Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формализованные методики






Как уже говорилось выше, они включают в себя четыре главных класса методик: тесты (которые в свою очередь делятся на несколько подклассов), опросники, методики проективной техники и психофизиологические методики.

В литературе нередко все методики определения индивидуально-психологических различий именуются тестами, а пособия по диагностике называются пособиями по тестологии. Однако по своей психологической сущности тесты и, например, опросники очень несходны между собой. Методики проективного характера также представляют собой особый инструмент, не похожий ни на один из перечисленных. Поэтому для лучшего понимания того, что дает диагностирование, их следует отделить друг от друга по названию. Особое место должны занять в этой классификации психофизиологические методики. Это оригинальные средства диагностики, возникшие в нашей стране.

 

Тесты

Тесты (англ. test- проверка, проба, испытание)- это

 

Стпартизированные обычно краткие и ограниченные во времени испыта­ния, предназначенные для установления количественных и каче­ственных индивидуально-психологических различий между людьми.

Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. В опросниках, в проективных и психофизиологических мето­диках правильных ответов не существует.

Тесты можно классифицировать, выделить несколько подклассов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наи­более значительными представляются классификации тестов по фор­ме и по содержанию.

Форма психологического тестирования

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Индивидуальные тесты — это такой вид методик, когда взаимодей­ствие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества:

» возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непро­извольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмот­ренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отно­шение к обследованию;» отмечать функциональное состояние испытуемого и др.

Кроме того, опираясь на уровень подготовленности испытуемого, можно по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивиду­альная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинике — для тестирования лиц с сомати­ческими или нервно-психическими нарушениями, людей с физиче­скими недостатками и т. д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оп­тимизации его деятельности. Однако индивидуальные тесты требуют, как правило, много времени на проведение эксперимента и в этом смысле они менее экономичны по сравнению с групповыми.

Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет од­новременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек). Поскольку инструкции и процедура проведения детально разработаны, экспериментатор должен неукосни­тельно их выполнять. При групповом тестировании особенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обра­ботка результатов объективизирована и не требует высокой квалифи­кации. Результаты большинства групповых тестов могут обрабаты­ваться на ЭВМ.

Однако следует отметить и определенные недостатки группового тестирования. Так, у экспериментатора гораздо меньше возможностей установить взаимопонимание с испытуемым, пробудить его интерес и за­ручиться его сотрудничеством. Любые случайные состояния испыту­емого, такие как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее вы­явить в групповом тестировании. В целом лица, не знакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты при групповом тестировании, нежели при индивидуальном. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестиро­вания либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо инфор­мацией, полученной из других источников.

Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме от­вета. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменны­ми — групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулиро­ваться испытуемым самостоятельно («открытые» ответы), в других -он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным («закрытые» ответы). В письмен­ных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы так­же могут носить «открытый» или «закрытый» характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу, который используется при тес­тировании. Бланковые тесты (другим широко известным названием является — тесты «карандаш и бумага») представлены в виде отдель­ных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержатся инструк­ция по применению, примеры решения, сами задания и графы для от­ветов. Предусмотрены формы, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно. Бланковые тесты могут применять­ся как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

В предметных тестах материал тестовых заданий представлен в ви­де реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических

фигур, конструкций и узлов технических устройств и т. п. Наиболее известны кубики Кооса и тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского-Сахарова. Предметные тесты чаще проводятся ин­дивидуально.

Аппаратурные тесты — это такой тип методик, который требует применения специальных технических средств или специального обору­дования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования показателей времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изуче­ния особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявля­ются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор дан­ных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические па­кеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При же­лании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диа­грамм, профилей.

С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа та­кие данные, которые без ЭВМ получить практически невозможно: вре­мя выполнения отдельных заданий теста, время получения правиль­ных ответов, количество отказов от решения и обращений за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и т. д. Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного пси­хологического анализа результатов, полученных в процессе тестиро­вания.

Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по ха­рактеру стимульного материала. В вербальных тестах основным со­держанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыс­лительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, вообра­жению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образова­ния, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наи­более распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый ма­териал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, гра­фических изображений и т. п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на пер­цептивные и моторные функции. Самым известным невербальным тес­том являются прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они так­же облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мыш­ления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

Содержание психологического тестирования

По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления:

» тесты интеллекта;

* тесты способностей;» тесты личности.

Особое место в этом делении занимают тесты достижений, не пред­назначенные для решения собственно психологических проблем.

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития человека. Они являются наи­более распространенными психодиагностическими методиками. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые про­явления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отно­шение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памя­ти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть:

» групповыми;

* индивидуальными;» устными;

» письменными;

* бланковыми;» предметными;

» компьютерными.

Каждое задание таких тестов имеет правильное решение, и, следо­вательно, об успешности их выполнения судят по числу правильцых или неправильных ответов.

В последние 30-35 лет успешно разрабатываются вербальные кри­териально-ориентированные тесты интеллекта. Их принципиальное отличие от традиционных тестов состоит в том, что в заданиях, в кото­рых испытуемый должен найти свое решение определенной логиче­ской задачи, используются не любые понятия и термины, а только те, которые составляют содержание учебных программ. Включение по­добных понятий и терминов позволяет установить, насколько они ста­ли предметом мыслительной деятельности учащихся.

Тесты способностей. Это гни методик, предназначенных для оцен­ки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умени­ями в различных областях — математике, технике, литературе, в раз­нообразных видах художественных деятельностей.

Принято выделять общие и специальные способности.

Общие способности обеспечивают овладение разными видами заня­тий и умений, которые человек реализует во многих видах деятельно­сти. Общие способности отождествляются с интеллектом и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В отличие от общих специальные способности рассматриваются в от­ношении к отдельным, специальным областям деятельности. В соот­ветствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специаль­ных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т. д.). Ответы испытуемых здесь также оцениваются по типу правильно-неправильно.

Тесты личности. Эти психодиагностические методики направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятель­ности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и меж­личностных), а также особенностей поведения индивида в опреде­ленных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления испытуемых.

Тесты личности можно подразделить на тесты действия и ситуа­ционные тесты.

Тесты действия представляют собой относительно простые, четко структурированные процедуры, в которых возможен правильный от­вет (например, Тест замаскированных фигур Уиткина, Тест ригид­ности Лачинса и др.).

Особенностью ситуационных тестов является то, что испытуемому предлагается выбрать образ поведения в сложной социальной ситуации, близкой к реальной. С их помощью диагностируются, в частно­сти, такие аспекты личности, как склонность к асоциальному поведе­нию, а также к стабильным, устойчивым решениям и действиям.

Неинтеллектуальные, личностные особенности измеряются также с помощью опросников и проективной техники. Эти диагностические методики рассмотрены в соответствующих разделах пособия.

Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональ­ной, спортивной), предназначены для оценки степени продвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответству­ющего обучения, общей и профессиональной подготовки. Таким обра­зом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воз­действий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их боль­шое количество и разнообразие.

Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.

Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.

2.2. Опросники

Опросниками называют такую группу психодиагностических ме­тодик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагно­стических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отража­ют отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его со­гласия или несогласия.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизиро­ванные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индиви­дуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерны­ми. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (откры­тые опросники).

В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них.

Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например, «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь ответить»). Достоинством закрытых опросников является простота процедуры ре­гистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруд­нения, когда необходимо принять категоричное решение.

Открытые опросники предусматривают свободные ответы без ка­ких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему ус­мотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Открытые опрос­ники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процеду­ры и большие затраты времени.

Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представ­ленного шкалой в виде отрезка прямой (например, двухполюсная шка­ла: трудный-легкий, хороший-плохой). Обычно используются шка­лы с тремя, пятью или семью подразделениями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженнос­ти оцениваемого качества.

По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники моти­вов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жиз­ни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут да­ваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос) либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции зада­ваемых вопросов. Различают следующие виды анкет:

1)с открытыми вопросами (отвечающий дает свой собственный ответ);

2) с закрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из чис­ла приведенных);

3) с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный).

В анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации.

Среди опросников-анкет в психодиагностичеких целях широко ис­пользуются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы ка­саются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помо­гают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпре­тации показателей тестов.

2.3. Проективная техника

Проективная техника — это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере гло­бальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испыту­емый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д.

Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сю­жетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправиль­ными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется осо­бенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что умень­шает возможность испытуемого давать желательные ответы, чтобы произвести впечатление.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер, и в боль­шей своей части это предметные или бланковые методики.

Принято различать следующие группы проективных методик:

» методики структурирования: формирование стимулов, прида­ние им смысла;

» методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого;

«методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;

 

методики дополнения: завершение предложения, рассказа, ис­тории;

методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в осо­бо организованных условиях;

• методики изучения экспрессии: рисование на свободную или за­данную тему;

• методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

2.4. Психофизиологические методики

Особый класс психодиагностических методов составляют психо­физиологические методики, позволяющие диагностировать природ­ные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.

Эти методики разрабатывались отечественной школой Теплова-Не-былицыпа и их последователями в рамках научного направления, по­лучившего название «дифференциальная психофизиология». Данные методики имеют ясное теоретическое обоснование — психофизиоло­гическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной сис­темы и их проявлений.

Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной сис­темы, не предопределяют содержания психического. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и по­ведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособно­сти, помехоустойчивости и др.).

Следует обратить особое внимание на одну черту психофизиологи­ческих методик, диагностирующих индивидуальные различия: они ли­шены оценочного подхода к индивиду. Проводя тесты интеллекта или способностей, исследователь дает в конечном счете оценочное заклю­чение: один испытуемый выше или лучше другого, один ближе к норма­тиву, другой дальше. Оценочный подход имеет место и в некоторых личностных тестах, опросниках, правда не во всех, а только в тех, где ставится цель выявить некоторые общепризнанные человеческие до­стоинства или констатировать их отсутствие. Диагностические пси­хофизиологические методики не претендуют на оценку, поскольку нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других — с другими.

При доказательстве диагностической значимости результатов, по­лученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тесто-логии (стандартизация, надежность, валидность).

По своей форме большинство психофизиологичесикх методик яв­ляются аппаратурными: используются как электроэнцефалографы, так и специальная аппаратура. Но в последние два десятилетия были разработаны методики тина «карандаш и бумага» (бланковые методи­ки). Для практического психолога они могут представлять особый интерес, поскольку их можно широко использовать в школьной прак­тике и непосредственно на производстве. Как аппаратурные, так и блан­ковые методики носят индивидуальный характер.

§ 3. Малоформализованные методики

Теперь рассмотрим некоторые методики, которые включаются в по­нятие «малоформализованная диагностика». Как уже говорилось, к чис­лу таких приемов относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов де­ятельности.

3.1. Метод наблюдения

Это старейший метод психологической диагностики. С его помо­щью можно получить обширную информацию о человеке. Он являет­ся незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандарти­зированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия со стороны наблюдаемых и коопе­рирования с ними.

Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения пси­хологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект ис­следования представляет большие трудности для экспериментально­го изучения, чем взрослый человек.

В нашей стране в 20-е гг. наблюдение широко использовалось в ра­ботах М. Я. Басова при изучении поведения детей [15]. Им были раз­работаны методика психологических наблюдений и общие принципы воспитания умения проводить наблюдения у педагогов-психологов. По мнению Б. М. Теплова, методика психологических наблюдений М. Я. Басова была единственной в мировой литературе научной раз­работкой этого метода. Эта оценка до сих пор остается справедливой. Поскольку в этом методе в качестве «измерительного инструмен­та» выстз'пает сам наблюдатель, то очень важно, чтобы он владел тех­никой наблюдений на высоком уровне и в полном объеме. М. Я. Басов проводит резкую грань между обычными наблюдениями педагога за

детьми, которые он осуществляет практически каждый день, и теми наблюдениями, которые можно отнести к разряду научных. По его мнению, в первом случае педагог является «пассивным воспринима-телем» ребенка, его наблюдения случайны, нецеленаправленны, а по­тому нередко поверхностны. Владея же научным методом наблюде­ния, педагог становится в позицию активного наблюдателя, истинного исследователя поведения ребенка, поскольку осуществляет наблюде­ние на основе продуманного плана, тщательной предварительной иод-готовки. Научное наблюдение как психодиагностический метод харак­теризуется:

1) постановкой проблемы;

2) выбором ситуаций для наблюдения;

3) определением психологических качеств или особенностей пове­дения, которые должны стать объектом наблюдения;

4) разработанной системой фиксации и записи результатов.

Другими словами, наблюдение как метод включает: цель наблюде­ния и схему наблюдения.

Цель наблюдения. Наблюдение может носить поисковый и конк­ретный, строго определенный характер. Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы, — получить наиболее полное описание всех свой­ственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком. Такого рода цель М. Я. Басов называет «вообще наблюдать», наблю­дать все, чем проявляется объект, без отбора каких-либо определен­ных его проявлений.

Если цель наблюдения конкретна и определенна, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений. Такое наблю­дение называется исследующим, или выбирающим. Здесь заранее опре­делено предметное содержание наблюдения (что наблюдать) и прове­дено расчленение наблюдаемого на единицы.

Предметное содержание наблюдения может быть достаточно общим, широким, а может быть узким и частным. В качестве примера приве­дем выделенные М. Я. Басовым уровни предметного содержания, ко­торые могут стать целью наблюдения за ребенком. Главная цель — это исследование личности ребенка во всех ее проявлениях. Эта общая цель может распадаться на несколько частных целей:

» наблюдение за развитием личности ребенка;

» наблюдение за его индивидуально-психологическими особен­ностями;

* наблюдение за какой-то одной стороной личности ребенка, на­пример за эмоциональной.

Проводить наблюдения, преследующие узкоограниченные цели, значительно проще и легче (по сравнению с теми, где цель носит об­щий характер), если наблюдатель знает, в каких видах поведения, в каких видах занятий интересующие его стороны могут проявиться. Если же наблюдателю это неизвестно, потребуются специальные ис­следования, чтобы это выявить. И в этом случае целью наблюдения будет не личность ребенка в целом или в частях, а различные виды его деятельности, занятий с точки зрения их психологического со­става. Другими словами, наблюдатель должен выяснить, какие, на­пример, стороны личности можно выявить, когда ребенок рисует, лепит, участвует в строительных играх, подвижных играх, слушает сказки и т. д.

Схема наблюдения. Независимо от того, какой характер носит наблюдение — поисковый или исследующий, — наблюдатель должен иметь определенную программу, схему действий. Схема наблюдений включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания на­блюдаемого явления. Прежде чем наблюдать, надо выделить из общей картины поведения определенные его стороны, отдельные акты, до­ступные прямому наблюдению (единицы поведения), которые и есть единицы наблюдения. Эти единицы поведения в поисковом наблюде­нии могут быть сложнее, в исследующем — проще. Так, например, на­блюдая за поведением вообще, исследователь тем не менее делит его на ряд единиц: моторика, речь, общение, эмоции и т. д. Если же пред­метом наблюдения является только речь ребенка, то единицами могут быть: содержание речи, ее направленность, продолжительность, экс­прессивность, особенности лексического, грамматического и фонети­ческого строя и т. п. Таким образом, единицы наблюдения могут силь­но различаться по величине и сложности выделенного фрагмента поведения, а также по содержанию.

Выбор способов и формы описания наблюдения зависит от того, ка­ков его характер: поисковый или исследующий. Однако имеются не­которые общие требования к записи наблюдения.

1. Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в кото­ром он существовал реально, не подменяя его описанием личных впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя. Другими словами, записывать нужно только то, что происходило и каким образом («фотографическая запись»).

2. Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и ту окружающую обстановку («фон»), в которой он происходил.

3. Запись должна по возможности полно в соответствии с постав­ленной целью отражать изучаемую реальность.

При поисковом наблюдении обычно используются формы записей в виде сплошного протокола или дневника (можно прибегать и к та­ким формам, как кино-, фото-, видеорегистрация).

Сплошной протокол представляет собой обычную форму записи без каких-либо рубрикаций. Он пишется во время наблюдения, поэтому желательно для ускорения записи использовать условные обозначе­ния или стенографию.

Дневник используется при длительных наблюдениях, иногда про­должающихся месяцы и годы. Дневник ведется в тетради с пронуме­рованными страницами и большими полями для обработки записей. Вести запись желательно во время наблюдения. Если это не всегда возможно, то следует хотя бы зафиксировать существенные момен­ты, а подробности — сразу же после окончания наблюдений.

При исследующем наблюдении способ записи существенно отлича­ется от рассмотренного выше. Если в поисковом наблюдении список признаков, единиц поведения открыт и туда могут добавляться все новые и новые признаки, то в исследующем наблюдении часто уже заранее перечислены категории, в которых будет осуществляться за­пись единиц наблюдения. Добавлять в эту систему что-то новое нель­зя. Иногда категории могут содержать только одну единицу наблюде­ния, но чаще всего несколько разных единиц наблюдения относятся к одной категории.

В этом случае наиболее распространенными способами записи наблюдения является запись в символах (пиктограммы, буквенные обозначения, математические знаки и сочетание двух последних) и стандартный протокол, который имеет вид таблицы. Здесь уже не предусматривается содержательное описание единиц поведения, а сра­зу эти единицы подводятся под ту или иную категорию и фиксируют­ся в протоколе наблюдения.

При наблюдении можно пользоваться как качественным описанием событий, так и количественным. Анализ результатов также может быть качественным и количественным. Для того чтобы в какой-то мере умень­шить субъективизм наблюдателя при описании и обработке результа­тов, широко используется психологическое шкалирование. Оно на­правлено на оценку степени выраженности наблюдаемых признаков.

Шкалирование осуществляется в основном с помощью балльных оценок. Степень выраженности признака растет пропорционально ко­личеству баллов в шкале. Обычно используются 3-10-балльные шка­лы. Такие шкалы называются числовыми.

Примеры.

1. Активность 012345

2. Какой интерес проявляет ребенок во время занятий?

• совсем не проявляет (1 балл);

• едва проявляет (2 балла);

• проявляет какой-то интерес (3 балла);

• проявляет большой интерес (4 балла);

• проявляет жгучий интерес (5 баллов).

Другой вариант представляют шкалы прилагательных, которые вы­ражают либо интенсивность, либо частоту исследуемого признака, на­пример:

» общительный: вполне — средне — умеренно — вовсе нет;» пунктуальный: всегда — обыкновенно — средне — иногда — ни­когда.

Применяется и графическая форма шкалы, при которой оценка вы­ражается величиной части отрезка прямой, крайние точки которого отмечают нижний и верхний баллы.

Виды наблюдений. В педагогических и психологических иссле­дованиях применяется широкое разнообразие видов, форм наблю­дений. К числу наиболее распространенных видов можно отнести следующие.

1. Наблюдения хронологические: лонгитюдные, или «продольные» (проводятся в течение длительного времени, обычно несколько лет, и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изу­чения); периодические (проводятся в течение определенных, обыч­но точно заданных промежутков времени); единичные, или одно­кратные (обычно представлены в виде описания отдельного случая).

2. В зависимости от ситуации наблюдения могут быть: полевые (естественные для жизни наблюдаемого условия), лабораторные (объект наблюдается в искусственных условиях) и спровоциро­ванные в естественных условиях.

3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытым или скрытым (например, через стекло Гезелла), наблюдением со стороны и включенным (исследователь является членом группы, полноправным ее уча-

стником). Включенное наблюдение, как и наблюдение со сторо­ны, может быть открытым и скрытым (когда наблюдатель дей­ствует инкогнито).

Перечисленные классификации не противостоят друг другу, и в ре­альном конкретном исследовании могут сочетаться их разные виды.

В заключение нужно еще раз подчеркнуть, что метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инст­рументом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки. Сформулирован ряд правил, при со­блюдении которых эффективность этого метода повышается:

а) проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в разнообразных ситуациях, что позволит отделить слу­чайные совпадения от устойчивых закономерных связей;

б) не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и прове­рять альтернативные предположения относительно той реально­сти, которая стоит за наблюдаемым фактом;

в) не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации;

г) стараться быть беспристрастным;

д) оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдате­лей (не меньше чем два человека), и окончательная оценка долж­на образовываться из их наблюдений, при этом суждения каждо­го из них должны быть независимыми.

Попытки придать этому методу формализованный характер (на­пример, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с по­мощью шкал количественных оценок) также способствуют повыше­нию объективности и достоверности полученной информации. Однако полностью исключить влияние личности экспериментатора на резуль­таты наблюдения все же невозможно.

3.2. Беседа

Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербаль­ной коммуникации.

Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошло­го и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

Было бы ошибкой считать, что беседа — самый легкий для приме­нения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы бе­седа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.

Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и характеру организации.

Одним из наиболее распространенных видов беседы является ин­тервью.

Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, пред­полагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опраши­ваемым).

По форме оно бывает следующим:

» свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика сво­бодная);

* стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, ва­рианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);

Ф частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика бо­лее свободная).

Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизо­ван пая форма интервью, поскольку дает возможность получить сравни­мые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы. Однако следует применять его только тогда, ког­да отвечающий охотно идет на это. В противном случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизованное интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявления непосредственности и искрен­ности отвечающего. Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего.

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диа­гностические и клинические.

Диагностическое интервью — это метод получения информации об­щего содержания, который направлен на «зондирование» различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни во­обще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отно­шения к родителям, братьям и сестрам и т. д. Оно может быть управ­ляемым и неуправляемым (исповедальным).

Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помо­гающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

Определенные трудности в применении метода беседы возникают у специалиста при работе с детьми [51; 155]. В этом случае стандарти­зованное интервью используется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом, и поэтому не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необ­ходимый при проведении беседы. В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его к общению.

В беседе с детьми очень важную роль играет правильно сформули­рованный вопрос. Как уже говорилось выше, вопросы являются ос­новными элементами в структуре беседы. Они чаще всего распределя­ются на три группы:

1) прямые («Ты боишься грозы?»);

2) косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»);

3) проективные («Дети боятся грозы. Ну а как ты?»).

Косвенные и проективные вопросы помогают выявить такие особен­ности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно использовать, чтобы исключить социально желательные ответы.

Проводя беседу, очень важно по отношению к ребенку занять пра­вильную позицию, и больше всего здесь подходят следующие принци­пы недирективной психотерапии:

а) психолог должен создать человеческое тепло, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше устано­вить контакт;

б) он должен принимать ребенка таким, каков он есть;

в) своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмо­сферу взаимного доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;

г) психолог должен тактично и бережно относиться к позиции ре­бенка, он ничего не осуждает, но в то же время и не оправдывает, однако при этом все понимает.

Регистрация ответов не должна нарушать общение и тормозить дет­скую непосредственность. Более предпочтительно использовать запись от руки, чем магнитофонную, поскольку она позволяет сохранить естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка, не сковывает. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как паузы, ин­тонации, тон, темп речи и т. п.

3.3. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)

В психодиагностике существует еще один способ получения инфор­мации о человеке — это количественно-качественный анализ доку­ментальных и материальных источников, позволяющий изучать про­дукты человеческой деятельности.

Под понятием «документальный источник» понимаются:

а) письма;

б) автобиографии; в)дневники;

г) фотографии;

д) записи на кино- и видеопленке;

е) творческие результаты в разных видах искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).

Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и до­статочно точно ее зарегистрировать, был разработан специальный ме­тод, получивший название контент-анализа (буквально «анализ содер­жания»). Впервые он начал применяться начиная с 20-х гг. прошлого столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации. Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материа­лах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчи­тывается частота их употребления. Так, например, в 20-е гг. русский исследователь Н. А. Рыбников в ходе анализа сочинений прослежи­вал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола. Или дру­гой пример: в 80-х гг. Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой проводился контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отече­ственных кинофильмах [108].

Таким образом, основная процедура контент-анализа связана с перево­дом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа и еди­ницы счета, или количественные. Основная трудность при работе с доку­ментальными источниками — умение провести качественный анализ,

т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.

Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определен­ных понятий, суждений, образов и т. п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа.

В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу). Новым этапом в развитии этого метода стала его компьюте­ризация. Особенно широко это используется в США — там разрабаты­ваются стандартные программы анализа разнообразных документов, позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огром­ный объем информации и освободить кодировщиков от утомительно­го ручного способа.

В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто исполь­зуется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвер­гаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при инди­видуальной процедуре. Конкретно контент-анализ может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, методика Роршаха, Завершение предложения), интер­вью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испы­туемого, открытых вопросов анкет и т. п. Так, например, в методиках диа­гностики личностных особенностей (тревожности, невротизма и др.) проводится контент-анализ грамматических и стилистических конструк­ций речи испытуемого: количество «тематических» высказываний (бо­лезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п. Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого.

Следует коротко остановиться еще на одном классе методик. В по­следнее время в западной психологической литературе появился термин «тесты учителя». Под ним подразумеваются не только традиционные тесты учета и контроля школьных достижений, а целенаправленное использование учителем в своей работе малоформализованной диа­гностики. В частности, выделяется умение проводить систематические наблюдения, имеющие своей целью изучение индивидуально-психо­логических особенностей учеников, их поведения. По основательнос­ти разработки тесты учителя далеко отстают от того, что достигнуто в формализованной диагностике. Однако само их появление в психо­диагностической литературе следует рассматривать как одно из про­явлений неудовлетворенности той формалистичностью, которая стала неотъемлемой особенностью психологического диагностирования. Только сочетание формализованных методов диагностики с наблюде­ниями, беседами, тестами учителя и подобными формами изучения обследуемого может дать удовлетворяющий результат.

В заключение хотелось бы отметить, что приведенная в данной главе классификация психодиагностических методик не является исчерпы­вающей. Ее можно расширить за счет использования других принци­пов деления методик на классы. Так, в книге «Общая психодиагностика» дана классификация психодиагностических методик по такому осно­ванию, как наличие или отсутствие оценок выполнения заданий по типу правильно-неправильно [108]. Класс психодиагностических ме­тодик, где ответы испытуемых всегда оцениваются как правильные или неправильные, составляют тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и некоторые личностные тесты действия (напри­мер, Тест замаскированных фигур Уиткина). К классу методик, в ко­торых понятие «правильный или неправильный ответ» не существует, относятся большинство личностных опросников, проективные техни­ки и психофизиологические методики.

Еще одним основанием для классификации методик может быть мера включенности в диагностическую процедуру самого психодиа-пюста и степень его влияния на результаты эксперимента. Этот прин­цип позволяет разделить психодиагностические методики на следу­ющие группы:

1) влияние психодиапюста выражено минимально;

2) влияние психодиагноста выражено максимально;

3) влияние психодиагноста выражено в средней степени (промежу­точное положение между двумя полюсами).

В первую группу входят тесты интеллекта, способностей, до­стижений, многие опросники и психофизиологические методики. В них и процедура эксперимента, и фиксация результатов являются рутин­ной операцией и могут быть доверены лаборанту или компьютеру.

Вторую группу составляют различные виды интервью, бесед, наблюдений. Здесь, напротив, психодиагност своими реакциями, реп­ликами, манерой поведения может создать такие условия работы, в ко­торых получение нужной информации будет затруднено или даже ис­кажено.

В третью группу входят многомерные опросники, опросни­ки с открытыми ответами, проективные техники, в которых велика степень включенности психодиагноста на этапе интерпретации полу-

ченных результатов. Психодиагностическое заключение, которое де­лается на основании этих методик, не свободно от влияния личности диагноста, его профессиональной компетентности.

Перечень оснований для классификации психодиагностических ме­тодик может быть продолжен [см., например, 111].

Вопросы

1. В чем отличие формализованных методик от малоформализо­ванных?

2. Назовите методики, относящиеся к группе формализованных и к группе малоформализованных средств диагностики.

3. В чем отличие тестов от других диагностических методик (опрос­ников, проективной техники и др.)?

4. Какие бывают тесты по форме и по содержанию?

5. Чем отличается научное наблюдение от обычного житейского?

Рекомендуемая литература

Басов М. Я. Избранные психологические произведения. — М., 1975. — С. 29-51.

Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологиче­ской диагностике. — Киев, 1989.

Данилова Е. Е. Беседа как один из методов работы школьного пси­холога // Активные методы в работе школьного психолога. — М., 1990.-С. 96-108.

Краткий психологический словарь. — М, 1985. Носе И. Н. Введение в технологию психодиагностики. — М., 2003. -С. 67-79.

Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столи-на. - М., 1987. - С. 10-13, 46-53.

Общий практикум по психологии. Метод наблюдения. — МГУ, 1985. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. — Ростов-н/Д, 1996.-С. 105-131.

Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. — М., 1981.-С. 35-49.

Психологический словарь. — М., 1983. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.