Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общенаучные логические методы и приемы познания 1 страница






В связи с тем, что в любом психолого-педагогическом исследовании приоритет принадлежит использованию общенаучных логических методов познания, независимо от того, на теоретическом или эмпи­рическом уровне оно проводится, необходимо раскрыть их сущность более подробно. Напомним, что к ним относятся методы анализа, синтеза, абстрагирования, идеализации, обобщения, индукции, де­дукции и аналогии.

Следует сразу оговорить, что указанные методы познания будут рассмотрены с общеметодологических позиций. Мы неоднократно будем возвращаться к ним, раскрывая сущность эмпирического и теоретического уровней исследования в психологии и педагогике, но в данном случае речь пойдет об особенностях применения назван­ных методов в конкретных условиях.

Опираясь на подходы, предложенные В. П. Кохановским1, кратко охарактеризуем каждый из общенаучных логических методов позна­ния.

Анализ (греч. — разложение, расчленение) — разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. В «Педагогической энциклопедии» дается следующее определение анализа: анализ — изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова под анализом понимается «метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь»2. Как видно из данных опре­делений, анализ можно характеризовать как процесс расчленения, разделения предметов и явлений на отдельные стороны (части) с це­лью их изучения. Однако такой подход не предполагает раскрытия, обнаружения и изучения той основы целого, которая связывает все стороны, части предмета, явления в целое. Задача анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отра­жающих отдельные явления и факты, составить общую целостную картину процесса, выявить присущие ему закономерности, тенден­ции.

Обращение к философской литературе дает нам еще несколько смысловых значений, в которых сущность понятия «анализ» раскры­вается с разных сторон (Б. А. Бирюков, И. Г. Герасимов, М. К. Мор-дашвили и др):

♦ как используемого в логике и теории познания основного логиче­ского приема, основной логической операции получения знаний
путем чисто логической обработки данных;

♦ как метода исследования вообще, составляющего основу научного диалектического метода познания;

♦ как метода исследования и описания формальных правил и структур, используемых наукой;

♦ как способа выработки знания о предмете в процессе его исследо­вания, как специального приема исследования явлений.
Особого внимания заслуживает характеристика анализа с пози­ций диалектики, где он рассматривается как специальный прием ис­следования явлений и выработки теоретических знаний об этих явлениях. Основная познавательная задача диалектического анализа состоит в том, чтобы из многообразия сторон изучаемого предмета выделить его сущность не путем механического расчленения целого
на части, а путем выделения и изучения сторон основного противоречия в предмете, обнаружить основу, связывающую все его стороны
в единую целостность, и вывести на этой основе закономерность раз­вивающегося целого.

В педагогике анализ выступает как метод познания педагогиче­ской действительности.

Анализ применяется как в реальной (практической), так и в мыс­лительной деятельности. Принято различать следующие виды ана­лиза: механическое расчленение; определение динамического соста­ва; выявление форм взаимодействия элементов целого; нахождение причин явлений; выявление уровней знания и его структуры и т. п. Анализ не должен упускать качество предметов. В каждой области знания есть своего рода предел членения объекта, за которым мы переходим в иной мир свойств и закономерностей (атом, молекула и т. п.). Разновидностью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы — классификация и периодиза­ция.

Синтез (греч. — соединение, сочетание, составление) — реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое. В словаре русского языка С. И. Ожегова синтез трактуется «как метод исследования какого-нибудь явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом»1. Таким образом, синтез следует рассматривать как процесс практического или мысленного воссоеди­нения целого из частей или соединение различных элементов, сто­рон предмета в единое целое, необходимый этап познания. При этом следует иметь в виду, что синтез — это не произвольное, эклектиче­ское соединение «выдернутых» частей, «кусочков» целого, а диалек­тическое целое с выделением сущности. Для современной науки характерен не только " внутридисциплинарный, но и междисципли­нарный синтез, а также синтез науки и других форм общественного сознания. Результат синтеза — совершенно новое образование, свой­ства которого не есть только внешнее соединение свойств компонен­тов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Они играют важ­ную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его

. ступенях.

Абстрагирование также относится к методам научного познания. В. П. Кохановский определяет абстракцию (лат. отвлече­ние) так:

а) сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто не­развитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное); б) процесс мыс­ленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого предмета или явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование); в) результат абст­рагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле)-.

С помощью абстракции возникли все логические понятия. Это различного рода «абстрактные предметы», которыми являются как отдельно взятые понятия и категории («развитие», «мышление» и т. п.), так и их системы (наиболее развитые из них — математика, логика и философия).

В словаре С. И. Ожегова «под абстракцией понимается мыслен­ное отвлечение, обособление от тех или иных сторон или связей пред­метов и явлений для выделения существенных их признаков»1.

Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными — главный вопрос абстра­гирования. Ответ на вопрос о том, что в объективной действительно­сти выделяется абстрагирующей работой мышления, от чего мышле­ние отвлекается, в каждом конкретном случае решается прежде всего в зависимости от природы изучаемого предмета или явления, а также от задач познания. В ходе исторического развития наука восходит от одного уровня абстрактности к другому, более высокому. Развитие науки в данном аспекте — это, по выражению В. Гейзенберга2, «раз­вертывание абстрактных структур». Решающий шаг в сферу абстрак­ции был сделан тогда, когда люди освоили счет и тем самым открыли путь, ведущий к математике и математическому естествознанию.

Раскрывая механизм развертывания абстрактных структур, В. Гейзенберг пишет, что понятия, первоначально полученные путем абст­рагирования от конкретного опыта, обретают собственную жизнь. Они оказываются более содержательными и продуктивными, чем можно было ожидать поначалу. В последующем развитии они обна­руживают собственные конструктивные возможности: способствуют построению новых форм и понятий, позволяют установить связи ме­жду ними и могут быть в известных пределах применимы в наших попытках понять мир явлений. Вместе с тем В. Гейзенберг указывал на ограниченность, присущую самой природе абстракции. Дело в том, что она дает некую базисную структуру, «своего рода скелет», который мог бы обрести черты реальности, только если к нему при­соединить много иных (а не только существенных) деталей.

Существуют различные виды абстракций:

Абстракция отождествления, в результате которой выделяются общие свойства и отношения изучаемых методов (от остальных свойств при этом отвлекаются). При этом на основе установле­ния равенства предметов в данных свойствах или отношениях

образуются соответствующие методам классы, осуществляется учет тождественного в предметах и происходит абстрагирование от всех различий между ними.

Изолирующая абстракция — акты так называемого «чистого от­влечения», когда выделяются определенные свойства и отноше­ния, которые начинают рассматриваться как самостоятельные индивидуальные предметы («абстрактные предметы» — «доброта», «эмпатия» и т. п.).

Абстракция актуальной бесконечности в математике, когда бесконечные множества рассматриваются как конечные. Исследова­тель отвлекается от принципиальной невозможности зафиксировать и описать каждый элемент бесконечного множества, принимая такую задачу как решенную.

Абстракция потенциальной осуществимости основана на том, что может быть осуществлено любое, но конечное число опера­ций в процессе математической деятельности Абстракции различаются также по уровням (порядкам). Абстрак­ции от реальных предметов называются абстракциями первого по­рядка. Абстракции от абстракций первого уровня называются абст­ракциями второго порядка и т. д. Самым высоким уровнем абстрак­ции характеризуются философские категории.

Идеализация — это мысленное конструирование понятий об объ­ектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Чаще всего она рассматривается как специфический вид абстрагирования.

В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в со­держание образуемых понятий признаков, не реализуемых в дейст­вительности. В результате образуется так называемый «идеализиро­ванный объект», которым может оперировать теоретическое мышле­ние при отражении реальных объектов.

Указывая на важную роль идеализации в научном познании, А. Эйнштейн отмечал, что закон инерции, например, нельзя вывести непосредственно из эксперимента, его можно вывести лишь умозри­тельно — с помощью мышления, связанного с наблюдением. Этот идеализированный эксперимент никогда нельзя выполнить в дейст­вительности, хотя он ведет к глубокому пониманию действительных экспериментов В результате идеализации образуется такая теоретическая мо­дель, в которой характеристики и стороны познаваемого объекта (предмета, явления) не только отвлечены от фактического эмпири­ческого материала, но и выступают в более резко и полно выражен­ном виде, чем в самой действительности, поскольку они сконструи­рованы мысленно. Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, служат такие понятия, как «точка» (невозможно найти в реальном мире объект, представляющий собой точку, т. е. объект, который не имел бы измерений), «прямая линия», «абсолютно чер­ное тело», «идеальный газ». Идеализированный объект в конечном счете выступает как отражение реальных предметов и процессов. Теоретическими конструктами, образованными с помощью идеали­зации такого рода объектов, можно оперировать в рассуждениях как реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реаль­ных процессов, служащие для более глубокого их понимания.

Таким образом, идеализированные предметы не являются чисты­ми фикциями, не имеющими отношения к реальной действительно­сти, а представляют собой результат весьма сложного и опосредо­ванного ее отражения. Идеализированный объект представляет в познании реальные предметы, но не по всем, а лишь по некоторым жестко фиксированным признакам. Другими словами, это упрощен­ный и схематизированный образ реального предмета.

Теоретические утверждения, как правило, непосредственно отно­сятся не к реальным объектам, а к идеализированным, познаватель­ная деятельность с которыми позволяет устанавливать существен­ные связи и закономерности, недоступные при изучении реальных объектов, взятых во всем многообразии их эмпирических свойств и отношений. Идеализированные объекты — результат различных мыслительных экспериментов, направленных на реализацию неко­торого нереализуемого в действительности случая.

Обобщение как метод научного познания представляет собой, во-первых, логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, установление общих свойств и признаков предметов, во-вторых — результат этого процесса: обоб­щенное понятие, суждение, закон, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, про­никновение в ее сущность. По мнению С. И. Ожегова, обобщить — значит сделать вывод, выразить основные результаты в общем поло­жении, придать общее значение чему-либо. Обобщение тесно связа­но с абстрагированием.

Принято различать два вида научных обобщений: выделение лю­бых признаков (абстрактно-общее) или существенных (конкретно-общее, т. е. закон).

По другому основанию можно выделить обобщения: а) от отдель­ных фактов, событий к их выражению в мыслях (индуктивное обоб­щение); б) от одной мысли к другой, более общей мысли (логическое обобщение). Мысленный переход от более общего к менее общему есть процесс ограничения. Обобщение не может быть беспредель­ным. Оно ограничено философскими категориями, которые не име­ют родового понятия, и потому обобщить их нельзя.

Индукция (лат. тйиспо — наведение) — логический метод (при­ем) исследования, связанный с обобщением результатов наблюде­ний и экспериментов и движением мысли от единичного к общему. В индукции данные опыта «наводят» на общее, индуцируют его. По­скольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы носят проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпи­рические законы. В словаре русского языка под индукцией понима­ется способ рассуждения, ведущий от частных фактов, положений к общим выводам.

В. П. Кохановский1 выделяет следующие виды индуктивных обобщений.

Индукция популярная, когда регулярно повторяющиеся свойства, наблюдаемые у некоторых представителей изучаемого множества
(класса) и фиксируемые в посылках индуктивного умозаключе­ния, переносятся на всех представителей изучаемого множества
(класса), в том числе и на неисследованные его части. Итак, то, что верно в наблюдавшихся случаях, верно в следующем или во
всех наблюдавшихся случаях, сходных с ними. Однако получен­ное заключение часто оказывается ложным (например, «все лебе­ди белые») вследствие поспешного обобщения. Таким образом, этот вид индуктивного обобщения существует до тех пор, пока не встретится случай, противоречащий ему (например, факт наличия черных лебедей). Популярную индукцию нередко называют индукцией через перечисление случаев

Индукция неполная, когда на основании того, что принадлежит некоторым представителям изучаемого множества делается вывод о том, что всем представителям этого множества принадле­жит свойство п. Например: некоторые металлы имеют свойство электропроводности, значит, все металлы электропроводны.

3. Индукция полная, когда на основании полученной при опытном исследовании информации о том, что каждому представителю изучаемого множества принадлежит свойство п, делается заклю­чение, что всем представителям данного множества принадлежит свойство Рассматривая полную индукцию, необходимо иметь в виду: во-первых, она не дает нового знания и не выходит за пределы того, что содержится в ее посылках. Тем не менее общее заключение, полученное на основе исследования частных случаев, суммирует содержащуюся в них информацию, позволяет обобщить, система­тизировать ее. Во-вторых, хотя заключение полной индукции имеет в большинстве случаев достоверный характер, но и здесь иногда допускаются ошибки. Последние связаны главным обра­зом с пропуском какого-либо частного случая (иногда сознатель­но, преднамеренно — чтобы доказать свою правоту), вследствие чего заключение не исчерпывает все случаи и тем самым является необоснованным.

4 Индукция научная, в которой, кроме формального обоснования полученного индуктивным путем обобщения, дается содержа­тельное дополнительное обоснование его истинности, в том числе с помощью дедукции (теорий, законов). Научная индукция дает достоверное заключение благодаря тому, что акцент делается на необходимые, закономерные и причинные связи. В любом научном исследовании часто бывает важно установить причинно-следственные связи между различными предметами и яв­лениями. Для этого применяются соответствующие методы, бази­рующиеся на индуктивных умозаключениях. Рассмотрим основные индуктивные методы установления причинных связей (правила ин­дуктивного исследования Бэкона—Милля1).

Метод единственного сходства: если наблюдаемые случаи како­го-либо явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то, очевидно (вероятно), оно и есть причина данного явления:

АВС аbc А есть причина а

ADE ade

 

Иначе говоря, если предшествующие обстоятельства АВС вызы­вают явления аbс а обстоятельства АDЕ — явления ade, то делается заключение, что А — причина а (или что явления А и а причинно связаны).

Применение метода сходства в реальном научном исследовании наталкивается на серьезные препятствия: во-первых, во многих слу­чаях непросто отделить разные явления друг от друга; во-вторых, об­щую причину следует предварительно угадать или предположить, прежде чем искать ее среди различных факторов; в-третьих, очень часто причина не сводится к одному общему фактору, а зависит от других причин и условий. Поэтому для применения метода сходства необходимо располагать определенной гипотезой о возможной при­чине явления, исследовать множество различных явлений, при кото­рых возникает имеющееся действие (следствие), чтобы увеличить степень подтверждения выдвигаемой гипотезы и т. д.

Метод единственного различия: если случаи, при которых явле­ние наступает или не наступает, различаются только в одном предшествующем обстоятельстве, а все другие обстоятельства то­ждественны, то это одно обстоятельство и есть причина данного явления:

АВС аbc А есть причина а

BE bс

 

Иначе говоря, если предшествующие обстоятельства АВС вызы­вают явление аbс, а обстоятельства ВС (явление А устраняется в хо­де эксперимента) вызывают явление bс, то делается заключение, что А есть причина а. Основанием для такого заключения служит исчез­новение а при устранении А.

Объединенный метод сходства и различия образуется как подтверждение полученного с помощью метода единственного сход­ства результата, к которому применен метод единственного раз­личия. По сути, это комбинация данных методов.

Метод сопутствующих изменений. Если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменения другого, то первое обстоятельство есть причина второго. При этом остальные предшествующие явления остаются неизменными.

Изменение А Изменение а

Неизменные В А есть причина а

С

Иначе говоря, если при изменении предшествующего явления А изменяется и наблюдаемое явление а, а остальные предшествующие явления остаются неизменными, то отсюда можно заключить, что А является причиной а.

Рассмотренные методы установления причинных связей чаще всего применяются не изолированно, а во взаимосвязи, дополняя друг друга. При этом нельзя допускать такую ошибку: «после этого

по причине этого».

Дедукция (лат. — выведение) означает, во-первых, пере­ход в процессе познания от общего к единичному (частному), выве­дение единичного из общего; во-вторых, процесс логического выво­да, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений — посылок к их следствиям (заключениям). Как один из методов (приемов) научного познания тесно связан с индукцией. Это диалектически взаимосвязанные способы движения мысли. В. П. Кохановский считает, что в основе великих открытий, прогрессивных скачков научной мысли лежит индукция — рис­кованный, но истинно творческий метод... Строгость дедуктивного рассуждения не дает воображению впадать в заблуждение, она по­зволяет после установления с помощью индукции новых исходных пунктов вывести следствия и сопоставить выводы с фактами. Лишь одна дедукция может обеспечить проверку гипотез и остановить не в меру разыгравшуюся фантазию.

Аналогия (греч. — соответствие, сходство) — метод науч­ного познания, при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объек­тами. Умозаключение по аналогии — выводы, которые делаются на основании такого сходства. Таким образом, при выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («моде­ли») переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект. Заключения по аналогии являются прав­доподобными: например, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по дру­гим параметрам. Схема аналогии: если с имеет признаки P, Q, S, T, a d имеет признаки P, Q, S,, то, по-видимому, d имеет признак Т.

Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассужде­ния по аналогии истинны, это еще не значит, что и заключение будет истинным. Для повышения вероятности выводов по аналогии необ­ходимо стремиться к тому, чтобы:

♦ были выделены внутренние, а не внешние свойства сопоставля­емых объектов;

♦ эти объекты были подобны в важнейших и существенных призна­ках, а не в случайных и второстепенных;

♦ круг совпадающих признаков был как можно шире;

♦ учитывались не только сходство, но и различия, чтобы последние не перенести на другой объект.

Моделирование как метод научного познания представляет со­бой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Последний называ­ется моделью. Таким образом, под моделью следует понимать объ­ект, который имеет сходство в некоторых отношениях с прототипом и служит средством описания и/или объяснения, и/или прогнозиро­вания поведения прототипа1. Потребность в моделировании возни­кает тогда, когда исследование самого объекта невозможно, затруд­нительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. д.

Между моделью и оригиналом должно существовать известное сходство (отношение подобия): физических характеристик, функ­ций; поведения изучаемого объекта и его математического описания; структуры и др. Именно это сходство и позволяет переносить ин­формацию, полученную в результате исследования модели, на ори­гинал.

Формы моделирования разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования. По характеру моделей выделяют материальное (предметное) и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. Материальные мо­дели являются природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам — физики, механики и т. д. При физическом (предметном) моделировании конкретного объекта его изучение заменяется исследованием некоторой модели, имею­щей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самолетов, кораблей и т. п.). При идеальном (знаковом) моделировании моде ли выступают в виде схем, графиков, чертежей, формул, системы уравнений и т. д. К идеальному моделированию относят так называе­мое мысленное моделирование. Его принято классифицировать на наглядное, символическое и математическое.

Наглядное моделирование производится на базе представлений исследователя о реальном объекте при помощи создания наглядной модели, отображающей явления и процессы, протекающие в объекте. Наглядное моделирование, в свою очередь, можно подразделить на гипотетическое, аналоговое и макетированное.

При гипотетическом, моделировании закладывается гипотеза о за­кономерностях протекания процессов в реальном объекте, которая отражает уровень знаний исследователя об объекте и базируется на причинно-следственных связях между входом и выходом изучаемо­го объекта. Аналоговое моделирование основывается на применении аналогий различного уровня. Как правило, аналоговая модель отра­жает несколько или только одну сторону функционирования объек­та. Макетированное моделирование связано с созданием макета ре­ального объекта в определенном масштабе и его изучения.

Символическое моделирование — это искусственный процесс соз­дания логического объекта, который замещает реальный и выражает его основные свойства с помощью определенной системы знаков и символов. Символическое моделирование принято подразделять на языковое (описательное) и знаковое (графическое), в зависимости от применяемых семантических единиц.

Математическое моделирование основано на описании реально­го объекта с помощью математического аппарата. В настоящее время широкое распространение получил такой его вид, как компьютерное моделирование объектов.

Итак, мы раскрыли только наиболее значимые методы общенауч­ного логического познания, которые нашли широкое применение как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях проведения психолого-педагогических исследований. Особенности их примене­ния в педагогике и психологии будут рассмотрены в следующих гла­вах

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирические знания есть знания об основных параметрах иссле­дуемых фактов, о функциональных связях между этими параметра­ми, о поведении объектов. «В качестве эмпирических данных об изу­чаемом объекте выступают такие свойства, связи и отношения вещей и явлений, которые обнаруживаются в ходе практической деятель­ности, наблюдений и экспериментов. Характерный признак эмпири­ческого объекта — возможность его чувственного отражения. Резуль­таты анализа эмпирических данных в ходе исследования выражаются не только в форме установления фактов, но и в виде эмпирических обобщений»1.

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпири­ческие данные о психолого-педагогических процессах, можно отне­сти те, которые непосредственно связаны с реальностью, с практи­кой. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания психолого-педагоги­ческой теории. К ним относятся: научное наблюдение, разные виды психологических и педагогических экспериментов, работа с научны­ми фактами — описание полученных результатов, классификация фактов, их систематизация, всевозможные способы анализа и обоб­щения; опросы, беседы, изучение результатов деятельности конкрет­ных лиц и др. В этой главе мы кратко рассмотрим основные эмпири­ческие методы, психолого-педагогических исследований, приведем их сущностные и содержательные характеристики.

Метод изучения психодого-педагогической научной и методической литературы, архивных материалов

Изучение психолого-педагогической научной и методической лите­ратуры, рукописей, архивных материалов, материалов на магнитных

и других носителях, содержащих факты, которые характеризуют ис­торию и современное состояние изучаемого объекта, служит спосо­бом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, его сторонах и связях, обнаружения пробе­лов, неясностей в разработке выбранной для изучения проблемы. Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от не­известного, зафиксировать уже разработанные концепции, установ­ленные факты, накопленный педагогический опыт, четко очертить грани предмета исследования.

Работа над литературой начинается с составления библиогра­фии — списка подлежащих изучению произведений, их перечня, на­учного описания, приведения необходимых указателей. Библиогра­фия обычно включает книги, учебники, учебные и учебно-методиче­ские пособия, журналы, статьи в сборниках научных и методических трудов, тезисы докладов на различного уровня конференциях, моно­графии, реферативные обзоры, авторефераты диссертаций и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.