Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовая школа




 

В поисках путей формирования нового типа личности в педагогике начала 20 века значительное место заняли идеи, изложенные в 1890г. в книге Пауля Наторпа “Социальная педагогика”, положившая начало направлению реформаторской педагогике, которая проблемы образования воспитания подрастающего поколения рассматривали в широком социально-философском контексте. Воспитание и образование в социальной педагогике Наторпа превращалось в выработку взаимоотношений личности и общества на основе единства понимания жизненных ценностей и норм. Именно с этой целью он предлагал создать единую для всех слоев населения школу, которая могла бы привести к устранению классовых противоречий.

Идеи социальной педагогики вобрало в себя и трансформировало педагогическое направление, возникшее в Германии в результате резкого недовольства формализмом и пассивностью старой школы и получившее название трудовая школа.

Начало этому направлению положил швейцарский педагог Роберт Зейдель, который в своей работе «Трудовая школа как социальная необходимость» наметил основные принципы ее построения. Первая такая школа была организованна в 1882 году и названа коллективно-трудовой колонией, в которой использовалось около 30 разных видов производительного труда. Каждый ученик должен был основательно изучить одно из ремесел, и иметь представление обо всех других. Занятия трудом требовало знания и поэтому сопровождалось умственными знаниями и художественно-изобразительной деятельностью.

Научное обоснование движению трудовой школы дал немецкий педагог Георг Кершенштейнер (1854-1932).В работе “Понятие трудовой школы”он доказывал, что в эпоху разделения труда, сопутствующему развитию культуры, каждый человек должен иметь профессиональную специализацию. В задачи школы поэтому, должно было, по его мнению, входить обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием ей нравственного значения и воспитание гражданина-патриота.

В 1908г. Г.Кершенштейнер в докладе на тему ”Школа будущего - трудовая школа” изложил основные принципы организации такой школы. Первый принцип социально-педагогический, по которому школа является лабораторией жизни. В ней проходят все процессы жизни, и нужно, чтобы школа была целостной системой, из которой они не были бы выключены. Трудовая школа должна стать таким общеобразовательным учреждением, которое готовило бы детей главным образом из народа к будущей трудовой деятельности, причем основная её цель не сообщение знаний, а выработка у учащихся элементарных трудовых навыков и воспитание дисциплины поведения.

Второй мотив - методический. Обычно школьное дело покоится на отсталых методах, от ребенка требуется только пассивное внимание и следование за учителем. Однако усвоение происходит лучше при самостоятельной активности ребенка. В этом состоит знаменитый принцип наглядности, о котором говорил уже Коменский. Не следует знакомить ребенка с теми или иными предметами лишь с помощью слова - нужно показывать им самые предметы. Нужно не только словами, но и всей полнотой ощущений вводить ребенка в изучение предмета.



Важна не яркость восприятия сама по себе, важен процесс схватывания сути предмета через разложение и сложение. Настоящее знание выражается не в том, чтобы пассивно отличить истинное от ложного, а в том, чтобы иметь возможность суметь это передать другим; в отношении же предмета это же знание выразится в том, чтобы самому сделать предмет, в крайнем случае, нарисовать его, сделать модель. Поэтому хорошо ребенку видеть предмет, о котором идет речь в классе, а еще лучше уметь его сделать, уметь хотя бы точно нарисовать, сделать модель - такое трудовое усвоение предмета выше просто увиденного.

Необходимо, чтобы ребёнок при восприятии предмета имел возможность проявить активность. В любом учебном предмете можно дать простор самодеятельности ученика, выражающейся в "создании" (рисовании, лепке, модели) частей или всего предмета.

Для детей только то имеет значение, чего они добиваются путём самодеятельности, поэтому в школу и должен быть введён ручной труд. Это, по определению Кершенштейнера, вполне отвечало бы природе самих детей, поскольку 90% из них обладают образным мышлением, а не абстрактным, и они с большим удовольствием предпочтут практические занятия умственным. При организации народной школы лучше всего было бы соединить препо­давание с ручным трудом и изобразительно-иллюстративной деятельностью, широко используя опытническую и лабора­торную работу. Программа такой школы предполагала исполь­зование различных форм практической деятельности так, что­бы они составляли непрерывную цепь, при которой каждое упражнение последовательно подводит к очередному затруд­нению, которое ребенок в состоянии преодолеть самостоятельно. Ручной труд вводился в школу как самостоятельный учебный предмет, а сама организация обучения на ранних его ступенях примыкала к игровой деятельности.



 

Третий мотив этой школы - это то, что школа есть община, цельный организм, в котором должен быть простор для социального взаимодействия. В школу включены таким образом все процессы жизни, и дети сами обдумывают, как лучше выполнить все встающие перед ними задачи.

 

В тесной связи с концепцией трудовой школы у Г. Кер­шенштейнера выступала теория гражданского воспитания, изложенная им в работе «Понятие гражданского воспита­ния». В ней он рассматривал народную школу и армию как наиболее действенные государственные воспитательные ин­ституты, способные формировать у молодежи желание тру­диться на благо отечества и защищать его. По Кер­шенштейнеру, дети состоятельных родителей получают нужное государству воспитание и дома, и в среднем учебном заведении, находясь там до 18 лет, а дети трудящихся покидают народную школу в возрасте 13-14 лет, когда у них ещё не сформировался характер. В связи с этим предложил создавать обязательные дополнительные школы, предназначенные для работающих подростков, окончивших народные школы. Такие учебные заведения, по мысли Кершенштейнера, должны развивать способность наслаждаться трудом каждому как гражданину отечества. Дополнительные школы создавались обычно для рабочих одной профессии, к потребностям которой здесь приспосабливалось изучение всех предметов. Таким образом, дополнительные школы должны были обеспечить профессионально-техническое обучение и выработать у молодёжи навыки выполнения гражданских обязанностей. Кер­шенштейнер придавал большое значение обстановке вне школы, деятельности различных молодёжных организаций.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Пожаловаться на материал