Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест 20.






1. Что такое антропология?

 образование человека

 наука о черепах разных людей

 воспитания человека

 наука о человеке

2. Что такое квантитативный?

 качественный

 количественный

 ущербный

 непонятный

3. Как можно объяснить слово «когнитивный»?

 связанный с развитием болезни

 связанный с признанием

 связанный с познанием

 связанный с прошлым

4. Что такое антропогенез?

 происхождение человека

 происхождение обезьяны

 происхождение всех живых видов

 история болезни

5. Что такое эпифеномен?

 придаток к явлению (феномену)

 различные формы жизни

 самый главный феномен

 вульгарность

Вопросы для самоконтроля по курсу:

1. Почему творчество рассматривается как феномен человеческой деятельности?

2. Какую идею выражает понятие «жизненной силы» у А. Бергсона?

3. Может ли творить природа?

4. Что означает – «творчество - это антропологический феномен»?

5. Может ли появиться культура без человека?

6. Почему творчество неотделимо от свободы?

7. Что выражают теории «эстетического гедонизма»?

8. Почему Шлегель называл поэзию «изначальным хаосом человеческой природы»?

9. Одинаковы ли идеалы красоты?

10. Зачем Ницше понадобились Аполлон и Дионис?

11. Что сближает искусство и игру?

12. Почему Шиллер считал, что в игре ребенка есть глубокое значение?

13. Что такое «дегуманизация искусства»?

14. Как можно определить иррациональный человеческий опыт?

15. Какую роль в психологии творчества играет «катарсис»?

16. Чем катарсис отличается от сублимации?

17. Кто такие формалисты?

18. Можно ли считать познание творческим процессом?

19. Можно ли совершить открытие интуитивно?

20. Почему творчество – глубоко индивидуальный акт?

21. Что такое «картина мира»?

22. Обращено ли творчество к «коллективному бессознательному»?

23. Каков вклад З. Фрейда в психологию бессознательного?

24. Что нового открыл К. Г. Юнг в психологии творчества?

25. Что такое архетип?

26. Совместимы ли гений и злодейство?

27. Почему Платон считал гения безумцем?

28. Что такое эстетический опыт?

29. Чем катарсис отличается от сублимации?

30. Всегда ли трагическое – это переживание бессмысленности бытия?

31. Кто написал поэму «Поэтическое искусство» (Буало)?

32. Чем классицизм отличается от романтизма?

33. Что такое постмодерн?

34. Каковы основные признаки постмодерна?

35. Кто назвал современный мир «глобальной деревней»?

36. Кто ввел понятие «деконструкции»?

37. Отличается ли творчество от деятельности?

38. Что такое креативность?

39. Что такое воображение?

40. В чем особость творчества?

 

Литература:

Бахтин М.М. Эстетика словесного творче­ства. М., 1979.

Бергсон Анри. Собрание сочинений. Т.1, М., 1992.

Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994.

Бородай Ю.М. Психоанализ и «массовое искусство». // «Массовая культура»: иллюзии и действительность, М., 1975.

Бородай Ю.М. Эротика, Смерть, Табу. М., 1996.

Ветрова Н.В. Миф и художественное творчество. Кандидатская диссертация по философии. М., 1884.

Волошин М. Лики творчества. Л., 1988.

Волошин М. Магия творчества. О реализме русской литературы // Весы, 1904, № 11, с. 1-5.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

Гуревич П.С. Философия культуры. М., 2001.

Гуревич П.С., Степин В.С. Философская антро­пология. Программа курса. М., 1994 (Российский открытый университет).

Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

Кун Т. Структура научных революций. М, 1975.

Лангер Сьюзен. Философия в новом ключе. М., 2000.

Ломброзо Ц. Гениальность и помешатель­ство. Репринтное воспроизведение издания Ф. Павленкова, С-Пб, 1892. М., 1990.

Малахов В.С. Постмодернизм. // Современная западная философия. Словарь. М., 1991, с. 239.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. Санкт-Петербург, 2000.

Массовая культура: иллюзии и действительность. М., 1975.

Политыко С.Д. Антропология творчества. М., 2003.

Постмодернизм и культура. Материалы «круглого стола» \\ Вопросы философии. 1993, № 3, с. 4.

Священная Книга Тота. Великие Арканы Таре. М., 1916.

Словарь Античности (перевод с немецкого). М., 1989.

Спиноза Б. Избранные произведения в 2-1 томах. М., 1957, т. 2, с. 15.

Соловьев В.С. Красота в природе. // Соловьев В.С. Соч. в двух томах. Т.2, М., 1988.

Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994.

Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

Тэн Ипполит. Философия искусства. М., 1996.

Философская Энциклопедия. М., 1970, т. 5, с. 600-602.

Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии. // З. Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

Шлегель Фридрих. Эстетика, философия, критика. М., 1983.

Эстетика немецких романтиков. М., 1987.

Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы \\ Проблемы души нашего времени. М., 1996.

Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество \\ Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991, с. 113.

Юнг К.Г. Собрание сочинений. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.

Задания по курсу:

1. Французский философ Блез Паскаль говорил: ветка никогда не сможет понять смысл всего дерева. Как вы понимаете эту мысль? Не является ли это суждение предостережением относительно пределов человеческого познания? Разница между человеком и животным состоит не столько в том, что животное обладает инстинктами, а человек – интеллектом. Нет, человек в отличие от животного обладает еще одной способностью. Он понимает, что должна существовать мудрость, которая принципиально превосходит его собственную. Только на этой основе возможно познание.

 

2. У поэта Бориса Пастернака есть такая строка:

«Во всем мне хочется дойти

До самой сути…»

Подумайте, какую человеческую потребность выражает здесь поэт. Заложена ли эта потребность в вас лично? Хотите ли вы добраться до сути явлений и процессов, с которыми вы сталкиваетесь или это для вас необязательно?

 

3. Вспомните древнегреческий миф о ящике Пандоры. Какое предостережение в нем содержится? О чем этот миф?

 

4. Древнегреческого философа Пиррона (365-275 до н.э.) спросили: есть ли основное правило его философствования. Он ответил: да, подвергай все сомнению… Как сомнение помогает творческому процессу в науке и творчестве? Приведите известные вам примеры творческого подхода к решению тех или иных научных проблем.

 

5. Какое из приведенных суждений можно считать правильным:

наука – это множество открытий,

наука – это постоянное наблюдение над природой,

наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания,

наука – это затейливая игра с природой.

 

6. Какое из приведенных суждений можно считать правильным:

творчество – это деятельность, в результате которой рождается нечто новое,

творчество – это «езда в незнаемое»,

творчество – это помешательство рассудка,

творчество – это стремление внести красоту в окружающий мир.

 

7. Прокомментируйте следующие утверждения:

Познание – это творческий процесс.

–Творчество – это деятельность, в результате которой рождается нечто новое.

– Огромную роль в познании играет интуиция.

– Наука создает относительно целостную картину мира.

– Познание благодаря духу сомнения противостоит вере, но вера является необходимым элементом познания.

– Наука – не только благо, ее развитие нуждается в социальном контроле.

Приведите примеры, подтверждающие данные суждения.

8. Проведите разграничения понятий: одаренность, талант, гениальность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.