Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация детского досуга за рубежом.






В большинстве стран Запада цен­тром социального (общинного) воспитания становится школа. И это, по всей вероятности, правильно, т.к. школьный период совпадает с периодом социального становления и созревания молодого человека. Это, с одной стороны. А с другой, - в передовых странах школа спо­собна координировать деятельность и других социокультурных учре­ждений, расположенных в зоне ее действия, и распространять свое влияние на все слои населения. Особенно велика роль школы на пе­риферии.

Правительственный документ «Америка 2000: стратегия обра­зования» (1991 г.) предусматривает использовать школу как «центр, способный перестраивать развитие цивилизованного общества».

В Японии в расходной части государственного бюджета вме­сто статьи «Школа» с 1978 г. введена статья «Школа, культура, спорт», предусматривающая затраты не только на школьные заведе­ния, но и учреждения внешкольного образования и воспитания (биб­лиотеки, музеи, центры досуга, спортивные сооружения и т.п.). Это позволяет японской школе стать центром повседневной жизни уча­щихся.

Политика «общинного воспитания» (США) предусматривает два основных подхода:

I - школа выступает поставщиком педагогических идей и ус­луг (увеличивается время пребывания детей в учебных заведениях -они остаются там и после учебных занятий; проводится педагогиче­ское консультирование; организуются виды досуговой деятельности и т.п.);

II - школа становится координирующим центром усилий об­щественных и государственных учреждений округи по воспитанию школьников, что позволяет создать некую местную «педагогическую экологическую среду». К внешкольной воспитательной и образова­тельной работе подключаются местные библиотеки, музеи, универси­теты, предлагающие школьникам разнообразные образовательные программы. Члены ассоциации «Добровольцы в помощь школе» (США), насчитывающей более одного миллиона человек, работают в качестве руководителей детских кружков, репетиторов, помощников учителей и т. п.

Но, как уже говорилось, воспитательное воздействие школы распространяется не только на учащуюся молодежь, но и на другие слои населения, которые являются свидетелями и участниками (а то и организаторами) многих социокультурных мероприятий, проводимых как самой школой, так и совместно с другими учреждениями муници­палитета.

Тесно сопряжена со школьной педагогикой внешкольная вос­питательная и культурно-досуговая работа с детьми и подростками. Так, в США в рамках внешкольного воспитания создаются центры детского творчества, «академии юниоров», летние детские лагеря. Во Франции - школьные кооперативы, культурно-воспитательные цен­тры («воспитательные города»). В Швеции - «дома свободного време­ни». В Германии – досугово - образовательные центры.

Это свидетельствует о наличии хороших условий для проведения как воспитательной, так и культурно-досуговой работы среди подрастающего поколения.

Важную роль в социальном воспитании подрастающего поко­ления на Западе играют различного рода неформальные доброволь­ные объединения, организуемые как в учебных заведениях, так и за их пределами.

Прежде всего, речь идет о скаутском движении.

Возникшее в конце XIX - начале XX вв. в Великобритании, скаутское движение распространилось по всему миру. Оно объединяет молодежь от 8 до 18 лет и делится, в основном, на два направления: бойскаутов (мальчики) и герлскаутов (девочки).

Школы скаутского воспитания прошли миллионы и миллионы граждан западного мира. Основной задачей скаутских организаций является воспитание молодого человека во имя общего блага, приви­тие ему качеств лидера и умения ориентироваться в окружающей сре­де, находить выход из сложных жизненных ситуаций. Скаутское движение, объединяющее сегодня несколько десятков миллионов че­ловек, переживает, по всей вероятности, не самые лучшие времена. Наблюдается некоторое снижение интереса молодежи к скаутским организациям. Связано это, по всей вероятности, с нежеланием опре­деленной части современной западной молодежи сковывать себя же­сткими правилами жизни скаутских объединений. В последние годы наблюдается тенденция к упрощению некоторых сторон жизни скау­тов. Так, например, появляются смешанные скаутские отряды.

Медленно идет возрождение скаутского движения и в России. Связано это с рядом причин идеологического, экономического и со­циально-психологического порядка. Но основной причиной следует считать трудности переходного периода российской действительно­сти. По всей вероятности, российское общество еще не готово к вне­дрению форм и методов, требующих значительных материальных и финансовых затрат (необходимо обучение организаторов скаутских отрядов, требуется определенное лагерное оборудование, форма, не­обходимые средства на питание и т.д.). Имеет значение и позиция ро­дителей, недоверчиво относящихся к такому нововведению, каким для нас является современное скаутское движение.

Особой популярностью у молодежи на Западе пользуются добровольные объединения по интересам, в том числе, волонтерской направленности. Эти объединения организуются, как правило, при школьных и высших учебных заведениях.

Так, школьные кооперативы во Франции (в них участвует пя­тая часть учащихся общеобразовательных школ) не только создают клубы по интересам, организуют посещения музеев, театров, но и яв­ляются хорошей школой общественного воспитания. Кооперативы действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомят­ся с процедурой выборов в органы власти различного уровня, прини­мают участие в дискуссиях.

 

31. Молодёжные организации за рубежом и их влияние на социально-культурную активность молодого поколения.

Особой популярностью у молодежи на Западе пользуются добровольные объединения по интересам, в том числе, волонтерской направленности. Эти объединения организуются, как правило, при школьных и высших учебных заведениях.

Так, школьные кооперативы во Франции (в них участвует пя­тая часть учащихся общеобразовательных школ) не только создают клубы по интересам, организуют посещения музеев, театров, но и яв­ляются хорошей школой общественного воспитания. Кооперативы действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомят­ся с процедурой выборов в органы власти различного уровня, прини­мают участие в дискуссиях1.

Интересен опыт клубных объединений университетов США, проанализированный молодой исследовательницей Ж. Г. Атаянц. Именно клубные объединения в силу ряда причин (сообщество свер­стников, объединение по интересам) создают наиболее благоприятную среду социализации студентов, общения, проявления творческой активности и, тем самым, способствуют «мягкому» вхождению моло­дого человека в социум - как вузовский, так и макросоциум2.

В среднем, американский университет насчитывает, примерно, 225 студенческих объединений. На федеральном уровне внеаудитор­ная деятельность американских студентов координируется такими общенациональными организациями, как Совет по продвижению стандартов в высшем образовании США и Национальная ассоциация студенческой деятельности.

По направлению деятельности студенческие объединения можно классифицировать следующим образом:

академические,

рели­гиозные,

национально-культурные,

политические,

средства массовой информации,

группы по социальным интересам,

объединения соци­альной направленности,

спортивные и рекреационные,

клубы ис­кусств и др.

Особое внимание в университетах США уделяется волонтер­ской, или добровольческой, деятельности студенческих клубов. На общенациональном уровне волонтерская деятельность рассматривает­ся как один из реальных путей нравственного развития молодежи, воспитания гуманизма. На университетском уровне волонтерская дея­тельность определяется как ценностно-значимая и жизнеспособная альтернатива другим видам внеаудиторной деятельности студентов.

 

В процессе волонтерской деятельности осуществляется прак­тическое сотрудничество университета и местной общины в решении социальных проблем. Выделяется несколько видов данного партнер­ства: университет - американский Красный Крест; университет - об­разовательные агентства общины; университет - средняя школа; уни­верситет - агентства общины, решающие проблемы специфических групп населения; университет - общины других районов.

В качестве основных направлений волонтерской деятельно­сти выделяются следующие: сбор пожертвований; обслуживание реабилитационных центров, больниц, домов для бедных, для престаре­лых; наставничество в местных школах; обучение английскому языку эмигрантов; уборка прилегающих к университету городских микро­районов; помощь фермерам; ликвидация неграмотности; помощь трудным подросткам.

По мнению Ж.Г.Атаянц, волонтерскую деятельность следует рассматривать как высший уровень включения студентов в процесс социализации. В отличие от других клубных объединений волонтер­ские объединения решают не только проблемы досуга студенческой молодежи, но ряд других проблем как самого студенчества, так и об­щества в целом. Это один из тех случаев, когда собственно социаль­ная работа сливается с культурно-досуговой деятельностью и соци­альным воспитанием.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.