Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философский уровень




КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Фундаментальные раскрывают закономер­ности процесса воспита­ния, направлены на уг­лубление научных зна­ний, развитие методоло­гии науки, открытие ее новых областей и не преследуют непосред­ственно практических целей Прикладные решают отдельные тео­ретические и практичес­кие задачи, связанные с формированием содер­жания воспитания и об­разования, разработкой педагогических техноло­гий; связывают науку и практику, фундамен­тальные исследования и разработки Разработки имеют целью создание программ, учебников, пособий, инструктивно-методических рекомен­даций по воспитанию и обучению, формам и методам организации деятельности учащихся и педагогов, управле­нию воспитательными системами  

МЕТОДОЛОГИЯ(от греч. methodos- — путь исследования или позна­ния, теория, учение и logos — слово, понятие): 1) система принципов и спо­собов организации и построения тео­ретической и практической деятель­ности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

 

 

К СВЕДЕНИЮ

В педагогике методологию определяют как учение о принци­пах, методах, формах и процедурах познания и преобразования пе­дагогической действительности. Принято выделять четыре уров­ня методологии.

Технологический уровень

Методика и техника исследования

Конкретно-научный уровень

Исходные теоретические концепции

Общенаучный уровень

Концепции, применяемые во многих науках

Философский уровень

Экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопози­тивизм, прагматизм, диалектический материализм

 

 

♦ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ

 

Система научно- педагогических знаний   Процесс научного познания педаго­гических явлений   Практика как сфера реализации педагогических знаний
предмет, функции и задачи педагогики проблемы выбора ме­тодов исследования изучение сущности, за­конов и закономернос­тей процесса воспитания
место педагогики в системе наук о человеке особенности и взаимо­связь исследователь­ских методов определение цели, задач, содержания воспитания
общие и специфичес­кие задачи педагоги­ческих дисциплин соотношение качест­венных и количествен­ных характеристик, со­держательных и фор­мализованных методов изучение и сопостав­ление факторов фор­мирования личности
взаимосвязь педагоги­ки с другими науками эмпирический и теоре­тический уровни исследования разработка принци­пов, форм, методов и средств организа­ции и осуществления процесса воспитания
понятийно-терминологическая система педагогики методологические проблемы прогнозирования  

 



 

♦ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

При проведении научно-педагогического исследования необходимо:

♦ исходить из объективности и детерминированности педа­гогических явлений — они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей.

♦ обеспечивать целостный подход в изучении педагогичес­ких явлений и процессов

♦ изучать явление в его развитии

♦ изучать данное явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями

♦ рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и ис­точник развития

 

МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

МЕТОД (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение) — путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ, посред­ством которого познается предмет науки.

 

 

ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА МЕТОДОВ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

♦ Принцип совокупности методов исследования — для ре­шения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов.

♦ Принцип адекватности методов существу изучаемого яв­ления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя

♦ Принцип запрета экспериментов, использования иссле­довательских методов, противоречащих нравственным нор­мам, способным нанести вред испытуемым, образователь­но-воспитательному процессу

 

♦ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Общенаучные Конкретно-научные
       
  теоретические эмпирические
общетеоретические: • абстракция и конкре- тизация; • анализ и синтез; • сравнение; • противопоставление; • индукция и дедукция; социологические: • анкетирование; • интервьюирование; • экспертные опросы; • рейтинг; социально-психологи- ческие: • социометрия; • тестирование; • тренинг; математические: • ранжирование; • шкалирование; • индексирование; • корреляция. • анализ литературы, архивных материа- лов, документации и продуктов деятель- ности; • анализ понятийно- терминологической системы; • аналогий, основан- ный на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы; • построение гипотез; • построение мыслен- ного эксперимента; • прогнозирования; • моделирования. • наблюдения (полевые и лабораторные; фор- мализованные (по жест- кой программе) и не- формализованные; включенные; прямые и косвенные; сплошные и выборочные; само- наблюдения; • беседа; • педагогический конси- лиум; • изучение и обобщение массового и индивиду- ального педагогическо- го опыта; • педагогический экспе- римент (глобальный, локальный и микроэкс- перимент; естественный и лабораторный; • научно-педагогическая экспедиция.

 



 

Каждая наука разрабатывает и использует методы исследова­ния, отражающие ее специфику; их выбор обусловлен:

неоднозначностью протекания педагогических процессов, множественностью факторов, одновременно влияющих на их резуль­таты, — это требует использования разнообразных взаимодополняющих исследовательских методов и приемов, проверки и
перепроверки полученной информации;

неповторяемостью педагогических процессов: в отличие от
исследований в области естественных наук, где есть возможность многократного повторения опытов и экспериментов, пе­дагогический процесс, педагогическую ситуацию, педагогический эксперимент кратно воспроизвести «в чистоте» практически
невозможно — это требует от исследователя корректности в
формулировке обобщений и выводов.

♦ СТРУКТУРА И ЛОГИКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1 этап Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей и про­межуточных целей исследования и соотнесенных с целями задач
2 этап Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретичес­ких положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода
3 этап Построение гипотезы исследования — теоретической конструк­ции, истинность которой предстоит доказать
4 этап Выбор методов исследования. Проведение констатирующего экс­перимента с целью установления исходного состояния предмета исследования
5 этап Организация и проведение преобразующего эксперимента
6 этап Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования
7 этап Выработка практических рекомендации

Впрограмме, с разработки которой начинается исследование, выделяются две основные части:


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.01 сек.)