Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 1. Основы здорового образа жизни, физическая культура в обеспечение здоровья.






Проблема здоровья во все времена и эпохи была чрезвычайно актуальной. Всемирная организация здравоохранения под здоровьем понимает состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. Система здравоохранения подходит к здоровью как к состоянию отсутствия болезней. Указанные представления - описательны и не дают конкретных рекомендаций, что нужно делать для обретения здоровья.

В то же время существует следующее понятие (P.M. Баевский): здоровье-способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, взаимодействуя с ними свободно на основании своей биологической, психологической и социальной сущности. В этом определении подчеркиваются три составляющие здоровья: 1) способность адаптироваться, 2) свобода реагирования, 3) сущность человека. Способность адаптироваться, или приспосабливаться, определяется набором приспособительных форм поведения или навыков, свойственных индивидууму, которые получены по наследству или выработаны в процессе жизнедеятельности. Свобода реагирования зависит от внутренних резервов и адекватного восприятия внутренних процессов и внешней среды. Сущность должна обеспечивать два предыдущих аспекта здоровья. Таким образом, здоровье - это сущностное свойство человека сохранять высокую жизнеспособность и свободу в изменяющихся условиях внешней среды, или, коротко, здоровье - это способность жить свободно. Эта способность зависит от резервов организма, набора приспособительных форм поведения и адекватного восприятия. Очевидно, что человек рождается в лучшем случае без болезней, но всегда без здоровья, с одной стороны; здоровье должно формироваться в процессе всей жизни - с другой. С учетом этого возникает необходимость перехода от охраны здоровья к его формированию или воспитанию.

Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни.

 

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в учебном заведении необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляции личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

 

Современное состояние здоровья молодежи.

 

Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве. Рост заболеваемости детей школьного возраста может создать серьезные социальные, экономические и психологические проблемы, как для самих детей, так и для общества в целом.

Состояние здоровья молодежи – стратегическая проблема. По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, общая заболеваемость подростков за последние годы увеличилась на 29, 4%. Молодые люди имеют более низкий уровень здоровья, чем их сверстники несколько десятилетий назад. Уровень психических заболеваний каждые десять лет возрастает на 10-15%. За последние 5 лет количество молодых наркоманов возросло примерно в 3, 5 раза, постоянно растет число регулярно курящих молодых людей: среди подростков их до 20%, студентов – до 60%; свыше 90% подростков в возрасте до 18 лет приобщаются к спиртному.

Доля здоровых детей к окончанию школы не превышает 20-25%, а по данным некоторых авторов 4%. Чаще всего это нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, заболевания органов пищеварения. Многие специалисты рассматривают состояние ОДА как критерий показателя здоровья в целом, поскольку эта патология оказывает воздействие на органы и системы всего организма.

Количество детей с нарушениями осанки за последние 30 лет увеличилось в 3 раза и составляет, по данным разных исследований, от 60 до 80%, то есть в среднем, четыре ребенка из пяти имеют видимые деформации опорно-двигательного аппарата. Распространенность плоскостопия также увеличилась и составляет сегодня в некоторых регионах до 40%.

 

Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни/

 

Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы тем самым условно выделяем два диаметрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.

Каждый человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации болезни люди нередко ведут себя неадекватно своему состоянию, не говоря уж о том, что в случае отсутствия болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования. Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто безусловно данное, как с собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем.

Имеет смысл выделить два типа ориентации (отношений) к здоровью. Первый -- в охране здоровья ориентирован, прежде всего на усилия самого человека, или условно " на себя". Второй преимущественно " вовне", когда усилиям человека отводится второстепенная роль. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья; они являются преимущественно интериалами, которых характеризует склонность приписывать ответственность за результат своей деятельности собственным усилиям и способностям. Ко второму типу относятся лица преимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья, экстериалы, приписывающие ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам, Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан с его личностными свойствами. Отсюда следует, что воспитание адекватного отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленных воздействий.

 

Влияние окружающей среды на здоровье.

 

В настоящее время накоплен обширный научный материал, доказывающий непосредственное воздействие целого ряда факторов окружающей среды (климат, погода, экологическая обстановка) на здоровье человека.

Этим вопросом занимается биометрология (наука, занимающаяся изучением зависимости самочувствия от погоды). " Сезонно" работают и эндокринные железы: зимой основной обмен понижен из-за ослабления их деятельности; весной и осенью повышен, что сказывается на неустойчивости настроения.

На самочувствие оказывает влияние и изменение электромагнитного поля. В магнитоактивные дни обостряются сердечно-сосудистые заболевания, усиливаются нервные расстройства, повышается раздражительность, наблюдается быстрая утомляемость, ухудшается сон.

Установлено, что всплески солнечной активности разогревают внешние слои атмосферы Земли, меняют их плотность и химический состав, мощные потоки заряженных частиц и излучений вторгаются в атмосферу. От этого меняется и сама погода, и реакция на ее изменения у человека.

Экологическая обстановка также влияет на здоровье человека.

Способность приспосабливаться к отрицательным воздействиям различна у людей с разным уровнем здоровья, физической подготовленностью.

У людей с более высоким уровнем физической подготовленности устойчивость организма значительно выше, чем у лиц с низкой общей физической подготовленностью.

 

Наследственность и ее влияние на здоровье.

 

Физическое и психическое здоровье необходимо рассматривать в динамике, а именно как процесс, изменяющийся на протяжении жизни человека. Здоровье во многом зависит от наследственности и возрастных изменений, которые происходят в организме человека по мере развития. Способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов определяется генетическими особенностями адаптивных механизмов и характером их изменений.

Работами генетиков доказано, что при благоприятных условиях поврежденный ген может и не проявить своей агрессивности. Здоровый образ жизни, общий здоровый статус организма могут " усмирить" его агрессивность. Неблагоприятные условия внешней среды почти всегда усиливают агрессивность патологических генов и могут спровоцировать болезнь, которая бы при иных обстоятельствах не проявилась.

Уровень здоровья индивида зависит от генетического " фона", стадии жизненного цикла, адаптивных способностей организма, степени его активности, а также кумулятивного влияния факторов внешней (в том числе социальной) среды.

 

Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные требования к организации ЗОЖ

 

К основным составляющим здорового образа жизни относят:

режим труда и отдыха;

организацию сна;

режим питания;

организацию двигательной активности;

выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;

профилактику вредных привычек;

культуру межличностного общения;

психофизическую регуляцию организма;

культуру сексуального поведения.

Режим труда и отдыха

Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме.

Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

Организация сна

Сон -- обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7, 5--8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Организация режима питания

Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание -- это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами -- белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.

Важным аспектом культуры питания является режим питания, и распределение калорийности пищи в течение суток.

К режиму питания следует подходить строго индивидуально.

При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует за 2--2, 5 ч до и спустя 30--40 мин после их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличить суточную норму потребления поваренной соли с 15 до 20--25 г. Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.

Организация двигательной активности

Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов -- систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином " двигательная активность".

У большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. Это присуще и студентам. Поэтому возникает важнейшая социально-педагогическая задача -- определить оптимальные, а также минимально и максимально возможные режимы двигательной активности.

 

Алкоголизм, наркомания, курение табака.

 

Вредные привычки: алкоголизм, табакокурение, наркомания и токсикомания относятся к одному классу наркотических заболеваний, так как в их основе лежит общий признак — формирование болезненной психической и физической зависимости и потребности в регулярном приеме отравляющего вещества.

Даже табак - далеко не безобидная забава. Согласно Международной классификации болезней, курение рассматривается как «умственное поведенческое расстройство, обусловленное использованием психоактивных соединений». Одно из обязательных последствий приема указанных выше наркотических средств—нарушение сознания.

Разумеется, выпивая первую рюмку водки, закуривая первую сигарету или пробуя первый наркотик, люди никак не предполагают сойти с ума. Они только хотят получить удовольствие. И в неведении впадают в самый страшный и губительный обман, который ломает их жизнь.

Алкоголь - это не что иное, как особая разновидность наркомании. Но в отличие от прочих наркотических веществ и даже от никотина, алкоголь, как один из необходимых промежуточных продуктов обмена веществ, присутствует в организме любого человека - даже самого закоренелого трезвенника. Хотя это не повод спокойно потреблять спиртное в диких дозах, потому что обычно его количество в крови ничтожно (примерно 0, 3 промилле - десятых долей процента). Для достижения хотя бы легкой стадии опьянения это количество должно возрасти раза в три-четыре, а для тяжелой стадии - в десять и более раз. Кстати, далее не хотелось бы употреблять слова " алкогольное опьянение" - точнее было бы сказать " степень отравления алкоголем", или алкогольная интоксикация. Потому что алкоголь в дозах, превышающих естественную потребность, откровенно отравляет организм. Причем иногда даже и с летальным исходом.

Зачем же людям употреблять этот яд? Затем, зачем и все остальные наркотики. Легкая степень алкогольной интоксикации (то, что в обиходе называется " слегка под мухой") может быть приятна точно так же, как и легкая степень отравления любыми психотропными препаратами (мозг стал тупее, а жизнь показалась легче и прекраснее). У человека в этом состоянии прежде всего начинается неадекватное восприятие мира. В частности, он не способен прогнозировать события и не видеть возможной опасности. Именно поэтому опасны пьяные водители: они видят только то, что у них перед носом. Кстати, пьяного за рулем легко вычислить по его неадекватным действиям.
То есть человек употребляет алкоголь (как самый доступный из наркотиков) затем, чтобы опять же уходить от своей реальной жизни, которая ему чем-то неприятна. Чем именно - разбираться некогда, проще выпить. Таким образом он прячется от своих проблем один раз, два, три… А дальше появляется угроза возникновения наркомании по алкоголю. Важный признак начавшейся алкогольной болезни - постоянный дискомфорт на трезвую голову.
Действие любого наркотика состоит из двух фаз. В первой нарушается собственно работа мозга, появляется эйфория. Во второй фазе мозг начинает выздоравливать, избавляясь от ядовитых веществ, но из остального организма последствия воздействия яда еще не устранены, и выздоравливающий мозг начинает ощущать эти неприятные " разрушительные последствия". (Конечно, у каждого наркотика есть свои, особые механизмы, но принцип для всех общий). Вот человек и чувствует после обильного возлияния, что у него и " головка бо-бо", и " в ротике бяка" - это и есть то, что у наркологов называется абстинентным синдромом, а у обывателей - похмельем. И принятие новой порции алкоголя оказывает " целительное действие" только потому, что снова отключает мозг. А дальше получается замкнутый круг: потому что последствия " опохмелки" зачастую снова приходится снимать очередной дозой " анестезии". Потом - еще. И этот процесс нередко переходит в состояние, именуемое " запой".

Принятый алкоголь быстро всасывается и поступает в кровь. Из крови алкоголь поступает в ткани, где распределяется неравномерно. Поскольку он хорошо растворяется в липидах – жироподобных веществах, которыми богаты нервные клетки, – то наибольшее его накопление происходит в головном мозге. Именно эти клетки и гибнут в первую очередь.

Под действием алкоголя происходит повышение вязкости крови, изменения эритроцитов и тромбоцитов. В результате нарушается прохождение крови по мельчайшим кровеносным сосудам (капиллярам), пронизывающим внутренние органы, а значит ухудшается доставка кислорода и питательных веществ, появляется склонность к образованию тромбов. Этот процесс происходит по всему организму, но особенно чувствительны к недостатку кислорода жизненно важные органы – головной мозг, сердце. Число отмирающих клеток зависит от количества алкоголя. У систематически пьющего человека с годами наблюдается заметное уменьшение объема мозга (сморщенный мозг). Выпадение целых структур головного мозга, в результате массовой гибели нейронов, приводит к дезорганизации его работы и развитию энцефалопатии, которая проявляется нарушением памяти и внимания, раздражительностью, бессонницей. В первую очередь страдают участки коры больших полушарий головного мозга, ответственные за высшие функции человека: нравственность, память, творческие способности.

Хорошо известны случаи алкогольного поражения сердечно-сосудистой системы, которое может протекать с болями в области сердца, ухудшениями ЭКГ, нарушениями ритма (синдром «праздничного сердца») и тяжелой сердечной недостаточностью. При алкогольном абстинентном синдроме аритмии – наиболее частая причины острой сердечно-сосудистой недостаточности и смерти. Характерным симптомом алкогольной болезни является преходящая артериальная гипертензия. Полагают, что у 25-30 % мужчин среднего возраста причиной легкой или умеренной гипертензии является регулярное употребление алкоголя. У большинства больных алкоголизмом имеется поражение легких. Оно тесно связано с нарушением функции печени, снижением иммунитета и непосредственным повреждением ткани легких из-за постоянного выделения алкоголя легкими. Уже на ранних стадиях алкоголизма появляется нарушение функции печени. Нарушение окисления жиров и изменение их внутриклеточного перераспределения в печеночных клетках приводит к возникновению жировой дистрофии печени. У алкоголиков, как правило, увеличивается печень, а со временем возникают и более выраженные ее изменения – алкогольный гепатит и цирроз. У тучных алкоголиков морфологические признаки поражения печени появляются в 2-3 раза быстрее, чем у лиц пониженного питания. Хроническое токсическое повреждение поджелудочной железы и желудка влечет за собой формирование хронического панкреатита, язвенной болезни.

Поражение костной и мышечной тканей отражают системные нарушения белкового обмена при хроническом алкоголизме. Постепенно развивается остеопороз, который часто приводит к переломам костей, в том числе при черепно-мозговых травмах. Алкогольное поражение мышечной ткани наблюдается у 2/3 больных хроническим алкоголизмом и является самостоятельным заболеванием. Оно проявляется слабостью, дряблостью мышц и снижением массы мышечных групп плечевого пояса. Особенно заметной является потеря мышечной массы нижних конечностей, которая может достигать 30% и более от исходной массы мышц.

Алкоголизм разрушает репродуктивную систему, вредно влияя на яички и яичники. При ежедневном приеме более 72 г этанола в сутки у мужчин-алкоголиков происходит постепенная феминизация (гинекомастия, оволосение и распределение жира по женскому типу), связанная с ускорением инактивации тестостерона в печени и образования в ней женских половых гормонов – эстрогенов. При злоупотреблении алкоголем нарушается также и половая потенция, что связано со снижением условных и безусловных рефлексов, вследствие тормозного действия на подкорковые центры. У женщин наблюдаются расстройства регулярности менструального цикла. При приёме спиртных напитков во время беременности высока вероятность рождения ребенка с врожденными дефектами (в том числе – формирование генетически детерминированной склонности к алкоголизму). Более 90% детей, страдающих психическими и физическими расстройствами, – это дети пьющих родителей.

Злоупотребление алкоголем, по данным Всемирной организации здравоохранения, является третьей по частоте (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний) причиной смертности в современном мире. Алкоголики и пьяницы живут в среднем на 15–20 лет меньше, чем люди непьющие. Риск самоубийства у людей, страдающих этим заболеванием, в десятки раз выше, чем у обычных людей.

Можно выделить два основных класса проблем, связанных с неумеренным потреблением алкоголя, – негативные последствия для самого пьющего (разрушение его здоровья и личности); негативные последствия для общества в целом (усиление связанных с пьянством социальных проблем.

Проблемы самого пьющего – это: утрата самоконтроля, агрессивность, несчастные случаи, переохлаждение или перегрев по неосторожности, арест за пребывание в нетрезвом виде в общественных местах, отравление алкоголем, повышенный риск развития цирроза печени, некоторых видов рака и сердечно-сосудистых заболеваний, недостаточность питания, долговременные функциональные расстройства и утрата самоконтроля, несчастные случаи, потеря трудоспособности, развитие алкоголизма и ранних психозов и т.д. Проблемы окружения пьющего – это увеличение конфликтов в семье и ее разрушение, рост материальных трудностей и преступности.

Круг проблем для общества включает нарушения общественного порядка, дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи на производстве, снижение производительности труда, прогулы, а также экономический ущерб, вызванный расходами на лечение, пособия по нетрудоспособности, на борьбу с преступностью, связанной с алкогольным опьянением.

 

Наркомания. Последствия наркомании губительным образом сказываются как на физическом состоянии зависящих людей, так и на их психике. Среди всех медицинских последствий наркологической группы заболеваний обращают на себя внимание типичные изменения личности больных. Так, в процессе употребления наркотических веществ по прошествии некоторого времени возникают обеднение и ослабление психики, уменьшение жизненных потенциалов, интересов и утрата каких-либо эмоций.

На самом первом этапе приобщения к наркотикам у человека доминируют так называемые аффективные нарушения, которые характеризуют трансформацию личности в сторону эмоциональной шаткости, увеличенной чувствительности, склонности к неадекватному реагированию на окружающее. Надо сказать, что в процессе заболевания субъективные личностные характеристики с течением времени сглаживаются и нивелируются, пациенты начинают все больше становиться похожими друг на друга.

Поведение наркоманов, главным образом, характеризуется психопатическими нарушениями, которые проявляются лживостью, депрессией, потерей чувства долга, самокритики, ненадлежащее отношение к последствиям наркомании. Таким образом, начинает развиваться психопатическая деградация личности, заставляющая человека все свои мысли и силы ориентировать на наркотик.

Формирование такого рода расстройств отмечается практически во всех случаях приема наркотических средств. Особенно быстро это возникает у больных, которые вдыхают испарения органических растворителей, т. е. токсикоманят. Особо явные нарушения психики наблюдаются при злоупотреблении барбитуратами и остальными седативными средствами. На последних ступенях данных форм наркомании созревает состояние приобретенного слабоумия. На последней стадии по скорости формирования психоорганического синдрома располагаются больные, которые чрезмерно увлекаются применением средств, приготовленных из эфедрина и эфедринсодержащих смесей. У больных, использующих средства с коноплей, и у больных, страдающих опийной и героиновой наркоманией, расстройства интеллектуального типа формируются в течение более длительного времени.

Среди тяжелых медицинских последствий наркомании и токсикоманий необходимо выделить повышенную склонность к самоубийствам. Согласно статистическим данным, у наркоманов и токсикоманов. По сравнению с нормальными людьми, данный риск увеличен в 5—20 раз. У больных отмечаются настоящие самоубийственные тенденции: они причиняют себе тяжелые телесные повреждения (как правило, порезы), однако чаще они делают это с показной целью либо чтобы устранить напряжение на высоте аффекта, т. е. при виде крови наркоман успокаивается.

К особо распространенным последствиям наркомании можно отнести различные инфекции, которые появляются из-за несоблюдения правил гигиены и асептики: гепатиты В и С, СПИД и заражения крови. Практически у всех больных, применяющих наркотики, печень увеличена и болезненна при прощупывании, отмечаются различные нарушения со стороны нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, патологические процессы почек.

Одним из немаловажных и значимых показателей тяжести последствий наркомании становится преждевременная смертность, которая проявляется в различных несчастных случаях, суицидах, интоксикациях вследствие передозировки, насилии, травмах, а также различных соматических заболеваниях. Средний возраст умерших составляет всего 36 лет.

Ко всему прочему, последствия наркомании сказываются и на трудоспособности: наркоманы не работают, занимаются криминалом, пытаясь всеми способами достать заветную дозу. Также, согласно статистике, семьи, где один из членов семьи является зависимым от наркотиков, распадаются.

Курение приводит к выраженным изменениям внутренних органов; чаще всего поражаются органы дыхания, сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт. От рака лёгких гибнет больше людей, чем от любого другого вида рака. По современным данным учёных из США, порядка 90 % случаев рака лёгких связаны с курением в анамнезе. Курильщики болеют раком лёгких в несколько раз чаще, чем некурящие Курение также увеличивает вероятность и других видов рака, в частности рака пищевода и рака полости рта.

Кроме рака лёгких, курение вызывает также эмфизему лёгких — хроническое заболевание, связанное с необратимой дегенерацией лёгочной ткани. Помимо этого, курение увеличивает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, в частности инфаркта. Курение также увеличивает вероятность рака лёгких у окружающих (т. н. пассивное курение). В США в середине 1990-х годов погибало от пассивного курения по 3000 человек в год. Согласно некоторым данным, среднее уменьшение продолжительности жизни у курильщиков составляет 10 лет.

 

К негативным последствиям курения относятся жёлтые зубы, неприятный запах изо рта, неприятный запах от волос, неприятный вкус во рту по утрам. По некоторым данным, курение усиливает алкогольное опьянение в полтора-два раза.

 

Режим в трудовой и учебной деятельности.

 

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:
- сон;
- пребывание на открытом воздухе (прогулки);
- воспитательная и учебная деятельность;
- игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
- самообслуживание, помощь семье;
- приемы пищи;
- личная гигиена.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне людей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. Полноценный ночной сон важен так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Время сна в зависимости от возраста рекомендуется в пределах от 8 до 9 часов.

Пребывание на открытом воздухе(прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности.

В соответствии с периодами подъема и спада активности должен строиться и режим обучения школьника. Основными составляющими режима должны быть занятия, которые регламентируются учебным планом, и домашние занятия по подготовке к урокам. В настоящее время санитарными правилами установлена следующая предельная нагрузка – 36 - 40 часов (10 – 11 класс, 1 курс)

К учебным видам деятельности относится подготовка домашних заданий. Целесообразно приступать к их выполнению после полутора-двухчасового отдыха на открытом воздухе.

Приемы пищи и личная гигиена являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. В понятие режим питания входит строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними, рациональная в физиологическом отношении кратность приемов пищи, правильное распределение количества и качества пищи по приемам. При несоблюдении интервалов между приемами пищи нарушается нормальная желудочная секреция, снижается аппетит.

Так же необходимо уделять внимание чередованию труда и отдыха.

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы " износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека. Для работника важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т.п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека (" контрастный" принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья.

Для формирования правильного режима труда и отдыха необходимо знание значения физической культуры и спорта в применении к этим режимам.

 

Производственная гимнастика

 

Особое место в оптимизации режима труда и отдыха принадлежит производственной гимнастике. Богатый опыт сотен предприятий, многочисленные научные исследования, проведенные за последние два десятилетия, как на производстве, так и в лабораториях, утверждают неоспоримую пользу введения рационально организованной производственной гимнастики в режим труда на различных участках современного производства.

Большое практическое значение производственной гимнастики видно в том, что она способствует ускорению вхождения в работу в начале рабочего дня (вводная гимнастика) и предупреждает снижение работоспособности в конце первой половины рабочего дня и в последних часах работы (физкультурная пауза и физкультминуты). В этом и физиологичен смысл «острого» влияния вводной гимнастики. В середине и в конце рабочего дня применение комплексов физических упражнений физкультурной паузы и физкультурной минуты направлено на ускорение и углубление отдыха во время регламентированных перерывов. В этом физиологический смысл «острого» действия физкультурных пауз и физкультминуток.

 

Вводная гимнастика

 

Цель вводной гимнастики заключается в том, чтобы посредством выполнения определенным образом подобранных гимнастических упражнений в течение 4--5 мин. ускорить протекание физиологических процессов и тем самым создать состояние большей готовности к работе, ускорить и оптимизировать проявление РДС.

Вводная гимнастика должна быть направлена на совершенствование функционирования соответствующего стереотипа деятельности нервных центров. В комплексе упражнений вводной гимнастики целесообразно применять такие упражнения, которые были бы близки к действиям, выполняемым во время работы. Поэтому перед применением вводной гимнастики необходимо хорошо изучить выполняемую на данном производственном участке работу и подобрать упражнения, ускоряющие проявление функций тех органов и систем, которые играют ведущую роль в процессе данного конкретного вида труда. В частности, в вводной гимнастике целесообразно применять упражнения с возрастающим темпом движений - от медленного до умеренного и от умеренного до повышенного. При этом для обеспечения быстрого усвоения производственного рабочего места рекомендуется в вводной гимнастке развивать несколько превышающий средний темп работы.

При построении комплексов вводной гимнастки (как комплексов физкультурной паузы) рекомендуется учитывать следующие стороны трудовой деятельности:

1. рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);

2. рабочие движения (быстрые или медленные, напряженные или ненапряженные, с большой амплитудой или силой, симметричные или асимметричные, однообразные или разнообразные и т. п.);

3. характер трудовой деятельности (точность движений, повторяемость движения, быстроту реакций, напряженность и концентрацию (внимания, нагрузку на органы чувств, психическую и мышечную нагрузку, монотонность труда, сложность и интенсивность мыслительных процессов);

4. степень и характер утомления по субъективным показателям (рассеянное внимание, ощущение болей в мышцах, головная боль, раздражительность и т.п.);

5. наличие людей, занимающихся производственной гимнастикой, имеющих отклонения в здоровье (для них целесообразно подобрать специальный комплекс с учетом отклонений в здоровье, не забывая при этом задач производственной гимнастики).

Для рационального подбора упражнений необходимо правильно изучить рабочие движения: их форму, число повторений, темп и ритм, характер участия в работе определенных мышечных групп (степень развиваемых ими усилий, взаимодействие друг с другом и т. п.). Такой анализ позволяет определить умеренную нагрузку на те мышечные группы и нервные центры, которые будут заняты в последующей трудовой деятельности. При составлении комплексов вводной гимнастики и физкультурной паузы целесообразно учитывать следующие основные принципы:

1) соответствие содержания комплексов задачам конкретной формы производственной гимнастики;

2) разностороннее воздействие комплексов на организм занимающихся;

3) соответствие применяемых упражнений особенностям занимащихся и условиям проведения занятий;

4) взаимодействие упражнений в комплексе гимнастики;

5) соответствие нагрузки подготовленности занимающихся;

6) необходимость физического совершенствования занимающихся.

Исходя из этих принципов в общем случае в комплекс вводной гимнастики следует включать следующие группы упражнений:

I. Ходьба.

II. Упражнения на поддерживание с глубоким дыханием.

III. Упражнения для мышц туловища и плечевого пояса (наклоны, повороты туловища с большой амплитудой и активными движениями рук).

IV. Упражнения на растягивание мышц ног, а также упражнения общего воздействия (полу шпагаты, приседания, бег на месте, подскоки).

V. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса (на растягивание и мышечное усилие, для сохранения хорошей осанки).

VI. Упражнения на точность движений и концентрацию внимания.

Коллективное выполнение упражнений в общем режиме и темпе помогает сосредоточить внимание, поднимает настроение и улучшает самочувствие. Первое упражнение должно быть организующим. Обычно - это ходьба в среднем темпе под бодрую музыку. Второе упражнение--потягивание с глубоким дыханием--выполняется в медленном темпе. Общая нагрузка от упражнений не должна вызывать чувства усталости. Для этого необходимо соблюдать определенные правила:

1. Во время выполнения упражнений занимающиеся должны испытывать чувство доступной мышечной работы, посильной и приятной.

2. Необходимо создавать легкое тонизирующее состояние основных работающих мышечных групп.

3. Заканчивать вводную гимнастику рекомендуется двумя упражнениями, одно из которых снимает излишнее возбуждение, другое помогает настроиться на предстоящую производственную деятельность. Последнее упражнение - на совершенствование точности движений и концентрацию внимания - выполняется в темпе предстоящих рабочих движений.

4. После выполнения всего комплекса упражнений у занимающихся не должно появляться желание отдохнуть.

 

 

Личная гигиена и закаливание.

 

Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. В полном объеме они выполняются только при здоровой и чистой коже. Кожа способна к самоочищению. С чешуйками, секретом сальных и потовых желез удаляются различные вредные вещества. Мыть тело под душем, в ванной или бане рекомендуется не реже одного раза в 4-5 дней. После занятий физическими упражнениями необходимо принимать теплый Душ и менять нательное белье.

Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а ее гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деятельностью, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Поэтому спортивная одежда изготавливается из эластичных хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению.

Дополнительные гигиенические средства включают гидропроцедуры, массаж, самомассаж и направлены на ускорение восстановления работоспособности. Душ оказывает температурное и механическое воздействие на организм: горячий и продолжительный душ понижает возбудимость, повышает интенсивность обменных процессов. Теплый душ действует успокаивающе. Кратковременные холодные и горячие души повышают тонус мышц и сердечно-сосудистой системы. Контрастный душ - эффективное средство восстановления работоспособности.

С методикой проведения различных видов массажа и гигиенических процедур можно ознакомиться на практических занятиях и изучая специальную литературу.

Гигиенические основы закаливания. Закаливание - важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их. Закаливание может быть специфическим (повышается устойчивость к определенному фактору) и неспецифическим (повышается общая устойчивость к ряду факторов).

Закаливание воздухом. Воздух влияет на организм своей температурой, влажностью и скоростью движения. Дозировка воздушных ванн осуществляется или постепенным снижением температуры воздуха, или увеличением длительности процедуры при одной и той же температуре. Сигналами неблагоприятного воздействия на организм при теплых ваннах являются - резкое покраснение кожи и обильное потоотделение, при прохладных и холодных - появление " гусиной кожи" и озноб. В этих случаях воздушная ванна прекращается. Холодные ванны могут принимать лишь хорошо закаленные люди и только после врачебного обследования.

Закаливание солнцем. Солнечные ванны. Каждый вид солнечных лучей оказывает специфическое действие на организм. Световые лучи усиливают протекание биохимических процессов в организме, повышают его иммунобиологическую реактивность. Инфракрасные лучи оказывают тепловое воздействие, ультрафиолетовые имеют бактерицидные свойства, под их влиянием образуется пигмент меланин, в результате чего кожа приобретает смуглый цвет - загар, предохраняющий организм от избыточной солнечной радиации и ожогов. Ультрафиолетовые лучи необходимы для синтеза в организме витамина Д, без которого нарушается рост и развитие костей, нормальная деятельность нервной и мышечной систем. Ультрафиолетовые лучи в малых дозах возбуждают, а в больших - угнетают ЦНС, могут привести к ожогу. Если после приема солнечных ванн вы бодры и жизнерадостны, у вас хороший аппетит, крепкий, спокойный сон, значит, они пошли вам на пользу. Если вы становитесь раздражительным, вялым, плохо спите, пропал аппетит, значит, нагрузка была велика и нужно на несколько дней исключить пребывание на солнце, а в дальнейшем сократить продолжительность солнечных ванн.

Закаливание водой - мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха.

Обтирание - начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, руки, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. Обливание -следующий этап закаливания. Душ - еще более эффективная водная процедура.

Для закаливания рекомендуется наряду с общими применять и местные водные процедуры. Наиболее распространенные из них - обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма. Обмывание стоп проводится в течение всего года перед сном водой с температурой вначале 26-280С, а затем снижая ее до 12-150С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения. Полоскание горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23-250С, постепенно каждую неделю она снижается на 1-20С и доводится до 5--100С.

Гидропроцедуры.

Гидротерапия-лечение водой. Этот метод оздоровления пришел к нам из глубины веков и, вероятно, является самым древним из всех методов лечения. Магическая сила воды снимает накопившуюся усталость, избавляет от заболеваний и стрессов, повышает защитные силы организма.

С помощью бани (парной) можно существенно повысить уровень здоровья, омолодить и неплохо очистить организм.
Кожа является самым большим и очень важным человеческим органом. Её площадь колеблется от 1, 5 до 2, 2 кв. метров. Каждый день через кожу выделяется до 600 граммовжидкости. Вместе с жидкостью, конечно же, выходят и почти все находящиеся в ней вещества, - в том числе отработанные. К выделяемым через кожу веществам относятся шлаки, соли, радионуклиды и многое другое. Таким образом, если мы значительно увеличим потоотделение, а следовательно и выброс вредных веществ и, вместе с тем, будем пополнять организм совершенно чистой водой, то все жидкости нашего тела (кровь, лимфа, клеточная жидкость) станут значительно более чистыми. Мы, с помощью бани, заметно очистим организм и повысим уровень здоровья.

Очень большое количество болезней связанных с загрязнением организма вылечивается с помощью бани. В последнее время даже наркоманию стали лечить парной.

 

Массаж.

 

Массаж в качестве исцеляющего приёма использовали ещё первобытные люди. Возможно, поглаживание, растирание больных частей тела сначала было чисто инстинктивным. Но позже это вылилось в целую технику массажа, множество направлений, которые по сей день позволяют людям избавиться от многих проблем. Массаж производится рукой массажиста либо с помощью специальных аппаратов. Все знают, что массаж полезен, но не всем известно, какое именно действие оказывает массаж на человеческий организм и за счёт чего происходит исцеление.

Массаж может оказывать успокаивающее влияние на организм. Дело в том, что мышцы, находящиеся в расслабленном состоянии, не расслаблены до конца. Всегда есть мышечные волокна, которые напряжены. И расслабление одних мышц происходит за счёт сокращения антагонистов - мышц, выполняющие работу в противоположном направлении. Постоянное напряжение мышц приводит к гипертонусу - повышенному тонусу мышц, что часто бывает у спортсменов. В этом случае мышцы нуждаются в ритмичном поглаживании, медленном растирании в течение долгого времени. Цель успокаивающего массажа - освободить мышцы привести их к нормальному тонусу.

Массаж может оказывать на мышцы тонизирующее действие. Цель такого массажа усиление процессов возбуждения в центральной нервной системе. В тонизирующем воздействии нуждаются мышцы, страдающие от гипотонуса (пониженного тонуса). Такие мышцы обычно вялые, дряблые. Мышцы с пониженным тонусом характерны для людей, ведущих малоподвижный образ жизни в связи с различными заболеваниями, травмами. Тонизирующий массаж проводится глубоким энергичным разминанием, потряхиванием, похлопыванием, поколачиванием.

Для восстановления работоспособности мышц после травм и перенапряжений большое значение имеет трофическое действие массажа. Трофический массаж усиливает кровоток, что приводит к быстрой насыщаемости клеток кислородом. Энерготропное действие массажа выражается в повышении работоспособности мышц и нервных окончаний. Нервные узелки раздражаются за счёт повышения образования ацетилхолина. Выделяется гистамин, расширяющий сосуды мышц. Активизируется биоэнергетика мышц, улучшается обмен веществ. За счёт повышения температуры мышечных волокон, ускоряются ментативные процессы, мышцы сокращаются быстрее.

Большое влияние на организм оказывает массаж, направленный на восстановление функций. Цель такого массажа - регуляция динамики нервных процессов в больших полушариях головного мозга. Неправильная работа мышц часто обусловлена торможением или излишним возбуждением в нервной системе. Во время массажа в зоне двигательного анализатора появляется очаг возбуждения, который подавляет застойные явления в коре головного мозга. Нормализующий массаж имеет большое значение при восстановлении после травм, лечении атрофий. Разновидностью такого массажа является сегментарно-рефлекторный массаж, успешно применяемый при заболеваниях сердца, лёгких, печени, половой сферы, при гипертонической болезни.

 

Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.

 

Статистически доказано, что здоровый, физически подготовленный человек меньше подвержен случайным и профессиональным травмам в силу хорошей реакции, достаточных скоростно-силовых возможностей. У него более высокая устойчивость против заболеваний, проникающей радиации.

Основная задача физических упражнений профилактической направленности - повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов труда. К ним относятся: перенапряжение, возникающее при тяжелом физическом труде; гипокинезия - ограничение количества и объема движений; монотония, связанная с выполнением одинаковых операций, с непрерывной концентрацией внимания (именно в этом состоянии, подобном полудреме, увеличивается вероятность травматизма); рабочая поза, которая становится причиной целого ряда неблагоприятных отклонений (заболевание органов малого таза, кифозы, сколиозы, ослабление мышц живота и др.); по­вышенная нервно-эмоциональная напряженность труда, вибрация и укачивание, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия (запыленность, загазованность, плохое освещение).

Чтобы снизить эти неблагоприятные воздействия, в свободное время проводится так называемая профилактическая гимнастика. Это комплекс упражнений, подобранных для профилактики неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения профессионального травматизма. Количество упражнений, темп их выполнения, продолжительность комплекса в каждом отдельном случае различные.

Групповые занятия профилактической гимнастикой могут проводиться в обеденный перерыв или сразу после окончания работы в специальных помещениях.

В качестве примера приводим упражнения непосредственного воздействия, предложенные профессором В.Э. Нагорным для тренировки сосудов головного мозга:

1. Движения головой (наклоны, поворот, кружения).

2. То же в сочетании с движениями рук.

3. Принять позы, при которых голова оказывается ниже других час­тей тела (подъем ног лежа на спине, «велосипед», стойка на лопатках, локтях, голове).

4. Быстрые перемещения головы с возникновением сил инерции («рубка дров», качательные движения туловищем).

5. Сгибание позвоночника в области шеи, груди (заведение ног за голову в положении лежа на спине).

6. Интенсивное дыхание через нос, резкое сокращение диафрагмы (бег, передвижение на лыжах и т.п.), дыхание только через нос («рубка дров» с интенсивным выдохом).

7. Приемы массажа и самомассажа, включающие несильное постукивание пальцами по голове.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.