Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 7. Иоганн Вольфганг Гёте.

ГЁТЕ Иоганн Вольфганг (1749—1832) — великий немецкий писатель. Родился в старом торговом городе, Франкфурте на Майне, в семье зажиточного бюргера. Отец его, имперский советник, бывший адвокат, мать — дочь городского старшины. Гете получил хорошее домашнее образование. В 1765 отправился в Лейпцигский университет, круг своего высшего образования завершил в Страсбурге [1770], где защищал диссертацию на звание доктора прав.

Писать Гете начал рано. В Страсбурге Гете находит себя как поэта. Он завязывает отношения с рядом молодых писателей, впоследствии видными деятелями эпохи «бури и натиска» (Ленц, Вагнер). Заинтересовывается народной поэзией, в подражание которой пишет стихотворение «Heidenrö slein» (Степная розочка) и др., Оссианом, Гомером, Шекспиром. Ближайшие годы идут под знаком интенсивной литературной работы, чему не может помешать юридическая практика, которой Гете из уважения к отцу принужден заниматься.

Первым значительным произведением Гете этой новой поры является «Гёц фон Берлихинген» — драма, произведшая на современников огромное впечатление. Она выдвигает Гете в первые ряды немецкой литературы, ставит его во главе писателей периода «бури и натиска».

Роман «Страдания молодого Вертера» (1774) был вторым произведением, принесший славу молодому поэту и стал предметом подражания. Сначала Гете пытался воплотить свой замысел в драме, но потом обратился к эпистолярной формы в духе Руссо. Это позволило ему не просто сосредоточиться на картинке внутренней жизни героев: все события романа автор связал с современностью через конкретные даты (начиная с весны 1771 и заканчивая 1772 годом.

В романе Гете описал свои переживания, связанные со знакомством в Веймаре в начале 70-х годов с молодым адвокатом Кестнер и его невестой Шарлоттой Буфф. Встреча с Лоттой состоялась 9 июня 1772 г. С этого времени Гете погружается в грустные размышления о том, что ему не подобает разрушать чужое счастье. Но и жить без Шарлотты, как ему казалось, он не мог. Единственное, что оставалось, - самоубийство. У Гете была большая коллекция оружия, среди которой и очень красивый кинжал Когда поэт ложился спать, клал его у себя и проводил над собой опыты: может ли он воткнуть и лезвие прямо в грудь? Действие романа в письмах, а именно этот жанр, характерный для литературы XVIII в, выбирает Гете для своего произведения, происходит в одном из небольших немецких городков в конце XVIII века. Роман состоится из трех частей: это письма самого Вертера и дополнения к ним под названием («От издателя к читателю»). Письма Вертера адресованы его другу Вильгельму, в них автор стремится не столько описать события жизни, сколько передать свои чувства, навеянные знакомством с окружающим миром (это содержание первой и второй частей), третья часть рассказывает о последних днях Вертера, его самоубийство и похорон.

Вертер предстает в романе как человек необыкновенного таланта Он - хороший живописец, поэт, наделенный тонким и многогранным чувством природы. Однако именно потому, что Вертер является " естественным человеком" (как трактовали этот образ просветители), он выдвигает иногда слишком завышенные требования к своему окружению и обществу. Вертер с возрастающим отвращением смотрит вокруг себя, видя " борьбу ничтожных честолюбцев", испытывает " тоску и грусть в обществе отвратительных ему людей". Вертер лучше всего чувствует себя в обществе простых людей и детей. Он обладает обширными знаниями, пытается даже сделать карьеру, но потом эти попытки прекращает. Постепенно вся человеческая жизнь начинает казаться ему бегом по кругу.

Любовь потому и представляется единственным утешением для Вертера, потому что оно не поддается механически установленному порядку. Любовь для Вертера - это торжество живой жизни, живой природы над мертвыми условностями.

Внимательно следя за спорами, которые вызвал роман, а также узнав о волне самоубийств после выхода в свет его книги, Гете решил выпустить в 1784 году новую редакцию, где он убрал все, что по его мнению, мешало правильно воспринимать произведение, а также поместил предисловие, в котором призвал не поддаваться искушению, черпать в страданиях силы для борьбы с подавляющими обстоятельствам.

1775 — год, начинающий новую эпоху в жизни Гёте. Автор «Вертера», пользуясь приглашением веймарского принца, впоследствии герцога Карла Августа, переселяется в Веймар, в котором и проводит всю свою остальную жизнь, становится доверенным лицом герцога, получает звание тайного советника и право голоса в тайном совете; в его ведение постепенно переходят дела комиссий путей сообщения и военной, строительного ведомства, управления горными промыслами и лесами. В 1782 он назначается председателем суда и возводится в дворянское звание. С 1790 Гёте — министр народного просвещения, с 1791 — директор веймарского театра. Молодой адвокат становится всесильным сановником.

Гете был страстным и талантливым исследователем Веймарской издание его произведений составляли 56 томов, 12 из которых посвящены научным трудам По содержанию они охватывали весь спектр естественных наук: ботанику в, зоологию, Остеология, сравнительную анатомию, палеонтологии, минералогии, физике, химии, астрономии тощщо.

Свои важнейшие научные труды Гете написал между 40 и 45 годами. Среди его величайших научных достижений следующие:

• разработка собственной, в общем правильной, теории прогнозирования погоды;

• начало новой отрасли знаний - метаморфоз растений;

• открытие межчелюстной кости у человека.

30 лет пролежали научные труды Гете в ящике его стола, поскольку тогдашний ученый мир был еще не готов к их восприятию.

Трагедия Гете " Фауст" - одно из выдающихся художественных произведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни. Эта книга обретала всемирное значение.

Гёте работал над " Фаустом" почти всю свою творческую жизнь. Первый замысел возник у него когда ему было не многим больше двадцати лет. Закончил он произведение за несколько месяцев до кончины. Таким образом, от начала работы до её окончания прошло около шестидесяти лет. Больше тридцати лет заняла работа над первой частью " Фауста", которая была впервые опубликована целиком в 1808 году.

К созданию второй части Гёте долго не приступал, занявшись ей вплотную в самые последние годы жизни. В печати она появилась уже после его смерти, в 1833 году. " Фауст" - поэтическое произведение особого, чрезвычайно редкого стилевого строя. В " Фаусте" есть сцены реально - бытовые, как, например, пирушка студентов в погребке Ауэрбаха, лирические, как свидания героя с Маргаритой, трагические, как финал первой части - Гретхен в темнице. В " Фаусте" широко использованы легендарно - сказочные мотивы, мифы и предания, а рядом с ними, причудливо сплетаясь с фантастикой, мы видим реальные человеческие образы и вполне жизненные ситуации. Гёте прежде всего - поэт. В немецкой поэзии нет произведения, равного " Фаусту" по всеобъёмлющему характеру его поэтического строя.

Основу сюжета составляет легенда о средневековом маге и чернокнижнике Иоанне Фаусте. Он был реально существовавшей личностью, однако уже при его жизни о нём стали складывать легенды. В 1587 году в Германии вышла книга " История доктора Фауста, известного волшебника и чернокнижника ", автор которой неизвестен.

В то время как Англия пережила свою буржуазную революцию ещё в семнадцатом веке, а Франция прошла через революционную бурю в конце восемнадцатого века, а в Германии исторические условия сложились так, что из- за раздробленности страны стремление лучших людей к новой жизни проявлялось не в реальной политической борьбе, даже не в практической деятельности, а в деятельности умственной.

В " Фаусте" Гёте выразил в образной поэтической форме своё понимание жизни. Фауст - несомненно живой человек с страстями и чувствами, присущими другим людям. Но будучи яркой и выдающейся индивидуальностью Фауст отнюдь не является воплощением совершенства. Путь Фауста сложен. Сначала он бросает гордый вызов космическим силам, вызывая духа земли и надеясь помериться с ним силой. Жизнь Фауста, которую развёртывает перед читателем Гёте -, это путь неустанных исканий.

Отец Фауста был врачом, он привил ему любовь к науке и воспитал в нём стремление служить людям. Но врачевание отца оказалось бессильным против болезней, поражавших людей. Во время эпидемии чумы юный Фауст, увидев, что отцовские средства не могут остановить поток смертей, обратился с горячей мольбой к небесам. Но помощь не пришла и оттуда. Тогда Фауст раз и навсегда решил, что, бесполезно обращаться за помощью к Богу. После этого Фауст посвятил себя науке.

С героем мы встретимся уже тогда, когда он проделал большой жизненный путь и пришёл к выводу о напрасных своих стараниях. Отчаяние Фауста настолько глубоко, что он хочет покончить жизнь самоубийством. Но в этот момент он слышит мольбы людей и решает остаться жить. В критический момент на пути Фауста встречается Мефистофель.

Здесь надо вернуться к одной из сцен, предваряющих начало действия, - к Прологу на небе. В нём Господь, окружённый ангелами, встречается с Мефистофелем. Обитатель ада Мефистофель воплощает зло. Вся сцена символизирует борьбу добра и зла, происходящую в мире. Мефистофель полностью отрицает за человеком какие- либо достоинства. Господь признаёт что человек далёк от совершенства, но всё же в конечном счёте способе выбраться " из мрака". В качестве такого человека Господь называет Фауста. Мефистофель просит разрешения доказать, что и Фауста легко сбить с пути истинного. Спор между Мефистофелем и Богом является спором о природе и ценности человека. Появление Мефистофеля перед Фаустом не случайно. Мефистофель совсем не похож на чёрта из наивных народных преданий. Образ, созданный Гёте, полон глубокого философского смысла. Гёте однако не изображает Мефистофеля исключительно воплощением зла. Он в самом деле " дьявольски" умён. Мефистофель не даёт Фаусту успокоиться. Толкая Фауста на дурное, он, сам того не ожидая, пробуждает лучшие стороны натуры героя.

Простая девушка из народа, Гретхен обладает всеми качествами любящей женской души. В отличии от Фауста, Гретхен приемлет жизнь как она есть. Воспитанная в строгих религиозных правилах, она считает естественные склонности своей натуры греховными. Позже она глубоко переживает своё " падение". Изображая героиню так, Гёте наделил её чертами, типичными для женщины в его время. Гретхен оказывается жертвой, обречённой на гибель.

Ради любви к Фаусту она идёт на " грех", на преступление. Но это надорвало её душевные силы, и она лишилась рассудка. Своё отношение к героине Гёте выражает в финале. Когда в темнице Мефистофель торопит Фауста бежать, он говорит, что Гретхен всё равно осуждена. Но в это время раздаётся голос свыше: " Спасена! ". Если Гретхен осуждена обществом, то с точки зрения небес, она оправдана. До последнего мига она даже в помрачении рассудка полна любви к Фаусту, хотя эта любовь и привела её к гибели.

Гёте избрал трагический сюжет потому, что хотел поставить своих читателей перед лицом самых тяжёлых фактов жизни. Он видел свою задачу в том, чтобы возбудить внимание к не решённым и трудным вопросам жизни. Вторая часть " Фауста" - один из образцов литературы идей. В символической форме Гёте изображает здесь кризис феодальной монархии, бесчеловечность войн, поиски духовной красоты, труд на благо общества. Во второй части Гёте больше увлекает задача осветить некоторые мировые проблемы.

Глубоко перестрадав гибель Гретхен, Фауст возрождается к новой жизни и продолжает поиски истины. Сначала мы видим его на государственном поприще. Разочарованный в государственной деятельности, Фауст ищет новые пути. Вызванный посредством магии образ Елены Прекрасной возбуждает в нём желание увидеть её воочию. Елена прекрасная служит Гёте символом его художественного идеала. Но идеал возник не сразу, и поэт создаёт целый акт трагедии, чтобы показать, как в мифах и легендах Древней Греции рождалось понятие о прекрасном.

Фауст и Елена воплощают два начала: она- символ идеальной античной красоты, он- воплощение беспокойного " романтического" духа. От символического брака Фауста и Елены рождается прекрасный юноша Эвфорион, соединяющий черты родителей. Но такому существу не дано жить в нашем мире. Он слишком идеален для него и разбивается насмерть.

Трагично, что высшую мудрость Фауст обретает лишь на исходе жизни. Он слышит стук лопат и думает, будто ведётся работа, намеченная им. На самом деле лемуры, подвластные Мефистофелю, роют Фаусту могилу. После смерти Фауста, Мефистофель хочет утащить его душу в ад, но вмешиваются божественные силы и уносят её на небо, где ей предстоит встреча с душой Гретхен.

Если весь путь героя является трагическим, это не означает, что жизнь его была пустой и бесплодной. Он мучился, страдал, но жизнь его была полноценной, ибо требовала от него напряжения всех душевных сил.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Требования к организации подготовки




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.