Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Культура и личность в развитии общественной жизни




Культура как предмет социологического исследования. Культура — особая качественная характеристика социальной системы. Методологические основы изучения культуры. Основные функции культуры в обществе.

Роль и значение культуры в обществе. Духовная культура — продукт духовного производства и потребления. Основные элементы духовной культуры. Неоднозначность культурного уровня различных социальных общностей. Виды культур: культура общества (национальная культура), культура общностей, культура социальной группы, культура личности. Понятие субкультуры. Социологическое изучение состояния культуры.

Социологический анализ «массовой культуры». Основные черты мас-культа. Роль средств массовой информации в тиражировании образцов «массовой культуры», особое значение телевидения. Интенсификация маскульта но каналам российских массовых коммуникаций. Основные проблемы развития культуры в современной России. Сужение материальной базы культуры. Взаимосвязь культуры и образования.

Понятие «человек», «индивид», «личность». Соотношение биологического и социального в развитии человека. Вопрос о существовании неизменной природы человека. Личность как конкретное выражение сущности человека, как социальное существо, носитель сознания; субъект и объект общественных отношений. Процесс социализации личности, его типы и стадии. Индивидуальность личности. Культура как фактор социализации личности. Социально-психологическая структура личности. Способности, потребности, интересы, ценностные ориентации и механизмы мотивации деятельности личности. Уровни диспозиции и социального поведения. Отраженное и субъективное «я». Самосознание, самооценка, самоуважение личности.

Основные концепции личности. Ролевая концепция Т. Парсонса. Социальные роли и статус личности. Типы ролей, ролевая напряженность и ролевой конфликт. Концепция «зеркального «я» Ч. Кули. Элементы и стадии формирования «зеркального «я». Концепция личности 3. Фрейда. Формы направленности и отношений личности. Проблема типологизации личности.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что изучает социология личности?

2. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?

3. Какие основные макросоциологические подходы к теории личности Вы знаете?

4. Сформулируйте особенности микросоциологического анализа и интерпретации проблемы личности.

5. Каждый ли человек является личностью? Каковы основные факторы ее развития?

6. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности?

7. Что играет ведущую роль в процессе социализации?

8. В чем проявляется самосознание, самооценка и самоуважение личности?



9. Как социологи и социальные психологи описывают механизмы и стадии социализации личности?

10. Чем характеризуется «целостная» личность?

 

Тема 5. Социальные группы

Социальные общности. Понятие «социальная группа». Агрегация. Виды групп. Черты, формирующие группу. Группа социальная, малая. Группы первичные и вторичные. Референтная группа (негативная, позитивная, нормативная, сравнительная). Организованные группы. Однофункциональные группы. Ненасытные («прожорливые») группы. Социальные круги. Диада. Триада. Групповая динамика. Групповое мышление.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная группа?

2. Раскройте сущность групповой динамики

3. В чем специфика социальных кругов в жизни общества?

4. Что собой представляет толпа?

5. В чем отличие агрегации от групп?

6. Каковы разновидности социальных групп.

7. В чем особенности неформальных групп?

8. Почему в современном обществе все большее распространение получает формирование целевых групп?

9. Почему, по Вашему мнению, Л. Козер ввел понятие «прожорливые группы»?

 

Тема 6. Социальные статусы и роли

Приписываемые и достигаемые статусы. Главный статус. Основной статус. Статусный набор (конгломерат статусов). Последовательная смена статусов. Социальные роли. Значение социальной роли. Исполнение роли. Ролевой конфликт. Ролевая напряженность. Ролевой набор.

 

Вопросы для самопроверки

1.Что такое «социальная роль»?

2. Каковы виды обучения ролям?

3. Дайте определение социального статуса.

4. В чем различие между предписанным и достигаемым статусом?



5. Кто ввел в научный оборот понятие «статусный набор»?

6. Каков Ваш статусный набор?

7. Что такое основной статус?

8. В чем проявляется исполнение роли?

9. Когда возникает ролевой конфликт?

10.Что такое ролевая напряженность?

 

Тема 7. Социальный контроль и проблемы девиантного поведения

Понятие социального поведения. Социальные нормы и ценности как регуляторы социального поведения. Социальные нормы: понятие, функции и роль в обществе. Историческая динамика изменений в содержании норм. Типология социальных норм.

Понятие девиации. Девиантное поведение как устойчивое отклонение от нормы. Объективные и субъективные, общие и частные причины отклоняющегося поведения. Латентные и явные функции девиантного поведения. Социологический анализ основных типов девиантного поведения.

Основные теории, объясняющие причины девиантного поведения: биогенетические, психологические, социологические, культурологические. Теории аномии Э. Дюркгейма и индивидуального приспособления Р. Мертона.

Социальный контроль как средство регуляции поведения членов общества. Механизмы социального контроля: внешние, внутренние, косвенные. Понятие санкций. Позитивные и негативные, формальные и неформальные санкции. Физические, экономические и административные санкции. Инструменты социального контроля. Современные тенденции развития системы социального контроля. Правовое регулирование социальной жизни. Проблемы роста преступности и криминализации общества в современной России.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику отклоняющегося поведения.

2. Что такое первичная и вторичная девиация?

3. Опишите индивидуальные и коллективные формы отклоняющегося поведения

4. Назовите основные причины алкоголизма.

5. Докажите, что социальные нормы и ценности выступают регулятором социального поведения.

6. Раскройте типологию социальных норм.

7. Социально-экономические, социальные, политические и духовные причины появления социальных групп отклоняющегося поведения.

8. Есть ли биологические предпосылки криминального поведения?

9. Назовите основные причины и виды криминального поведения.

10. Почему социальный контроль является средством регуляции поведения членов общества? Каков механизм социального контроля? Что такое санкции?

 

Тема 8. Социальная стратификация и социальная мобильность

Социальное структурирование: сущность и принципы. Сущность социальной структуры и ее элементы. Два подхода к анализу социальной структуры: теория классов и теория стратификации. Критерии социальной стратификации. Исторические типы стратификационных систем: классовая, сословная, кастовая, рабство. Стратификационные системы: дифференциация внутри профессий, система престижа профессий, иерархия служебных должностей. Основные концепции социальной стратификации (П. Сорокин, Т. Парсонс).

Макроструктура общества: нации, классы, социальные слои, социально-территориальные общности, региональные группы. Понятие социального статуса. Виды социальных статусов.

Факторы социальной динамики. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Понятие и виды маргинальности. Социальная мобильность и социальная дифференциация общества в современных условиях Особенности становления и развития социальных общностей в российском обществе: неустойчивость социальной структуры, переход к экономическому критерию стратификации, массовая нисходящая мобильность, усиление поляризации общества, расширение нелегальных социальных структур.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику понятий «социальная структура» «социальная дифференциация», «социальная стратификация».

2. Какие социальные состояния описывает социальная стратификация?

3. Раскройте понятие «социальная позиция».

4. Общее и особенное в понятиях «социальная группа» и «социальный слой».

5. Какие типы стратификации Вам известны? Раскройте сущность стратификационных систем.

6. В чем проявляется дифференциация внутри профессии, система престижа профессий, иерархия служебных должностей?

7. Какова специфика социальной стратификации российского общества?

8. Что понимается под социальной мобильностью?

9. Каковы виды групповой обильности? Что является ее причиной?

10. Дайте определение социальной маргинальности. Назовите основные виды маргинальности?

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал