Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональные аспекты лесопользования






Лесной кодекс РФ и развивающие его акты лесного законодательства РФ подробно регулируют вопросы использования лесов, а также их охраны, защиты и воспроизводства.

Вместе с тем, регулирование ряда лесных отношений осуществляется на региональном уровне.

Так, федеральный законодатель наделил субъекты РФ собтвенными полномочиями, а также передал им значительную часть полномочий РФ по управлению лесным фондом с финансированием в виде субвенций из федерального бюджета.

Разграничение данных полномочий между Законодательным Собранием, Губернатором, Правительством и министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области предусмотрено Законом Оренбургской области от 24.12.2012 N 1309/370-V-ОЗ " О разграничении полномочий органов государственной власти Оренбургской области в сфере лесных отношений на территории Оренбургской области".

Основные полномочия в сфере лесных отношений в соответствии с данным Законом возложены на министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, которое осуществляет:

1) разработку и реализацию государственных программ по сохранению и использованию лесных ресурсов на территории Оренбургской области;

2) разработку и реализацию лесного плана Оренбургской области;

3) проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда;

4) разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях лесного фонда;

5) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;

6) осуществление в рамках переданных полномочий РФ на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах;

7) организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов, на указанных землях;

8) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Оренбургской области;

9) проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

10) подготовку предложений об отнесении лесов к ценным лесам и выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ;

11) организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения;

12) иные полномочия.

Другим направлением регионального нормотворчества в сфере лесных отношений является установление порядка использования лесов гражданами для собственных нужд, что вытекает из статьей 30, 33, 35 и 82 Лесного кодекса РФ.

Закон Оренбургской области от 10.09.2007 N 1505/313-IV-ОЗ " Об установлении порядка использования гражданами лесов для собственных нужд на территории Оренбургской области" предусматривает, что граждане имеют право осуществлять такие виды использования лесов, не относящиеся к предпринимательской деятельности как: 1) заготовка древесины для собственных нужд; 2)заготовка пищевых и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; 3) сбор лекарственных растений для собственных нужд.

Заготовка гражданами древесины в целях отопления, возведения строений и иных собственных нужд осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесного участка.

В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 26.11.2010 N 855-п договор купли-продажи лесных насаждений заключается без проведения аукциона на основании заявления гражданина по решению:

а) министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в отношении лесных насаждений, расположенных: на землях, находящихся в собственности Оренбургской области; на землях лесного фонда;

б) органа местного самоуправления - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.

Договор купли-продажи лесных насаждений заключается в письменной форме на срок до одного года. Государственная регистрация договора купли-продажи лесных насаждений не требуется.

Областное законодательство устанавливает нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд. В расчете на одну семью (одиноко проживающего гражданина) данные нормативы составляют:

1) для строительства жилых домов - до 100 кубических метров один раз в 20 лет;

2) для ремонта или реконструкции жилых домов - до 20 кубических метров один раз в 10 лет;

3) для строительства и ремонта хозяйственных построек - до 20 кубических метров один раз в 10 лет;

4) для отопления жилых домов - до 25 кубических метров на подворье ежегодно.

Граждане имеют право на заготовку древесины для собственных нужд без учета указанной периодичности в пределах установленных объемов в случае утраты или повреждения их имущества вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также противоправных действий третьих лиц, факты которых установлены правоохранительными органами.

Ставки платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (руб./куб.м.) установлены Постановление Правительства Оренбургской области от 18.02.2008 N 64-п.

Для собственных нужд граждан в первую очередь производится отпуск валежной, ветровальной и сухостойной древесины. При этом при заготовке не допускается строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений.

После окончания заготовки, но до окончания срока действия договора купли-продажи лесных насаждений гражданин обращается в уполномоченный орган с просьбой о проведении освидетельствования места рубки и заготовленной древесины. При освидетельствовании проверяется соблюдение лесного законодательства, правила и технологии заготовки, состояние очистки мест рубок, а также соответствие заготовленной древесины объему, указанному в договоре купли-продажи.

Вывозка заготовленной древесины разрешается уполномоченным органом после проведения освидетельствования места рубки и фактически заготовленной древесины.

Заготовленная, но не вывезенная в срок древесина приходуется и реализуется в соответствии с действующим законодательством. Платежи за вырубленную, но не вывезенную в срок древесину гражданину не возвращаются.

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения данным Законом не регулируются и должны быть предусмотрены приказом Минприроды России.

Заготовка гражданами для собственных нужд пищевых лесных ресурсов (дикорастущие плоды, ягоды, орехи и др.), недревесных ресурсов (пней, бересты, кора деревьев и др.), а также лекарственных растений осуществляется свободно (без специального разрешения) и бесплатно.

Вместе с тем, в областном Законе устанавливаются общие и специальные требования заготовки указанных ресурсов и сбора лекарственных растений. Например, к общим требованиям заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд относится запрет гражданам размещать в лесах сушилки, грибоварни, склады и другие временные постройки. Примером специального требования является запрет снимать бересту с деревьев, предназначенных для заготовки фанерного кряжа.

Заготовку древесины гражданами для собственных нужд на основе договоров купли-продажи следует отличать от исключительных случаев заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса РФ также устанавливаются законами субъектов РФ.

Закон Оренбургской области от 11.03.2008 N 1951/411-IV-ОЗ " Об установлении исключительных случаев заготовки древесины и недревесных лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" предусматривает, что к таким исключительным случаям относится заготовка древесины:

1) для строительства, реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

2) при проведении рубок ухода за лесом, санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий в случае, если при размещении государственного и муниципального заказа на охрану, защиту и воспроизводство лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины в границах лесничеств (лесопарка) и в объемах, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), данные мероприятия не учтены.

К исключительным случаям заготовки недревесных лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков данным Законом отнесены случаи заготовки елей, сосны и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами.

Еще одним важным источником лесного законодательства Оренбургской области является Закон Оренбургской области от 10.10.2007 N 1619/342-IV-ОЗ " О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства", принятый в развитие статьи 36 Лесного кодекса РФ.

Законом предусмотрено, что для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства лесные участки предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на основании охотохозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ " Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов ", и договоров аренды лесных участков.

Лесные участки, расположенные в границах охотничьих угодий и предоставленные в аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, используются для размещения объектов охотничьей инфраструктуры, проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также внутрихозяйственного охотустройства.

На лесных участках, предоставленных в аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, также допускается строительство и ремонт лесных дорог и других линейных объектов, необходимых для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Не предоставляются для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства лесные участки, на которых расположены объекты постоянной лесосеменной базы, лесные питомники, лесные плантации, плантации для заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников.Использование гражданами лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется без предоставления лесных участков

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.