Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания к выполнению задания






Метод АВС необходим для разработки стратегии управления запасами и контроля за многономенклатурным производством.

По эффективности производства всю номенклатуру обращающихся на предприятии деталей, сборочных единиц и изделий, хранящихся на складе, разбивают. на три группы:

группа А – наиболее ценные детали, на долю которых приходится»80% стоимости, а по количеству они составляют лишь 15-20% всего объема;

группа В – средние по стоимости изделия, составляющие примерно 15% стоимости, а по количеству – примерно 30%;

группа С – самые дешевые изделия, на долю которых приходится»5-10% стоимости и примерно 50% общего количества

 

Кумулята АВС

% стоимости С

80 В

А

 

 

     
 
 
 

 

 


20 50 100 % количества

Рис 1 Линия АВС

 

Для выделения групп целесообразно использовать графический метод [4]. На ось абсцисс наносятся точки, соответствующие номерам изделий. На ось ординат – значения накопленных удельных весов стоимости Di массива изделий, предварительно упорядоченного по удельному весу стоимости di. Затем соединяют выпуклой кривой полученные точки с началом координат. Прямую линию проводят через начало координат и последнюю точку графика. Параллельно ей проводят касательную к полученной выпуклой кривой. Точка касания укажет точку А. Аналогично для нахождения точки В к оставшейся части кривой АС проводят касательную, параллельную отрезку, соединяющему точки А и С.

 

 

 

Рис 2 Графический метод АВС-анализа

 

 

Анализ кривой АВС показывает, что группа изделий:

А – должна находится под строгим (ежедневным) контролем и учетом, так как изделия этой группы являются основными в деятельности фирмы;

В – нуждаются в обычном контроле (с периодом контроля - одна-две недели) и требуют постоянного учета и внимания;

С – нуждаются в обычном периодическом контроле (с периодом контроля - месяц, квартал) путем инвентаризации уровня запасов.

Изделия относят к той или иной группе одновременно учитывая два фактора: долю в стоимости и в общем объеме.

При выборе стратегии продаж учитывают, к какой группе относится то или иное изделие. Так, для группы А формируется широкая сеть торговых точек с высоким уровнем доступности товаров покупателям; для группы В выбирается промежуточная стратегия между А и С; для изделий группы С организуется продажа товаров с центрального склада с низким уровнем запасов.

Анализ ХУZ проводится с учетом изменчивости спроса Рi в предыдущем периоде, которая приведена в таблице 3 поквартально.

К группе Х относятся изделия, спрос на которые незначительно колеблется. Коэффициент вариации по ним согласно [3] изменяется от нуля до 10%, удельный вес позиций номенклатуры этой группы 24-30% [4]. Прогноз потребности по этой группе изделий осуществляется детерминированными методами с высокой точностью.

К группе У относятся изделия, спрос на которые значительно колеблется. Коэффициент вариации по ним достигает 10-25%, удельный вес позиций номенклатуры этой группы примерно 24-32%. Прогноз потребности по этой группе изделий осуществляется с ограниченной точностью с использованием теории вероятностей.

К группе Z относятся изделия с нерегулярным спросом Коэффициент вариации позиций этой группы свыше 25%, удельный вес примерно 38-52%. Прогноз потребности по этой группе изделий осуществляется эвристическими методами.

Коэффициент вариации ν рассчитывается по формуле:

 
 


ν i = σ i/Ri, (1)

 

где σ i - среднеквадратическое отклонение для потребности Ri,

Ri, - среднее арифметическое значение потребности в i детали за год.

С целью упрощения расчетов результаты АВС-анализа изделий можно распространить на соответствующие ведущие детали для анализа АВС-ХУZ.

Для совместного АВС-ХУZ - анализа строят матрицу (табл.4).

 

Таблица 4 – Результаты АВС-ХУZ анализа позиций номенклатуры

 

Группа изделий Х Y Z
А AX AY AZ
В BX BY BZ
С CX CY CZ

 

В клетках табл. 4 указывают позиции номенклатуры, относящиеся к данной подгруппе по АВС и ХУZ анализу. Для каждой подгруппы изделий студентом формулируется определенная стратегия контроля, учета и пополнения запасов, а также указываются соответствующие методы прогнозирования спроса.

 

Важным фактором для организации производственных процессов является размер партии деталей, одновременно запускаемых в производство.

Оптимальный размер партии деталей (изделий) рассчитывают по формуле:

 

, (2)

 

 

где К – сумма накладных расходов на размещение и реализацию заказов в неделю;

М – объем материального потока (потребность) в неделю;

Н – затраты на хранение единицы заказа в неделю.

Данная формула получена при допущении: заказ поступает в тот момент, когда уровень предыдущего запаса падает до нуля. Результат расчета объема заказа округлить до большего целого значения.

От величины заказа зависит его потребление во времени. В момент заказа величина запаса равна оптимальной величине. Затем в результате производственного потребления она постепенно уменьшается до нуля. В этот момент происходит возобновление заказа.

 

Q

 


 

 
 


Q/M 2Q/M t, нед.

 

Рис 3 График поступления и расходования запасов

 

Для решения задачи оптимизации размера заказа необходимо определить суммарные затраты, связанные с накладными расходами, хранением, поставками определенной партии заказа.

 

Zобщ = Z1 + Z2 + Z3 ® min, (3)

 

где Z1 = K(M/Q) –доля затрат, связанных с накладными расходами;

Z2 = CM – доля затрат, связанных с оплатой заказанной продукции; С - цена ведущей детали составляет 10% цены изделия, в которое она входит;

 

Z3 = Н(Q/2) – доля затрат, связанных с хранением заказов;

 

Q/2 – средний уровень запасов в цикле потребления.

 

Приравнивая , получим формулу (2).

 

График зависимости общих затрат Zобщ от объема заказа Q в принципе выглядит следующим образом. Чтобы его построить, необходимо рассчитать объем затрат при разных значениях объема заказа.

Без скидки

 
 


Zобщ Со скидкой

10%

Со скидкой

20%

 
 


Zmin

 

Qопт 20 50 Q

 

Рис 4 График зависимости Zобщ = f(Q)

 

Чтобы определить экономически выгодный размер заказа по каждому виду деталей (изделий) необходимо сопоставить суммарные затраты на годовую потребность в этих деталях при поставках, соответствующих:

а) оптимальному размеру партии деталей,

б) объему, при котором предоставляется первая скидка (т.е. при объеме поставки от 20 до 50 штук),

в) объему, при котором предоставляется вторая скидка (т.е. при объеме поставки от 50 штук и более).

Результаты расчетов целесообразно представить в таблице 5.

 

Общие затраты на поставку заказов и их хранение по i детали рассчитывают по формуле:

i =Z1 i +Z2 i +Z3 I, (4)

 

где: Zо i - общие затраты на поставку заказов и их хранение в неделю,

Z1 i - затраты, связанные с накладными расходами,

Z2 i - затраты, равные стоимости соответствующей партии деталей,

Z3 i - затраты на хранение продукции,

 

Z1 i= К i М i /Q i , (5)

 

Z2 i i М i , (6)

 

Z3 ii Q i / 2. (7)

 

Сумма годовой экономии (перерасхода) рассчитывается путем сопоставления общих затрат на поставку заказов и их хранение за год при оптимальном объеме заказа с общими затратами на поставку заказов и их хранение при других размерах заказа. Последними могут быть размеры заказов, равные 1, 10, 20, 50 и 100 единиц.

Следует учесть, что предоставление 10% и 20% скидок при заказе крупных партий может существенно снизить общие затраты за счет уменьшения стоимости изделий. В результате затраты окажутся меньше затрат при рассчитанном ранее оптимальном заказе по данной ведущей детали. Такая величина заказа считается экономически выгодной.

Общие затраты в год Zгод i рассчитываются по формуле:

 

Zгод i = Т * Zобщ i, , (8)

 

где Т – количество недель в году.

 

Экономия по поставкам за год в этом случае находится по формуле:

Эгод i = Zмин i - Zтек i , (9)

 

где Эгод i - годовая экономия (-) или перерасход (+),

Zтек i –затраты, рассчитанные для i детали (изделия)на годовую потребность при текущем (сравниваемом) размере заказа,

Zмин i – минимальные затраты, рассчитанные для i детали в год.

 

Таблица 5- Расчет годовых затрат и экономии

 

Деталь   Q i М i =… К i = … Н i =… Qопт i.=… Период Поставки Число поставок в год = …
i =
Условия поставки Цена Z1 i Z2 i Z3 i Zo i Zгод i Эгод. i
Без скидки
               
Q опт=…              
               
Предоставление 10% скидки
               
               
Предоставление 20% скидки
               
               

 

На рисунке 5 приведен пример построения графиков зависимости общих затрат от объема заказа

 


Рис 5 Графики зависимости общих затрат от величины заказа по детали 1 (пример)

Для построения графиков Zобщ = f(Q) результаты расчетов (табл.5) можно представить в виде сводной таблицы по каждой детали, содержащей столбцы со значениями Q i и Zгод i.

Из графиков, представленных на рис.5, следует, что оптимальной величине заказа соответствует минимальная точка верхней линии, где затраты составляют 36602тыс.руб. Экономически выгодной величиной заказа является заказ, при котором использование 20% скидки позволяет снизить затраты до 31569 тыс.руб.

 

Требования к содержанию работы:

Результаты расчетов представить в таблицах аналогичных табл.1-5.

По результатам расчетов построить:

1) график АВС (рис.1, рис.2;

2) пилообразную линию зависимости размера запаса от времени (рис.3);

3) зависимость затрат Z год i = f(Q i), как показано на рис.4 и 5

для каждого вида деталей-представителей при использовании скидок и без них.

В конце отчета сформулировать выводы.

 

Контрольные вопросы к защите контрольной работы:

1 Как формулируется правило АВС?

2 Что представляет собой ХУZ - анализ?

3 Что представляет собой анализ АВС-ХУZ?

4 Для каких отделов предприятия необходима информация, полученная в результате АВС-ХУZ анализа?

5 Что представляет собой пилообразная линия и для чего она нужна?

6 Из каких затрат состоят общие затраты, связанные с заказом продукции?

7 Как определяется оптимальный размер заказа?

8 Каким образом затраты на хранение влияют на размер заказа?

9 Каким образом затраты на транспортировку влияют на размер заказа?

10 Как влияют предоставляемые скидки на товары групп А, В и С по Вашим данным?

11 Как влияет изменение спроса на товары групп А, В и С?

12 Как влияет изменение транспортных расходов на товары групп А, В и С?

13 Каково влияние изменения накладных расходов на товары групп А, В и С?

 

 

Теоретическиевопросы к контрольной работе

1 Для чего необходим анализ АВС?

2 Чем брокер отличается от дилера?

3 Что такое грузоподъемность транспортного средства и какова ее роль в транспортной логистике?

4 Что такое ДЖИТ (just-in-time)?

5 Чем дилер отличается от дистрибьютера?

6 Что представляют собой диспозитивные системы?

7 Какие виды запасов существуют?

8 Каковы периоды развития систем товародвижения?

9 Какова роль затрат на связанный капитал в логистике?

10 Что представляют собой интенсивное распределение?

11 Что представляют собой интермодальная перевозка?

12 Что изучает информационная логистика?

13 Как связаны между собой информационный и материальный поток?

14 Какие виды тарифов существуют с транспортной логистике?

15 Что представляют собой исполнительные системы в информационной логистике?

16 Что представляют собой логистическая операция?

17 Что представляют собой логистическая цепь?

18 Что представляют собой логистические издержки?

19 Что представляют собой логистический канал?

20 Что представляют собой логистический сервис?

21 Что представляют собой логистическое звено?

22 Каково отличие макро- и микрологистической систем?

23 Каковы основные виды логистических систем?

24 Где в логистике применяется правило 80-20?

25 Чем селективное распределение отличается от интенсивного?

26 В чем отличие системы Canban от системы МRP?

27 Что такое система OPT?

28 Что представляют собой системы штрихового кодирования?

29 Что представляет собой транспортный коридор и какие транспортные коридоры существуют?

30 Что такое «толкающие» («выталкивающие») системы?

31 Что представляет собой «тощее» (изящное) производство?

32 Что представляют собой «тянущие» («вытягивающие») системы?

33 Что представляют собой функциональные области логистики?

34 В чем сущность «шести правил логистики»?

35 Что такое система эшелонированная система?

36 На каких условиях работает агент?

37 Где в логистике используют алгоритм Свира?

38 Какие основные формы снабжения существуют?

39 Где используется анализ ХУZ?

40 На каких условиях работает брокер?

41 Какие виды отправки грузов существуют?

42 Что представляет собой вместимость склада?

43 Что представляет собой вместимость судна?

44 Что представляет собой готовность к поставке?

45 Что представляет собой грузовая единица?

46 Как определяют грузооборот склада?

47 Что представляет собой грузопереработка?

48 Что такое грузоподъемность автомобиля?

49 Что такое грузоподъемность судна?

50 Что представляет собой и как рассчитывается дедвейт?

51 Что представляют собой базисные функции логистики?

52 На каких условиях работает дилер?

53 Что представляют собой диспозитивные системы в информационной логистике?

54 На каких условиях работает дистрибьютер?

55 Что представляют собой ключевые функции логистики?

56 Какие виды потребностей существуют в логистике запасов?

57 Что представляет собой закупочная логистика?

58 Что такое максимальный желательный запас?

59 Что такое диспач (dispatch money)?

60 С какой целью формируются подготовительные запасы?

61 Какие факторы влияют на выбор поставщика?

62 С какой целью формируются товарные запасы?

63 С какой целью формируются текущие запасы?

64 С какой целью формируются страховые запасы?

65 Что представляют собой гарантийные запасы?

66 Для чего рассчитывают затраты на связанный капитал?

67 Что представляет собой интенсивное распределение?

68 Что представляет собой интермодальная перевозка?

69 Какие факторы влияют на выбор перевозчика?

70 Что представляет собой информационная система?

71 Что представляет собой информационный поток?

72 В каких случаях устанавливают исключительные тарифы?

73 Исполнительные системы в информационной логистике?

74 На каких условиях работает комиссионер?

75 Как рассчитывается коэффициент тары?

76 Что такое подход миссий?

77 Что такое «принцип одного зонтика»?

78 Виды логистических издержек?

79 Что такое уровень логистического канала?

80 Как реализуется диалектический подход в логистике?

81 Какие виды складов существуют в логистических системах?

82 «Разбросанная» и сгруппированная служба логистики?

83 С какой целью устанавливаются льготные тарифы?

84 Централизованная и децентрализованная служба логистики?

85 Что представляет собой материальный запас и чем он отличается от материального потока?

86 Какова роль тары в логистике?

87 Что представляет собой мезологистическая система?

88 В каких случаях устанавливаются местные тарифы?

89 Что представляет собой микрологистическая система?

90 На каком виде транспорта устанавливаются общие тарифы?

91 Для чего применяют пакетирование грузов?

92 Плановые системы в информационной логистике.

93 Каковы характерные черты мирового фрахтового рынка?

94 Какие виды прогнозирования, применяются в логистике запасов?

95 Как рассчитывается время доставки железнодорожным транспортом?

96 Как рассчитывается время доставки автомобильным транспортом?

97 Как рассчитывается время перевозки морским транспортом?

98 Как рассчитывается время транспортировки речным транспортом?

99 Что представляет собой селективное распределение?

100 Какие системы складирования существуют?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.