Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место международной торговли в международной экономике






 

Международная торговля - исторически первая форма международных экономических отношений между странами. Для национальной экономики участие в международной торговле приобретает форму внешней торговли. На долю торговли приходится около 80% всего объема МЭО.

Внешняя торговля - это торговля одной страны с другими странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. В совокупности внешняя торговля разных стран образует международную торговлю.

Под международной торговлей понимается сфера международных экономических отношений, отражающая закономерности движения товаров и услуг за пределы национальных границ отдельных государств - между национальными экономиками, так и внутри - и между транснациональными корпорациями, рассматривающими мир как единое хозяйственное пространство.

Международная торговля является мощнейшим фактором развития экономик отдельных стран и международной экономики в целом. Развитие международной торговли сопровождается увеличением мирового богатства: с 1948 по 1997 г. среднегодовые темпы роста мирового экспорта в 1, 5 раза превзошли среднегодовые темпы роста мирового производства. За период 1950 по 2000 гг. мировой торговый оборот вырос в 15 раз.

На стабильный рост международной торговли влияют следующие факторы:

* развитие международного разделения труда и интернационализация производства;

* НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых и реконструкцию базовых отраслей экономики;

* регулирование (ГАТТ - ВТО), либерализация международной торговли;

* выделение стран НИС, с ориентацией экономики на внешний рынок.

* активизация деятельности ТНК, развитие экономической интеграции, устранение региональных барьеров, создание зон свободной торговли, формирование мирового рынка.

Мировой рынок товаров и услуг формируется посредством взаимодействия внутренних, национальных и региональных международных рынков. Современные тенденции развития международного рынка обусловлены международным разделением труда и его специализацией. В настоящее время мировой рынок можно систематизировать по следующим признакам:

1. По характеру товарного обмена: рынок товаров, с последующей его дифференциацией;

2. По характеру оказываемых услуг: рынок услуг, с последующей его дифференциацией;

3. По характеру спроса и предложения: рынок продавца; рынок покупателя.

4. По характеру взаимоотношений экспортера и импортера: открытые, преференционные, закрытые.

5. По методам товарного обмена: обычные; посреднические. Классификация внешнеторговых операций по их основным признакам представлена в табл. 1.

Таблица 1.

Классификация внешнеторговых операций

№ п\п Признак классификации Виды операций
  По направлениям торговли Экспортные, импортные, реэкспортные, реимпортные, транзитные реимпортные
  По группам товаров Купля-продажа машин и оборудования, готовой продукции, сырьевых, продовольственных, непродовольственных
  По степени готовности товара к продаже Поставка готовой продукции, узлов и деталей, комплектного оборудования и т. д.
  Товарообменная торговля Встречные закупки, бартер, выкуп устаревшей продукции, переработка давальческого сырья
  Торговля научно-техническими достижениями и оказание услуг Купля-продажа лицензий, «ноу-хау», факторинг, инжиниринг; при осуществлении подряда, аренды, лизинга, туризма, информатизации, перевозок на транспорте, др.
  Торгово-посредническая Консигнационные, комиссионные, агентские, брокерские и др.
  Торговля состязательного типа Биржевая торговля, аукционы, тендеры и международные торги, выставки-ярмарки, др.

 

Рис.1. Сегментная структура мирового ринка

Международная торговля заполняет пробел, порожденный различиями в степени мобильности ресурсов как внутри, так и между странами и представляет собой сложную социально-экономическую категорию, которую можно рассматривать в двух ас пектах: операционном и государственно-политическом.

С операционной точки зрения международная торговля - это процесс непосредственного обмена товарами и услугами между субъектами хозяйственной деятельности отдельных государств, государствами и международными организациями.

При государственно-политическом подходе к трактовке сущности международной торговли, ее предметом является организация торгового обмена, исходя из национальных интересов и глобальных тенденций развития мирового рынка.

С государственно-политической точки зрения международную торговлю можно рассматривать как особенный тип общественных отношений, возникающих в мировой системе хозяйства в процессе и по поводу обмена товарами и услугами между государствами. На мировом рынке эти отношения регулируются специальными международными регламентами: договорами, соглашениями, актами и иными нормами международного права, а также действиями политического характера.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.