Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада







Обучение аппликации, как и обучение другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире поможет работе мысли и воображения во время занятий.
Вторая младшая группа. Для детей младшего возраста большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Материал для выполнения аппликации бывает настолько ярок, что нередко может отвлекать внимание детей от объяснений воспитателя. Поэтому в младшей группе, особенно первое время, готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном пакетике после объяснения задания. Пользоваться общим материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют различать формы и цвета элементов для наклеивания.
После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. Поэтому на первых занятиях в младшей группе клей ставят на столы только после проверки педагогом всех работ, непосредственно перед процессом наклеивания. Это позволит воспитателю следить за правильностью построения изображения и помочь детям в освоении техники наклеивания. В дальнейшем все оборудование, кроме цветных форм, можно подготавливать заранее.
В процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности.
Поскольку в младшей группе основной задачей обучения является ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания, образец чаще всего показывают для точного повторения. Но следует приучать дошкольников и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях. Например, после знакомства с формой круга и приемами наклеивания его на полоске можно предложить самим выбрать кружочки любого цвета для наклеивания бус.
Показ воспитателем приемов работы необходим для выработки правильных умений у детей. В средней группе дошкольники составляют аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными.
Усложнение программных требований вызывает необходимость более детального изучения изображаемых предметов. Кроме общей формы и цвета, внимание детей привлекает размер и количество частей. Так, в процессе анализа натуры — неваляшки — дошкольники отмечают, что эта форма состоит из шаров — большого, среднего и двух маленьких. В соответствии с этим дети и подбирают необходимые для выполнения аппликации круги разных размеров из находящихся на общем подносе.
Для проверки знаний детей используют формы для выбора разных цветов, чтобы дошкольники могли найти нужный. Иногда можно предложить ребятам самостоятельно продумать и подобрать цвет неваляшки.
При более сложных заданиях в средней группе материал раздают индивидуально каждому. Например, при наклеивании дома дают набор цветной бумаги соответствующих размеров для стен, крыши, окон.
Особого внимания в этой группе требует обучение правильному пользованию ножницами. Это первый сложный инструмент, который попадает в руки детей. Воспитатель несколько раз показывает, в каком положении должны находиться пальцы правой руки, держащей ножницы, и левой, в которой находится бумага; как следует двигать рычагами ножниц, чтобы бумага резалась, а не мялась. Чтобы облегчить первые попытки, детям дают бумагу в виде узких полосок (шириной 3—4 см), которая разрезается двумя движениями ножниц.
Первые упражнения с ножницами лучше проводить с подгруппой ребят в 8—10 человек, чтобы можно было легко проследить за действиями каждого ребенка и вовремя помочь.
В конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похожа на предмет или нет), аккуратно ли наклеены формы (чистый фон, не видно следов клея). Дети всегда принимают активное участие в обсуждении работ. Педагог обобщает оценки детей, подводит итоги занятия, привлекая внимание к удачным работам.
Старшая группа. Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни — овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.
Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом.
Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.
Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).
В старшей, а затем и в подготовительной группах рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания.

21. Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством” (по периодизации Д.Б.Эльконина). Период дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст. Психология дошкольников и младших школьников имеет очень много общего: доверчивое подчинение авторитету взрослого; · повышенная восприимчивость ко всему новому, наивно-игровое · отношение ко всему с чем сталкивается; преобладание образных форм познания окружающего мира (образная· память, образное мышление).

Преемственность - понятие многогранное. Это и социальная адаптация ребенка в новых условиях, и необходимый уровень развития творческого воображения, и формирование определенных коммуникативных умений. Преемственность включает в себя как элемент подготовку ребенка к обучению в школе, то есть овладение им необходимым объемом знаний и умений. Рассматривая подготовку ребенка к школе как элемент преемственности, мы выделяем три составляющих компонента: содержательный, методический и деятельностный (поведенческий). Содержательный компонент раскрывает структуру и принципы отбора содержания в дошкольных учреждениях и первом классе начальной школы. Очень важна преемственность в содержании процесса обучения в школе и воспитателя детского сада. В результате совместной работы завуча школы и старшего воспитателя детского сада составляется план по преемственности. В него входят: методическая работа с педагогами - это совместные педсоветы, «круглые столы», методические объединения, планерки; взаимопосещения уроков и занятий учителями и воспитателями с последующим совместным обсуждением их; работа с родителями - родительские собрания с участием учителя будущего первого класса, консультации, тематические выставки и т.д.; работа с детьми - знакомство детей со школьными классами, совместные мероприятия школьников и дошкольников (спортивные соревнования, праздники, конкурсы, выставки и т.д.), психолого-педагогическая диагностика готовности детей к школьному обучению и адаптации первоклассников и

23. Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Эту индивидуальность нужно внимательно изучать, не для того, чтобы унифицировать манеру изображения, а чтобы эффективно организовывать и направлять работу детей. Хорошо, когда у каждого ребенка складывается свой стиль, проявляется собственный творческий почерк.

Индивидуальный подход - одно из важных условий развития личности ребенка, который базируется на знании специфических особенностей каждого ребенка. Одни дети спокойны, уравновешенны; все, за что берутся, делают серьезно, основательно. Другие дети подвижны, легко возбудимы, у них неустойчивое внимание, они быстро переключаются с одного действия на другое. Индивидуальные различия определяются также способами восприятия, которыми овладел ребенок. Есть дети, которые, посмотрев на предмет, как бы сразу делают с него снимок, что в дальнейшем помогает им создавать отчетливые изображения. Другие не выносят из краткосрочного восприятия достаточно ярких представлений и испытывают затруднения при воспроизведении объекта. Все особенности тесно связаны с индивидуальным сенсорным опытом детей и сказываются на содержании работ. Например, по-разному относятся дети к передаче в рисунке цвета. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Для других цвет как бы не существует, они все решают одним тоном. Различается и манера исполнения рисунка: одни рисуют достаточно крупно, создают обобщенное изображение, лишенное деталей, у других предметы получаются маленькие, зато прорисовываются характерные особенности. Движения рук детей отличаются различным характером: силой, быстротой, размахом, слитностью или, наоборот, прерывистостью.

Индивидуальные различия проявляются и в самом характере действий детей в процессе рисования, что связано с особенностями развивающейся личности.

Одни дети работают смело и уверенно даже тогда, когда их навыки и умения находятся на невысоком уровне. Им приносит радость сам факт активного действия. Они не требовательны к своей работе, их устраивает любой рисунок. Создав изображение, даже очень несовершенное, такой ребенок не выражает желания что-то дополнить, исправить в нем. Другие дети требовательны к себе, не сдают рисунки, пока не изобразят задуманное. Как правило, они самостоятельны и не обращаются ко мне за помощью, хорошо овладевают изобразительными навыками и умениями; у них хорошо развито восприятие, большой запас представлений. Чаще всего их рисунки интересны, выразительны, разнообразны по содержанию, а если что-то получается не так, как хотелось, эти дети особенно не огорчаются, но ошибки и промахи запоминают и в дальнейшем стараются их не повторять. Некоторые ребята переживают неудачи, но зато преодоление трудностей, исправление ошибок вызывают у них радость. С моей стороны требуется лишь поддержка их уверенности. Иногда мне нужно только вовремя подсказать, как исправить ошибку, улучшить рисунок, уточнить детали, внести дополнение. Я стараюсь приучать детей к самостоятельности, быть активными. Вселяю в них уверенность, сознание того, что они смогут всё выполнить, как следует. Развиваю у детей стремление выполнить рисунок полнее и лучше, обращаю внимание на недостатки их работ. Я считаю, что необходимо отмечать даже самые успехи детей при всех во время просмотра работ. При анализе учитываю, какие усилия вложил в работу тот или иной ребенок.

24.Т ворчество – очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего нас мира. Но еще лучше, когда он не только замечает эту красоту, но и сам творит ее.

Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать поделки. В этом отношении бумага – самый простой и знакомый нам материал, в котором скрыто бесконечное число самых разных фигурок – зверей, птиц, рыб, цветов и многого другого. Всего не перечислишь – это целый мир. Изготовленные поделки можно использовать в играх, инсценировках, оформлении группы или участка детского сада, подарить к празднику своим родителям, друзьям.

Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится, кораблик плывет и т.д. Но все эти предметы имеют разовое применение, и ребята легко их бросают, мнут, не стараются сохранить. После игры поделки, выполнившие свою функцию, больше не интересны ребенку, так как они невыразительны, малопривлекательны по своему внешнему оформлению, ведь часто используется то, что есть под рукой. На первый план выходит скорее утилитарная направленность игрушки, а ее художественность, красочность оформления отходят на второе место. Возможность же изготавливать поделки из яркой цветной бумаги поднимает уровень художественной задачи, и ребенок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает украшать, совершенствовать свою игрушку, стремится сделать ее наряднее, привлекательнее. Одновременно изменяется и отношение ребенка к поделкам, они стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр и занятий. Постарайтесь сделать подобные занятия увлекательными, а также полезными.

Многие воспитатели считают, что игровые приемы в работе со старшими дошкольниками не нужны. Они объясняют это необходимостью подготовки детей к школе, формированием у них элементарных навыков учебной деятельности. Такая позиция неоправданна. Как показывают многочисленные наблюдения, старший дошкольник с радостью воспринимает игровое воздействие. В самостоятельной художественной деятельности он нередко творит, играя.

При выполненииработы в естественно протекающей деятельности дети, как правило, не играют, так как сложная техника вырезания отнимает все время, требует особого внимания. Поэтому дети обыгрывают в основном готовые работы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.