Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология восприятия цвета.






Цвет в дизайнерской продукции часто является для потребителя одним из определяющих факторов при оценке уровня ее качества. Обеспечивая безопасный и продуктивный труд, удобство при пользовании бытовыми предметами, комфорт во время отдыха, цвет в организации окружающей человека предметной среды имеет исключительно важное значение.

Восприятие цвета — сложный психофизический процесс воздействия электромагнитного излучения различных частот на зрительный аппарат человека. На возникновение у человека цветового ощущения влияют такие факторы, как опыт наблюдателя, зрительная память и другие элементы восприятия.

Установлено, что некоторые цвета солнечного спектра, так называемые теплые тона — красные, оранжевые, желтые — действуют на человека возбуждающе и при их избытке может наступить общее утомление. Другие, так называемые холодные тона — синие, голубые, зеленые — напротив, успокаивают, уменьшают утомляемость глаз. Эти особенности восприятия цвета человеком используют в своей работе дизайнеры при создании как отдельных элементов предметно-пространственной среды, так и при ее формировании в целом. [1]

Цель работы: анализ цветового решения, который можно провести на примере рекламы и интерьера, как доказательство воздействия цвета на эмоции, настроение и ощущения человека.

Задачи:

1. Выявить психологическое и физиологическое влияние цвета на человека.

2. Выявить психологическое воздействие на человека цвета в рекламе и интерьере

3. Обнаружить ассоциативный восприятия цвета человеком.

 

 

1.1.Психологическое и физиологическое влияние цвета на человека.

Физиологическое восприятие цветов:

Красный – согревает, стимулирует мозг и печень, повышает кровенное давление, учащает пульс, повышает тонус и гемоглобин, стимулирует сексуальность и сексуальную активность. Эффективен при анемии, меланхолии, вялости органов пищеварения. В большом количестве подавляет деятельность кровеносной системы.

Оранжевый – ускоряет пульс крови, заряжает энергией, бодростью, укрепляет органы дыхания, стимулирует нервную и репродуктивную системы, согревает, повышает аппетит, нормализует работу пищеварительного тракта, помогает при рахите. С ним нужном быть осторожней (в большом количестве раздражает нервную систему).

Желтый – укрепляет нервную систему, активизирует выделение желудочного сока, оказывает очищающее действие на органы пищеварения, а так же печень и кожу. Стимулирует умственную активность, укрепляет память. Помогает от апатии и депрессии. Беспокойным и нервным людям нужно быть осторожными с этим цветом.

Зелёный – болеутоляющий, гипнотический, понижает давление, полезен для сердца и глаз, укрепляет мышцы, помогает при бессоннице и мигрени, снимает раздражительность, благоприятен для концентрации внимания. Считается самым нейтральным и лечебным цветом.

Голубой – антисептик, вызывает замедление пульса, понижает давление, подавляет воспалительные процессы, понижает боль, оказывает жаропонижающее действие, помогает при усталости и боли. В злоупотреблении этого цвета появляется усталость.

Синий – успокаивает пульс, понижает давление, замедляет дыхание, оказывает обезболивающее действие, эффективен при воспалении лёгких, астме, кожных заболеваниях, ожогах, повышает внимание, помогает сосредоточится.

Фиолетовый – положительно воздействует на сердце и легкие, снимает температуру, успокаивает боли, помогает при умственных расстройствах, бессоннице, мигрени, ревматизме. В больших количествах угнетает.

Серый – вызывает подавленность, угнетает, но не раздражает. Противопоказан при депрессии и мелохолии.

Белый – даёт силу, энергию, гасит раздражение, успокаивает, очищает организм от шлаков, восстанавливает мозговые клетки.

Чёрный – помогает сосредоточиться, понижает давление, положительно влияет при ознобе, притягивает негативное воздействие. Противопоказан при депрессии.

Розовый – омолаживает, стимулирует, успокаивает.

Бирюза – расслабляет, помогает при ожогах, язвах, перезагрузках мозга.

 

 

1.2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА В ДИЗАЙНЕ РЕКЛАМЫ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Зрение является основным источником информации о внешнем мире, и цвет является неотъемлемым свойством всех предметов: мы постоянно испытываем на себе его влияние. Можно сказать, что окружающий нас мир – это комбинация световых пятен разной яркости и цвета. Цвет, как совокупность оттенков, представляет собой устойчивую семантическую структуру, соотнесенную с эмоционально-личностными особенностями человека. Цвет является самостоятельной системой ориентации в действительности, независимой от предметной среды. Таким образом, предметы с помощью цвета связаны с нашим душевным и функциональным состоянием. И наиболее интересно то, что эта связь минует на своем пути сознание.

Сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире. Исходя из этого, каждый специалист применяет цвет в его определенной функции. Для одной группы людей важны эстетические функции цвета, его способность гармонизировать окружающую действительность. Для другой группы основополагающей является информационная сущность цвета, те значения, которые заложены в нем человечеством.[2]

Свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма человека. Цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечнососудистой системы. Красно-оранжевый цвет повышает субъективное ощущение температуры окружающей среды на 5-7°, стимулирует кровообращение. Его предпочтение сочетается с актуализацией потребности и склонности к общению, с инициативностью, повышением энергетического потенциала, со снижением чувствительности к отрицательным

воздействиям среды, с высоким темпом моторики и счета. Если обобщить вышесказанное, то можно сказать, что влияние красно-желтой и сине-зеленой частей спектра на ВНС и ЦНС распределяется таким образом: первая оказывает активирующее воздействие на человека, а вторая – успокаивающее. Основываясь на описанных выше свойствах цвета, нужно сказать, что цвет является мощным средством воздействия на человека, именно поэтому он используется столь огромным множеством дисциплин.[3]

К особенно хорошим результатам приводит целенаправленное

 

 

использование цвета в рекламе. Цветная реклама повышает очевидность достоинств представленных товаров и услуг, заставляет человека эмоционально

воспринимать предметы, облегчает узнавание и может благодаря символическому содержанию воздействовать на подсознание. Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света «поглощаются» нервной системой и только 20% — зрением. Конечно же, для достижения поставленных целей, содержание и цвет должны действовать согласованно. Ведь цвета воздействуют не только на глаза, но и на другие органы чувств: розовый цвет нам кажется сладким, а «свежая зелень» вызывает обонятельные ощущения.

Повышенное внимание может быть достигнуто и при помощи постоянного повторения определенного цвета в рекламном изображении или ролике. В этом случае, при повторении цвета должны быть идентичными, так как большинство

людей запоминает цвет с большой точностью. Не исключено возникновение различных финансовых неудач, если связанный уже с одним предметом цвет изменяется, хотя бы в незначительной степени. Это может вызвать совершенно другие ассоциации, чем ожидалось. Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Когда видишь хорошие рекламные фильмы, листаешь буклеты, разглядываешь плакаты, непременно обращаешь внимание на выразительность цветовых и пространственных решений. Все продумано до мелочей. Все очень красиво, все работает на цель — привлечь внимание, заинтересовать рекламируемым товаром. Цвет и форма эмоционально воздействуют на человека.

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Создатели рекламы и психологи, используя свои знания способов воздействия различных цветов, оказывают сильное влияние на потребителя: они помогают производителям при помощи цвета убедить потребителя купить их товар. В перечислении возможных вариантов покупательского поведения крупный шрифт красного или голубого цвета на белом фоне будет описывать желательное поведение, а мелкий черный шрифт в том же ряду — нежелательное. С точки зрения психологической эффективности наиболее удачны желтый, бирюзовый, сине-фиолетовый и рубиновый цвета.

Специфика высококачественных товаров и предметов роскоши лучше подчеркивается сочетанием черного цвета с красным или золотистым. (Рисунок 1.2.1)

Рисунок 1.2.1 Эмблема алкогольного напитка «Martini»

Свежесть — холодными цветами: желтым, синим или зеленым. Не случаен выбор, например, цвета зелени для молочной продукции, голубого цвета — для продуктов моря, коричневого — для керамики, «смелых» цветов (оранжевого, например) — для промышленных товаров, ярко-синего или всех оттенков красного — для ювелирных изделий.

По степени ухудшения восприятия цветовые сочетания располагаются в следующем порядке: синий на белом; черный на желтом; зеленый на белом (Рисунок 1.2.2);

Рисунок 1.2.2. Эмблема банка «Сбербанк»

черный на белом; желтый на черном; белый на черном; зеленый на красном; синий на белом; красный на желтом; красный на белом; синий на желтом; оранжевый на черном; желтый на синем; оранжевый на белом; белый на зеленом; красный на зеленом; коричневый на белом; белый на коричневом; коричневый на желтом; желтый на коричневом; красный на белом; белый на

красном; желтый на красном.

Специальными исследованиями установлено, что количество используемых

 

 

цветов непосредственно влияет на эффективность воздействия рекламного сообщения. Если эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100%, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного — на 40%.

Обычно рекомендуется применять в рекламных целях не более двух различных цветов, которые, однако, можно разнообразить за счет родственных им оттенков, поскольку такое родство создает ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрения. Реклама становится более успешной при правильном использовании цветовой гаммы, которая со временем становится фирменной цветовой гаммой. Среди примеров удачного применения цветовых культурных ассоциаций — IKEA. (Рисунок 1.2.3.)

Рисунок 1.2.3. Эмблема сети магазинов IKEA

Компания, использующая в рекламной коммуникации по всему миру голубой и желтый, для Дании выбрала красный цвет (цвет национального флага). Еще более известный пример — Greenpeace, включивший зеленый цвет даже в свое название. Зеленый — наиболее «экологичный» цвет из всего цветового спектра; он символизирует природу и окружающую среду практически во всех культурах и странах. Это означает, что Greenpeace как за счет названия, так и за счет широкого использования зеленого цвета в коммуникации легко достигает эффекта привлечения внимания к экологическим проблемам.[4]

Одно можно сказать точно — главное не переборщить с количеством цветов. Также лучше не объединять плохо сочетающиеся друг с другом цвета. В качестве альтернативы можно использовать «ахроматические» цвета — белый, серый, черный, — которые имеют нейтральное значение и тем самым подчеркивают действие применяемых с ними «хроматических» цветов.

Итак, еще в прошлом веке никто бы и не подумал, что в создании рекламы требуется помощь психологов. Теперь же на стадии разработки продукта к работе привлекаются не только психологи, но и нейрофизиологи, снимающие и анализирующие показатели активности мозга потенциальных покупателей. С помощью современных достижений в науке «мозговые» процессы можно «подсмотреть» и добиться нужной манипуляции, результатом чего станет покупка или отвращение к тому или иному товару.[5]

 

1.3. Правила эффективного рекламного дизайна

Рекламный дизайн должен работать на вас и полностью выполнять все возложенные на него задачи. Вам следует внимательно проработать все составляющие, поскольку в целом они формируют общее впечатление пользователей и направляют их настроение в нужное для вас русло. (Рисунок 1.3.1)

Рисунок 1.3.1 Духи «Miss Dior»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.