Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительные шкалы






Кро­ме шкал дос­то­вер­но­сти и 10 ос­нов­ных су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во до­пол­ни­тель­ных шкал. Они соз­да­ва­лись раз­ны­ми ав­то­ра­ми в со­от­вет­ст­вии с ин­те­ре­со­вав­ши­ми их про­бле­ма­ми на ба­зе все тех же 566 ут­вер­жде­ний. Ка­ж­дый из ав­то­ров ис­поль­зо­вал этот оп­рос­ник, срав­ни­вая в про­цес­се ста­ти­сти­че­ской об­ра­бот­ки дан­ных ти­пич­ные от­ве­ты вы­бран­ной эта­лон­ной груп­пы с нор­ма­тив­ны­ми дан­ны­ми. Та­ким об­ра­зом от­би­ра­лась груп­па зна­чи­мых ут­вер­жде­ний, т.е. тех ут­вер­жде­ний, от­ве­ты на ко­то­рые дос­то­вер­но от­ли­ча­лись в эта­лон­ной груп­пе и в нор­ме. Ав­то­ром дан­ной кни­ги адап­ти­ро­ва­ны к оте­че­ст­вен­ным ус­ло­ви­ям бо­лее 200 до­пол­ни­тель­ных шкал. Нор­ма­тив­ный раз­брос этих шкал на­хо­дит­ся так­же в пре­де­лах 30-70 Т, со­от­но­ше­ние сы­рых бал­лов с Т-бал­ла­ми про­из­во­дит­ся по фор­му­ле:

10 (X - M)

Т = 50 + ----------------

s

где Х - сы­рой ре­зуль­тат, по­лу­чен­ный по клю­чу со­от­вет­ст­вую­щей шка­лы, М - ме­диа­на, т.е. сред­не­нор­ма­тив­ный по­ка­за­тель, а “ s ” - сред­не­квад­ра­тич­ное от­кло­не­ние - сиг­ма. До­пол­ни­тель­ные шка­лы ис­поль­зу­ют­ся двоя­ким об­ра­зом: 1) для изу­че­ния сте­пе­ни вы­ра­жен­но­сти то­го при­зна­ка, ко­то­рый эта шка­ла вы­яв­ля­ет и 2) как до­пол­не­ние или уточ­не­ние к ос­нов­но­му лич­но­ст­но­му про­фи­лю. Ос­нов­ной це­лью раз­ра­бот­чи­ков этих шкал бы­ло стрем­ле­ние уп­ро­стить об­сле­до­ва­ние. Од­на­ко, поль­зу­ясь удоб­ным мо­мен­том, ав­тор счи­та­ет уме­ст­ным ска­зать, что “уп­ро­ще­ние” в пси­хо­ди­аг­но­сти­ке при­во­дит к ошиб­кам, при­ми­ти­ви­за­ции и сни­же­нию на­деж­но­сти по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов. Вы­рван­ные из контекста целостного исследования, показатели отдельных шкал могут ввести в заблуждение, придать исследованию поверхностный характер. Дополнительные шкалы между собой никак не соотносятся, навыки их интерпретации в совокупности с общим профилем и в “связках” формируются с приобретением опыта.

Ин­тер­пре­та­ция этих шкал на­пра­ши­ва­ет­ся по их на­зва­ни­ям. Краткая характеристика некоторых дополнительных шкал приводится ниже. Нумерация и название шкал соответствуют таковым в списке дополнительных шкал, ключи к которым приведены в Приложении.

1.«1-й фактор». Этот фактор является дериватным, т.е. выводимым из сочетания высоких показателей 7-й и 8-й шкал при низком К. 1-й фактор выявляет хронические трудности адаптации, психологический дискомфорт, состояние тревоги, беспокойства. Состояние общего эмоционального стресса.

2.«Способности к обучению». Речь идет об имеющихся у обследуемого лица тех эмоциональных условий, которые позволили бы ему эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал. Преобладание самоконтроля и власти рассудка над эмоциями тем выше, чем больше показатель по этой шкале.

6.«Зрелость». Чем выше показатель, тем более зрелой в эмоциональном плане является личность. При этом, как правило, профиль отражает достаточно устойчивое состояние, нет высоких пиков.

9. «Алкоголизм». Прямо пропорциональная зависимость между высотой шкалы и выраженностью алкоголизма как патологического влечения к алкоголю, плохо корригируемого извне. В базовом профиле этот показатель проявляется высокой 4-й шкалой.

11. «Отношение к другим». При повышении показателей по этой шкале мнение окружающих становится все более значимым по сравнению с собственной позицией. В базовом профиле эти качества отражаются повышением 2-й и 7-й шкал.

14. «Отношение к себе». Выявляет уровень самооценки и вместе с 11-й шкалой определяет баланс между способностью опираться на собственное мнение и тенденцией к зависимости от точки зрения окружающих. Высокие показатели по 14-й шкале свойственны для уверенных в себе, самодостаточных людей. В профиле это находит отражение в виде преобладания 4-й, 6-й или 8-й шкал.

16. «Шкала тревоги». Высокие показатели характерны для состояния свободно-плавающей тревоги в отличие от повышенной тревожности как черты характера. Коррелирует с показателями 7-й и 3-й шкалы, с «плавающим» профилем.

26. «Шкала контроля». Высокие показатели свидетельствуют о невротической зажатости, о наличии сверхконтроля. В норме повышение по этой шкале свойственно лицам, испытывающим определенные трудности сдерживания эмоциональных реакций, которые берутся под контроль, так как эмоциональные проявления осознаются как избыточные или неуместные. В профиле СМИЛ эти особенности проявляются повышенными 1-й, 2-й, 0-й шкалами.

36. «Шкала соперничества». Выявляет стремление к конкурирующим отношениям с окружающими, к первенству. Коррелирует с повышенными 4-й и 6-й шкалами.

38. «Адвокатский тип личности». Высокие показатели типичны для лиц, обладающих свойством повышенной социальной гибкости, способностью сглаживать противоречия в группе, находить компромиссное решение между разнонаправленными тенденциями в коллективе. В профиле этот тип личности проявляется повышенной 3-й шкалой.

50. «Доминирование». Стремление к превосходству над другими, нежелание подчиняться. Коррелирует с повышенной или высокой 4-й шкалой, иногда в сочетании с 6-й.

57. «Зависимость». Повышение данной шкалы выявляет склонность к подчинению, конформность установок, трудности принятия решений, стремление идти на поводу у точки зрения большинства. Коррелирует с признаками тормозимого типа личности (повышенные 2-я, 7-я, 0-я шкалы).

62. «Сила Эго». Выявляет способность к противостоянию дезорганизующим средовым влияниям ядра личности, осуществляющего самоконтроль и саморегуляцию поведения. Низкие показатели (ниже 50 Т) выявляют плохую интеграцию личности и стрессонеустойчивость. Основной профиль при этом показывает эмоциональную напряженность: пикообразный профиль или типа «зубчатой пилы»

74. «Контроль над враждебностью». Выявляет способность к контролю над чувством враждебности и агрессивными тенденциями. Коррелирует с повышенной 2-й шкалой при высокой 6-й.

77. «Враждебность». Повышение по этой шкале встречается у лиц со склонностью к агрессивным поступкам и высказываниям, а также при отклонениях от психической нормы (психопатии возбудимого и эксплозивного круга, органические поражения ЦНС, алкоголизм, шизоаффективные расстройства, гневливая мания). Сопутствует профилю с высокой 6-й шкалой в сочетании с 8-й или 4-й.

95. «Интеллектуальный коэффициент». Это – не IQ в буквальном смысле. Также как и «Шкала способностей к обучению», эта шкала лишь показывает, насколько оптимальной является внутриличностная ситуация для эффективного использования своего интеллекта. Чем показатель ниже, тем пессимистичнее оценка возможностей данного лица в реализации своих потенциальных ресурсов из-за преобладания эмоциональных реакций. В то же время подмечено, что повышение шкалы позитивно коррелирует с IQ по Векслеру. Профиль с высокими пиками, особенно по 4-й, 6-й, 7-й или 9-й, как правило, сочетается со пониженными (ниже 50Т) показателями по шкале “Интеллектуальные способности”.

106. «Лидерство». Выявляет стремление к власти, высокую мотивацию достижения успеха с выраженной тенденцией увлечь окружающих своей идеей и повести их за собой. Коррелирует в повышенной 6-й шкалой в сочетании с 4-й.

121. «Шкала альтруизма» наблюдается повышенной у лиц, обладающих мягкостью характера, доброжелательностью, способностью приносить в жертву свои интересы ради благополучия других. В профиле СМИЛ эти тенденции отражаются повышенной у мужчин и низкой (ниже 50 Т) у женщин 5-й шкалой, а также сопутствующими повышенными 2-й и 7-й шкалами.

129. «Шкала невротизма». Выявляет длительное эмоциональное напряжение, психологический дискомфорт, низкий порог выносливости к стрессу, перенапряжение защитных механизмов. При этом чаще всего базовый профиль носит черты, типичные для невротических расстройств: 213”78’0-/9 FKL.

135. «Шкала оригинальности». Выявляет склонность к оригинальному, свободному от шаблонов, субъективно окрашенному стилю мышления, поведения, высказываний. Является уточняющим дополнением при раздумьях по поводу повышенной 8-й шкалы в основном профиле.

138-я и 139-я шкалы («Чистая паранойя» и «Идеи преследования») помогают отграничить акцентуацию по педантично-эпилептоидному типу от патологии психиатрического регистра при профиле с ведущей 6-й шкалой.

171. «R – второй фактор. Выявляет отсутствие правильного самопонимания, выраженную зависимость от мнения референтной группы, тенденцию к вытеснению реальных психологических проблем. Позитивно коррелирует с невротической триадой 123 и негативно – с 9-й шкалой в основном профиле.

174. «Шкала социальной ответственности». Выявляет повышенную ответственность индивида в отношении своих общественных обязанностей.

177. «Шкала играния роли». Выявляет установку на вживание в различные социальные роли. Повышенные показатели сопутствуют «артистическому профилю личности» (повышенные 3-я, 5-я, 8-я и 4-я шкалы), а также при симулятивных установках.

205. «Шкала толерантности» повышена у лиц, которые в стрессе компенсируют и контролируют состояние эмоциональной напряженности. Соответственно, базовый профиль не должен выглядеть как профиль дезадаптированной личности, т.е. не должно быть высоких пиков.

209. «Язвенный тип личности». Эта шкала бывает повышена у лиц со склонностью к переводу психологической напряженности в сферу физиологических расстройств, в частности, в психосоматические расстройства, протекающие как язвенное заболевание (язва желудка или двенадцатиперстной кишки). В основном профиле такая тенденция проявляется пиком 21” или 12”, особенно – у мужчин.

Как ясно из описания, показатели дополнительных шкал находят свое отражение и в базовом профиле. Их роль лишь уточняющая. Название каждой шкалы поясняет, какое качество у данного индивида выражено выше нормы (если показатель выше 70 Т), повышено (если выше 56 Т) или ниже нормы (ниже 50 Т).

 

© Собчик Л.Н.

 

Все ключи, опросники (мужской, женский, подростковый варианты), регистрационные и профильные листы, практическое руководство, компьютерные программы можно приобрести в Институте прикладной психологии (тел 156-21-11, 156-64-08, E-mail apilns@online.ru)

 


[1] Л.Н. Собчик. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ.

С.-Пб. Изд. Речь, 2002.

[2] Dahlstrom W.G., Welsh G.S. An MMPI handbook. Minneapolis. 1960.

[3] Hathawey S., Mckinley J. Basic readings on MMPI in psychology and medicine. Minneapolis. 1956.

[4] Собчик Л.Н. Психодиагностические аспекты изучения легких форм реактивных состояний.

В кн.: Психологическая диагностика при нервно-психических заболеваниях. Л., 1986. Стр. 77-81.

[5]Шос­та­ко­вич Б.В., Собчик Л.Н., Сви­ри­нов­ский Я.Е., Гу­са­ко­ва З.С., Ха­ри­то­но­ва. Н.К. Ст.

«Клинико-психологические особенности легких форм реактивных состояний». Ж. Невропатология

и психиатрия. Москва, 1985, №4. Стр. 579-584.

[6] Собчик Л.Н. Психодиагностические аспекты изучения легких форм реактивных депрессий.

В кн.: Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях.

Л., Медицина, 1986.

[7] Шостакович Б.В., Свириновский Я.М., Собчик Л.Н., Гусакова З.С., Харитонова Н.К.

Ст.”Клинико-психологические особенности легких форм реактивных состояний”.

Журнал невропатологии и психиатрии им.С.С. Корсакова. 1985. N 4.С.579-584.

[ЛНС1]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.