Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эти функции определяют и разделение оснований методологии педагогики на две группы — теоретические и нормативные.






К теоретическим основаниям., выполняющим дескриптивные функции, относятся:

♦ определение методологии;

♦ общая характеристика методологии как науки, ее уровней;

♦ методология как система знаний и система деятельности, источ­ники методологического обеспечения исследовательской деятель­ности в области педагогики;

♦ объект и предмет методологического анализа в области педаго­гики.

Нормативные основания охватывают круг следующих вопросов:

♦ научное познание в педагогике среди других форм духовного освоения мира, к которым относятся стихийно-эмпирическое позна­ние и художественно-образное отображение действительности;

♦ определение принадлежности работы в области педагогики к нау­ке: характер целеполагания, выделение специального объекта ис­следования, применение специальных средств познания, одно­значность понятий;

♦ типология педагогических исследований;

♦ характеристики исследований, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу в области педагогики: пробле­ма, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики;

♦ логика педагогического исследования и т. д.

Эти основания — объективная область методологических иссле­дований. Их результаты могут служить источником пополнения со­держания самой методологии педагогики и методологической реф­лексии педагога- исследователя.

 

В структуре методологического знания Э. Г. Юдин выделяет че­тыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и тех­нологический.

Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй нау­ки и целом. Методологические функции выполняет вся система фи­лософского знания.

Второй уровень — общенаучная методология — представляет со­бой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большин­ству научных дисциплин.

Третий уровень — конкретно-научная методология, т. е. совокуп­ность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например проблемы системного под­хода или моделирование в педагогических исследованиях.

Четвертый уровень — технологическая методология — составля­ют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечи­вающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер Все уровни методологии педагогики образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчине­ние. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоз­зренческие подходы к процессу познания и преобразования действи­тельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.