовать над собой.

- Информационная власть. основана на том, что координа­ция информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью позволяют человеку или группе людей влиять на других.

- Эталонная (референтная) власть — добровольное подчинение одних лиц другим. У такого подчинения может быть три причи­ны: традиция, личная харизма и убежденность.

Для эффективного руководства руководитель должен быть лидером. Лидерство — это целенаправленное влияние на людей, для того что­бы объединить их усилия ради достижения цели, которую все они раз­деляют. В теории управления используются три подхода к определе­нию эффективности лидерства.

1. Личностный подход предполагает, что лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств, и если эти качества выявить, люди могут научиться воспитывать их в себе и становиться эффективными руководителями. Неко­торые из них — уровень интеллекта и знаний, честность, здравый смысл, инициативность, хорошее образование, высокая степень уверенности в себе.

2. Поведенческий подход основан на утверждении, что эффектив­ный руководитель определяется не личными качествами, а ма­нерой поведения по отношению к подчиненным (стилем руко­водства). Его основной недостаток заключается в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оп­тимальный стиль руководства.

3. Ситуационный подход основан на предположении, что для эф­фективного управления стили поведения и личные качества руко­водителя должны соответствовать конкретным ситуациям: ру­ководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Признание коллективом личности руководителя, оценка соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям говорит о заслуженном авторитете, которым пользуется руководитель у подчи­ненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Авторитет следует рассматривать как систему отношений, ценностей и результатов работы.

Различают 2 источника авторитета: официальный А, определяемый занимаемой должностью (должностной статус); реальный А — фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).

Решение авторитетного менеджера принимается без внутреннего сопротивления и выполняется без дополнительного ад­министративного нажима. Менеджер, не пользующийся авторитетом, не вызывает доверия подчиненных, что оборачивается недоверием к его решениям.

Приемы создания (формирования) авторитета должны отвечать действующим в обществе нормам этики и морали. Искусственные приемы формирования авторитета приводят к созданию мнимого, или ложного, авторитета (псевдоавторитета). Выделяют сле­дующие разновидности псевдоавторитета.

Авторитет расстояния. А втори­тет возрастает, если рук-ль держится с подчиненными официально, на расстоянии.

Авторитет доброты. Девиз руководителя — «Все­гда быть добрым». Такая доброта снижает требовательность.

Авторитет педантизма. прибегает к ме­лочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненными.

Авторитет чванства. Рук-ль высокомерен, гордится бывшими, мнимыми заслугами, ста­рается их подчеркнуть.

Авторитет подавления. П рибегает к угрозам, считая, что такие приемы укрепят его авторитет.

 

2 В отличие от регулярных и дополнительных рейсов, вылеты которых строго регламентированы расписанием, чартерные авиалинии являются перевозками вне расписания и имеют ряд характеристик:

■ чартерный рейс выполняется по чьему-то заказу, то есть в отношения с авиакомпанией вступает другая сторона, готовая полностью оплатить стоимость чартерной перевозки и в полном объеме взять риск по продаже билетов на себя;

■ чартерные авиарейсы могут назначаться на любую дату и время вылета по требованию заказчика рейса, с согласованием со службами движения воздушных судов указанных аэропортов (вылета и назначения) и самой авиакомпанией;

■ дестинация чартерного авиарейса указывается заказчиком, но требует дополнительного согласования возможностей аэропорта назначения (особенно при заказе чартерных рейсов принципиально новых направлений);

■ обычно возможно приобретение билетов на чартерные авиарейсы только в оба конца (в ряде стран, согласно национальных правил чартерных воздушных перевозок, продажа авиабилетов на чартерные рейсы в одну сторону категорически запрещена!);

■ правом на распространение авиабилетов на чартерный рейс обладает только его заказчик или уполномоченные агенты и представители заказчика (в том числе, ими могут быть и билетные службы летящей авиакомпании);

■ политика ценообразования, предоставления скидок и льгот на чартерных авиалиниях находится в ведении заказчика рейса. Он назначает размер тарифа, исходя из собственных коммерческих интересов, а также размеры льгот, скидок для различных категорий граждан;

■ в ряде государств мира, согласно правил чартерных воздушных перевозок запрещается продажа билетов на чартерный авиарейс иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Экономический смысл чартера заключается в полной передаче риска незаполняемости салонов и простоя кресел авиаперевозчика на заказчика авиарейса в обмен на значительный дисконт на среднюю стоимость одного кресла со стороны авиакомпании.

Заказчиками чартерной перевозки может быть какое угодно физическое или юридическое лицо, имеющее необходимую для своевременной оплаты чартера сумму денежных средств и возможность распространения и продажи авиабилетов. На практике чаще всего заказчиками чартеров являются:

единичные туристические операторы, организующие туры на массовых направлениях и имеющие собственные возможности обеспечения максимальной загрузки бортов;

пулы туристических операторов — то есть их временные объединения, усилия которых направлены на совместный выкуп чартерной линии и активную продажу кресел. В пуле обычно выделяют консолидирующих туроператоров, то есть имеющих либо максимальные блоки мест на бортах, либо явившихся инициаторами данной чартерной программы. При такой форме чартера операторы распределяют между собой блоки кресел на борту, а в дальнейшем их финансовая ответственность (обязанность своевременной оплаты и риск реализации билетов) ограничивается размером этих блоков;

авиаброкеры — имеющие непосредственное отношение либо к туристическому, либо к рынку авиаперевозок организации, занимающиеся фрахтованием воздушных судов с целью последующей оптовой перепродажи чартера (либо полностью программы, либо блоками кресел) туристическим операторам. Несмотря на необходимость переплаты за услуги брокеров, многие операторы прибегают к их услугами, поскольку последние либо не имеют возможности вести переговоры с авиакомпанией (географическая удаленность, отсутствие опыта, «подмоченная» репутация оператора), либо возможностей своевременной оплаты чартера (авиаброкеры обычно предлагают систему более выгодных для оператора отсрочек платежа по реализуемым креслам), либо готовы приобрести блок мест, размер которого неприемлем для авиакомпании (обычно, авиакомпании устанавливают минимальный блок кресел на чартерные перевозки, оплатить который мелким туроператорам не представляется возможным). В нашей стране авиаброкеры кроме связей на туристическом и авиарынках обычно имеют солидную поддержку финансовых структур, позволяющую им производить раннюю оплату чартерных программ (что является поводом требования дополнительных дисконтов со стороны авиакомпании), а потом в собственных коммерческих интересах проводить политику перепродажи блоков субъектам туристического рынка, учитывая их возможности и потребности (например, политика дробления блоков на более мелкие, дробление чартерных программ, предоставление рассрочки платежей и т.д.);

■ собственно авиакомпания также может организовывать чартерные программы на своих воздушных судах (особенно, если летная загрузка лайнеров это позволяет) с целью освоения новых дестинаций, привлечения клиентов, получения дополнительной прибыли.

 

3 Социо-культурные деффекты международного туризма

 

Таким образом, негативное воздействие въездного ту­ризма на социальную сферу жизнедеятельности местного сообщества происходит в следующих направлениях:

— создание дисбаланса в социальной структуре местного общества посредством появления как нового социального образования — класса работников туристической сферы, так и в результате присутствия в социальной структуре местного сообщества принципиально нового, непривычного «лжепраздного» класса приезжих туристов, обладающих собственными социальными ста­тусами, ценностями, амбициями, нормами поведения и оказывающих колоссальное влияние на традиционные социальные страты;

— эрозия традиционных социальных институтов (особенности института семьи и брака, отношении между поколениями) местного сообщества в результате цен­ностной и принципной ассимиляции ряда индивидов — членов местного сообщества с приезжающими туристами;

— рост дивиантного поведения среди местного насе­ления вследствие как демонстративности праздного по­ведения приезжающих туристов, так и экономических условий занятости в туристической индустрии;

— криминализация местного сообщества, рост пре­ступности как последствия стремительного роста актив­ности местного потребительского рынка и объема инос­транных инвестиций.

Таким образом, международный туризм, оказывая воздействие на политическую сферу жизнедеятельности местного общества через экономические рычаги, несет в себе ряд негативных для местной политической систе­мы последствий:

— становясь предметом политических игр и спеку­ляций как на национальном, так и на международном уровнях, что влечет дисбаланс в политической сфере местного сообщества;

— заставляя местные власти идти на послабления ради туризма, способные подорвать безопасность и су­веренитет местного сообщества;

— формируя ведущий к определенной зависимости от политической воли других регионов или государств по­литический курс местных властей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.