Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список сокращений






А автомобильный магистральный транспорт;
ВА вывоз груза автотранспортом;
ВЖ вывоз груза железнодорожным транспортом;
ГО грузоотправитель;
ГП грузополучатель;
Ж железнодорожный магистральный транспорт;
ПКП пункт концентрации погрузки;
ПНМТ пункт назначения магистрального транспорта;
ПОМТ пункт отправления магистрального транспорта;
ППМТ пункт перегрузки магистрального транспорта;
ПРГ пункт распределения груза;

 
 

 
 


2. КРИТЕРИИ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ВАРИАНТОВ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ
 

В условиях рыночной экономики в качестве критерия эффективности инвестиционных проектов новой техники и технологии все чаще используют величину чистого дисконтированного дохода (ЧДД), определяемого как сумму эффектов за весь расчетный период, приведенную к начальному шагу (превышение интегральных результатов над интегральными затратами). Величину ЧДД вычисляют по выражению:

 

(2.1)

 

где Pt – результаты, достигаемые на t-м шаге расчета;

Зt – затраты, осуществляемые на том же шаге;

Е – средневзвешенная постоянная норма дисконта;

Г – горизонт расчета, равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта (принятого варианта).

Эффект, достигаемый на t-м шаге: Эt = (Pt – Зt).

Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, проект является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект. Если инвестиционный проект будет осуществлен при отрицательном ЧДД, инвестор понесет убытки.

Указанный критерий эффективности инвестиционных проектов в системе доставки грузов может применяться как достоверный только в условиях стабильной рыночной экономики. Практика экономических расчетов показала, что при экономическом обосновании новой технологии доставки грузов целесообразно в качестве оценочного критерия использовать минимальную величину годовых дисконтированных (приведенных) расходов (Зд). При этом имеется в виду, что все капиталовложения инвестируют единовременно при постоянной и одинаковой на всех этапах доставки норме дисконта.

Величину дисконтированных расходов (А.2) целесообразно соотносить в тенге на одну тонну нетто доставляемой продукции. Это дает возможность анализировать результаты расчетов и определять удельный экономический эффект разработок при изменяемых объемах внедрения. Показатель одна тонна нетто является наиболее объективным при сравнении вариантов доставки, предусматривающих разные способы упаковки, затаривания и укрупнения грузовых единиц. В нем не рекомендуется учитывать массу упаковки, транспортной тары, средств пакетирования и контейнеров.

 

, (2.2)

 

где С – удельный эксплуатационный расход на доставку груза (себестоимость доставки), тг/т;

П – удельный расход, вызванный потерями груза за время доставки, тг/т. Величина их не является составной частью себестоимости доставки, а соотносится с ними;

К – удельные единовременные капиталовложения (инвестиции) в производственные фонды, тг/т;

М – масса груза, вовлеченного в процесс доставки, тг/т;

Ен – постоянная норма дисконта (нормативный коэффициент эффективности капиталовложений), которую принимают равной величине, обратной нормативному сроку окупаемости капиталовложений, Ен = 0.12;

Т – затраты, определяемые по тарифам за услуги, выполняемые транспортными организациями;

jр – нормативный уровень рентабельности доставки груза, jр = 0.35.

Если предлагаемая технология доставки не приводит к сокращению потерь груза, то при оценке и сравнении вариантов затраты, вызванные его потерями, учитывать не обязательно.

Если предлагаемая технология доставки груза не приводит к сокращению общего срока доставки, то массу (М) не учитывают. Ее также не учитывают, если продукция после завершения доставки поступает на длительное хранение.

Вариант, по которому дисконтированные затраты на доставку груза окажутся минимальными, следует считать экономически целесообразным. При равенстве суммарных затрат окончательную оценку вариантов производят по другим критериям:

обеспечение сохранности груза и его качества за время доставки;

обеспечение минимальных затрат рабочей силы на погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские работы;

снижение себестоимости или капиталовложений по вариантам;

повышение степени использования транспортных средств, перегрузочного оборудования, складов, контейнеров и др.

Перечень экономических показателей, включаемых в состав удельных суммарных дисконтированных затрат, определяется видом и составом технологических операций, совершаемых с грузом в процессе доставки (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 - Полный перечень возможных экономических показателей в составе суммарных дисконтированных затрат на доставку груза

Наименование показателя Усл. обозн.
   
Удельные эксплуатационные расходы (себестоимость доставки) С
В том числе:  
на подготовку груза к доставке Сп..д
на содержание транспортной тары Ст
на содержание средств пакетирования Сс..п
на содержание парка контейнеров Ск
на погрузочно-разгрузочные и складские работы Сгр
на содержание складов и складского оборудования Сс
на транспортные операции Стр
на подготовку груза к реализации Сп.р
Удельные расходы, вызванные потерями груза В том числе: при подготовке груза к доставке при выполнении погрузочно-разгрузочных операций при хранении груза на складах при выполнении транспортных операций при подготовке груза к реализации П   Пп.д Пгр Пхр Птр Пп.р
Удельные капиталовложения в технические средства В том числе стоимость: Оборудования и средств механизации, используемых при подготовке груза к доставке многооборотной тары многооборотных средств пакетирования парка контейнеров средств механизации, используемых на погрузочно-разгрузочных и складских работах складов и складского оборудования парка транспортных средств оборудования и средств механизации на подготовку груза к реализации К     Кп.д Кт Кс.п Кк   Кгр Кс Ктр   Кп.р
Удельная стоимость массы груза за время доставки В том числе при нахождении: на складах на транспортных средствах М   Мс Мтр
Тарифные услуги транспортных организаций В том числе: за пользование универсальными контейнерами за пользование средствами пакетирования груза за погрузочно-разгрузочные и складские операции на местах общего пользования за хранение груза на местах общего пользования Т   Тк Тс..п   Тгр Тхр
за транспортировку груза Ттр
Удельные дисконтированные затраты на доставку груза Зд

 

В каждом конкретном случае на состав и величину суммарных затрат будут оказывать влияние факторы процесса доставки (см. рисунок 1.1). Причем влияние одного фактора может привести к улучшению одной группы показателей и к ухудшению – другой. Так, например применение специализированных вагонов сокращает расходы на тару, погрузочно-разгрузочные работы и потери груза, но увеличивает затраты на транспортные операции в связи с большим порожним пробегом и высокой стоимостью этих вагонов.

Экономические показатели, величины которых в сравниваемых вариантах заведомо одинаковы, учитывать не обязательно.

В зависимости от цели расчетов состав удельных суммарных дисконтированных расходов может существенно изменяться.

При значительном количестве этапов доставки груза и показателей, входящих в оценочный критерий, для выявления предстоящего объема вычислений рекомендуется для каждого сравниваемого варианта составить модель расчета затрат, в которой следует отразить все этапы доставки груза и перечень учитываемых экономических показателей. Такую модель получают на основе универсальной макрологистической модели-матрицы, состоящей из 34 строк и 20 столбцов (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 - Универсальная макрологистическая модель учета экономических показателей по вариантам доставки груза

 

Возможный состав дисконтиро-ванных затрат Возможные этапы доставки груза  
ГО ВА ПКП ВА ВЖ ПОМТ А Ж ВЖ ППМТ А ВЖ Ж ПНМТ ВА ВЖ ПРГ ВА ГП Все-го
                                       
Сп.д   С   С             С                    
Ст   А   А             А                    
Сс.п   А   А             А             А   А  
Ск   А   А       А А   А А   А       А   А  
Сгр   С   С     С       С       С     С   С  
Сс   С   С     С       С       С     С   С  
Стр     АС   АС АС   АС АС АС   АС АС АС   АС АС   АС    
Сп.р                                   С   С  
С                                          
Пп.д   С   С             С                    
Пгр   С   С     С       С       С     С   С  
Пхр   С   С     С       С       С     С   С  
Птр     АС   АС АС   АС АС АС   АС АС АС   АС АС   АС    
Пп.р                                   С   С  
П                                          
Кп.д   С   С             С                    
Кт   А   А             С                    
Кс.п   А   А             А             С   С  
Кк   А   А       А А   А А   А       А   А  
Кгр   С   С     С       С       С     С   С  
Кс   С   С     С       С       С     С   С  
Ктр     АС   АС АС   АС АС АС   АС АС АС   АС АС   АС    
Кп.р                                   С   С  
К                                          
Мс   С   С     С       С       С     С   С  
Мтр     АС   АС АС   АС АС АС   АС АС АС   АС АС   АС    
М                                          
Тк               С С     С   С              
Тс.п               С С   С С   С              
Т гр   С   С     С       С       С     С   С  
Тхр             С       С       С            
Ттр     АС   АС АС   АС АС АС   АС АС АС   АС АС   АС    
Т                                          
Зд                                          

 

Строки модели соответствуют полному перечню экономических показателей, приведенных в таблице 1.1, столбцы – полному перечню возможных этапов доставки груза согласно рисунке 1.2. Заполненные символами клетки этой модели указывают на максимально возможное число элементов суммарных затрат на доставку груза. Принятая символика для обозначения элементов затрат соответствует разделению их на три логистические группы.

К первой группе отнесены возможные элементы суммарных затрат, которые в пределах рассматриваемой строки могут быть достоверными. Такие элементы названы совместимыми и обозначены модели-матрице буквой С. Например, эксплуатационные затраты на подготовку груза к доставке (строка 1) могут быть (в зависимости от распределения операций) и у грузоотправителя, и в пункте концентрации погрузки (графы 1 и 3). Аналогично затраты на погрузочно-разгрузочные работы (строка 5) всегда будут у грузоотправителя, в пункте концентрации погрузки и т.д., если эти этапы предусмотрены транспортно-технологической схемой доставки.

Ко второй группе отнесены возможные элементы суммарных затрат, из которых только один в пределах рассматриваемой строки может являться достоверным. Такие элементы суммарных затрат названы альтернативными, т.е. исключающими друг друга, и обозначены в местах их возможного появления буквой А. Например, эксплуатационные затраты на содержание парка контейнеров (строка 4) могут быть отнесены либо на этап ГО, либо на этап ПКП и т.д. (в зависимости от принадлежности контейнеров). Об этом свидетельствуют наличие девяти букв А в данной строке модели по соответствующим столбцам.

Третью логистическую группу образуют так называемые альтернативно-совместимые элементы возможных суммарных затрат, которые могут быть объединены в рассматриваемой строке как в совместимые, так и в альтернативные группы и пары. Например, в строке 7, соответствующей эксплуатационным расходам на транспортные операции, затраты по графам 4-5 альтернативны между собой, так же как затраты по графам 7-8 или 12-13 и т.д., так как один и тот же груз в одно и то же время не может находиться на разных видах транспорта. Однако эти альтернативные группы элементов затрат совместимы между собой. Еще пример по этой же строке: элементы затрат в графах 7 и 11 образуют альтернативную пару событий. Это означает логистическую бессмысленность передачи груза с автомобильного на автомобильный вид магистрального транспорта. В тоже время каждый из элементов этой пары событий совместим с другими элементами затрат в данной строке. Альтернативно-совместимые элементы затрат обозначены в модели аббревиатурой АС.

Предложенная модель разделения возможных суммарных затрат на элементы по строкам и столбцам необходима для исключения ошибок при установлении состава достоверных (фактически учитываемых) затрат по вариантам доставки груза и обеспечение контроля расчетов показателей на ПЭВМ.

Модель-матрица расчета экономических показателей по конкретному варианту доставки груза должна содержать только достоверные элементы затрат.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.