Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления развития предприятий общественного питания.






ЛЕКЦИЯ №1

ТЕМА: ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Цель: Ознакомить с социально-экономическим значением предприятий общественного питания, с современным состоянием и перспективами его развития.

 

  1. Основные направления развития предприятий общественного питания.
  2. Особенности производственно-торгового процесса в предприятиях общественного питания.
  3. Производственно-торговая структура предприятий общественного питания.
  4. Формы организации производства.

 

Основные направления развития предприятий общественного питания.

Общественное питание – это отрасль хозяйства, основу которой составляют предприятия общественного питания, предназначенные для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления (ГОСТ Р 50647); различающиеся по типам, специализации и классам.

Экономические перемены и связанные с ними процессы приватизации в общественном питании привели к изменению организационно-правовых форм ресторанов, кафе, баров, столовых, закусочных.

Смена собственности этих предприятий привела к расширению ассортимента и улучшению качества услуг. Это, в свою очередь, способствовало обеспечению прибыльности предприятий общественного питания, и созданию реальной конкуренции. В результате в нашей стране стал возрождаться рынок общественного питания, подчиняющийся экономическим законам спроса и предложения, конкуренции.

Перспективы развития потребительского рынка связаны:

· с мерами государственного регулирования в сфере общественного питания путем поддержки предприятий малого и среднего бизнеса;

· поддержки социально незащищенных слоев населения;

· создание и укрепление инфраструктуры общественного питания, конкурентной среды;

· проведение всероссийских и межрегиональных ярмарок, конкурсов;

·. усиление контроля за качеством продукции и услуг;

· соблюдение правил торговли.

Основные направления государственной и региональной политики в условиях рыночных отношений:

  • приоритетное развитие общедоступной сети предприятий общественного питания, ориентированной на различные группы потребителей;
  • развитие сети предприятий быстрого питания, в том числе шашлычных, сосисочных, блинных, пирожковых, бутербродных, чебуречных, пельменных;
  • восстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся профтехучилищ, колледжей, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений;
  • стимулирование расширения сети предприятий общественного питания, использующих индустриальные методы приготовления пищи и доставляющих кулинарную продукцию по заказам потребителей (на дом, в офис, организацию или учреждение);
  • развитие сети предприятий общественного питания в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, вдоль автомагистралей, на заправочных станциях, в аэропортах и на вокзалах.

Формирование разветвленной сети общедоступных предприятий общественного питания осуществляется по принципам:

  • унификации их типов ( кафе, столовая, ресторан, бар, закусочная);
  • дифференциации этих предприятий с точки зрения комфортности, качества обслуживания и набора предоставляемых услуг.

 

 

2. Особенности производственно-торгового процесса в предприятиях общественного питания.

Основная особенность деятельности предприятий общественного питания заключается в сочетании трех функций: производства продукции, ее реализации и организации потребления и, как правило, совпадение этих функций во времени.

Функции и особенности предприятий общественного питания могут изменяться в зависимости от уровня индустриальной базы, производящей продукцию для снабжения заготовочных и доготовочных предприятий питания. В связи с этим в перспективе возможно сохранение только двух функций; реализации и организации потребления.

Деятельность предприятий питания характеризуется следующими условиями (особенностями):

- ассортимент продукции зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемых контингентов, их профессионального, национального, возрастного состава, покупательской способности, условий труда и быта, демографического фактора;

- спрос на продукцию и услуги предприятий общественного питания и его изменение зависит от сезона, времени дня, дней недели (в летнее время – холодные супы, прохладительные напитки; зимой – мясные блюда; в выходные и предпраздничные дни – продукция ресторанов, кафе, спрос на полуфабрикаты);

- приготовление блюд и кулинарной продукции небольшими партиями по мере их спроса (в связи с кратковременными сроками хранения кулинарной продукции) в ежедневно меняющемся ассортименте);

- повышение в общем объеме производства и реализации полуфабрикатов высокой степени готовности, готовых блюд;

- режим работы предприятий питания, обслуживающих организованные контингенты потребителей, зависит от режима работы производственных предприятий, учреждений, учебных заведений.

 

Наряду с основной целевой функцией (производство, реализация и организация потребления продукции в залах и для домашнего приготовления) предприятия питания предоставляют населению дополнительные услуги.

Дополнительные услуги все прочие виды деятельности предприятий питания по обслуживанию населения, осуществляемые за пределами утвержденных для них функций и служебных обязанностей.

Объем и виды дополнительных услуг зависят от типа предприятия и его класса, определяются наличием соответствующей материально-технической базы, численностью и квалификацией работников, уровнем качества обслуживания и др.

Все виды дополнительных услуг, связанные с материальными и трудовыми затратами должны быть платными за счет заказчика.

Примерами дополнительных услуг могут служить следующие:

- услуги повара на дому для приготовления блюд сложного ассортимента;

- услуги официанта на дому;

- организация школы молодых хозяек;

- продажа цветов (в ресторанах);

- организация стола заказов;

- вызов такси и др.

 

Особо необходимо выделить в деятельности предприятий общественного питания организацию досуга различных групп населения: создание специализированных предприятий, объединяющих потребителей по творческим интересам – диско-бар, варьете-бар и др. Не следует упускать из виду, что предприятия питания являются также важнейшими структурными элементами театров, кинотеатров, клубов и т.д.

 

 

3. Производственно-торговая структура предприятий питания с различным производственным циклом.

 

Функциональный состав помещений предприятий питания зависит от:

- функций, которые выполняет предприятие;

- ассортимента выпускаемой продукции и объема производства;

- уровня и форм специализации и кооперирования.

 

В системе общественного питания действуют 5 видов предприятий питания с различной производственно-торговой структурой:

- З аготовочные предприятия общественного питания предприятия, изготовляющие полуфабрикаты и готовую продукцию для снабжения ими предприятий, выполняющих функции обслуживания потребителей. Заготовочным предприятиям присуща только функция производства.

- Д оготовочные предприятия общественного питания предприятия, изготовляющие продукцию из полуфабрикатов, получаемых от заготовочных предприятий питания или предприятий пищевой промышленности.

- Предприятия с полным производственным циклом предприятия, которые осуществляют обработку сырья, выпускают полуфабрикаты и готовую продукцию, а затем сами реализуют ее в залах, буфетах, магазинах кулинарии. Таким предприятиям присущи все 3 функции.

- Предприятия - раздаточные предприятия, не имеющие собственного производства, реализующие готовую продукцию. Этим предприятиям присущи функции реализации и организации потребления продукции.

- Торговые предприятия предприятия, которым присуща только функция реализации продукции (магазины кулинарии, буфеты).

 

Помещения, входящие в состав предприятий общественного питания, объединяются в следующие функциональные группы:

- торговые помещения – вестибюль (включая гардероб, умывальные и уборные); залы с раздаточными на предприятиях с самообслуживанием, аванзал, зал без раздаточной на предприятиях с обслуживанием официантами, банкетные залы, комната отдыха, кабинет врача (в диетических столовых), зал магазина кулинарии, помещения для организации отдыха в специализированных предприятиях;

- производственные помещения – производственные цеха, моечные столовой и кухонной посуды, буфет, раздаточная, сервизная (на предприятиях с обслуживанием официантами), помещение зав. производством;

- складские помещения – охлаждаемые камеры для хранения мяса, рыбы, фруктов, зелени, напитков, молочных продуктов, жиров, гастрономии; неохлаждаемые кладовые для хранения сухих продуктов; кладовая тары, инвентаря, средств материально-технического оснащения; загрузочная;

- служебные и бытовые помещения – административные помещения дирекции, бухгалтерии, помещение персонала, душевые, уборные, бельевая, гардероб для персонала, комната приема пищи и т.д.;

- технические помещения – вентиляционные камеры (приточная и вытяжная), электрощитовая, машинное отделение охлаждаемых камер, тепловой узел, помещение тепловой завесы, мастерские;

- экспедиция – охлаждаемые камеры для хранения полуфабрикатов (мясных, рыбных, овощных и т.д.), неохлаждаемые кладовые для хранения полуфабрикатов, разгрузочная, помещение экспедитора. Экспедиция организуется только на заготовочных предприятиях общественного питания.

Производственно-торговая структура предприятий питания с различным производственным циклом представлена на схеме 1 «Производственно-торговая структура предприятий общественного питания».

Основным производственным подразделением предприятия является цех, который представляет собой пространственно, территориально и административно обособленную часть предприятия, в которой выполняется комплекс работ. Цеха делятся на производственные участки, отделения, технологические линии, рабочие места.

Структура предприятий может быть цеховой и бесцеховой.

При цеховой структуре цех наделяется определенной производственно-хозяйственной самостоятельностью, получает единое плановое задание, В цехе осуществляется оперативный учет. Цеховая структура применяется чаще всего на заготовочных предприятиях общественного питания.

Бесцеховая структура применяется на большинстве заготовочных предприятиях общественного питания, где цеха выделяются условно, для разграничения различных производственных процессов по видам обрабатываемого сырья или способам кулинарной обработки. Плановое задание и объем выполняемых работ устанавливается для всего производства в целом, которое возглавляет заведующий производством.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.