Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие мышления






 

Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. В практическом аспекте развитие интеллекта традиционно рассматривается в трех направлениях: филогенетическом, онтогенетическом и экспериментальном.

 

· · Филогенетический аспект предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества.

· · Онтогенетический аспект включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости.

· · Экспериментальный подход к решению этой же проблемы ориентирован на анализ процесса развития мышления в особых, искусственно созданных условиях, рассчитанных на его совершенствование.

 

Один из наиболее известных психологов современности, швейцарский ученый Ж. Пиаже предложил теорию развития интеллекта в детстве, которая оказала большое влияние на современное понимание его развития. В теоретическом плане он придерживался мысли о практическом, деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций.

 

Теория развития мышления ребенка получила название “операциональная”. Операция, по Ж. Пиаже, представляет собой “внутреннее действие, продукт преобразования внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость”.

 

В развитии операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделил следующие четыре стадии:

 

· · Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребенка от рождения до двух лет. Она характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.

· · Стадия операционального мышления (от 2 до 7 лет). На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. Стадия конкретных операций с предметами, формируются наглядные представления.

· · Стадия конкретных операций с предметами. Характерна для возраста от 7 до 12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.

· · Стадия формальных операций (12-15 лет) Характеризуется способность ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое.

 

В нашей стране наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П.Я. Гальпериным. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Ранее это положение получило разработку во французской психологической школе (А. Валлон) и в трудах В. Пиаже.

 

П.Я. Гальперин внес в соответствующую область исследований новые идеи. Им разработана теория формирования мышления, получившая название концепции планомерного формирования умственных действий, определил условия, обеспечивающие их наиболее полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными свойствами.

 

Процесс формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину, представляется следующим образом:

 

· · Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями, которым оно в конечном счете должно будет соответствовать. Это ознакомление есть ориентировочная основа будущего действия.

· · Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами. Освоение этого внешнего действия идет по всем основным параметрам с определенным типом ориентировки в каждом.

· · Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи.

· · Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком “про себя”.

· · Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями, с ухода действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков.

 

Особое место в исследованиях, посвященных развитию мышления, принадлежит изучению процесса формирования понятий. Он представляет собой высший уровень сформированности речевого мышления, а также и высший уровень функционирования как речи, так и мышления, если их рассматривать в отдельности.

 

Образование понятий – результат длительный, умственной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Образование понятий у индивида своими корнями уходит в глубокое детство. Л.С. Выготский и Л.С. Сахаров были одними из первых ученых-психологов в нашей стране, кто детально исследовал этот процесс. Они установили ряд стадий, через которые проходит образование понятий у детей.

 

Методика “двойной стимуляции” сводится к следующему. Испытуемому предлагается два ряда стимулов, которые выполняют различную роль по отношению к поведению: один – функцию объекта, на которой направлено поведение, а другой – роль знака, с помощью которого поведение организуется.

 

С помощью этой методики было установлено, что формирование понятий у детей проходит через три основные ступени:

 

· · Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом. Эта ступень в свою очередь распадается на три этапа: выбор и объединение предметов наугад, выбор на основе пространственного расположения предметов и приведение к одному значению всех, ранее объединенных предметов.

· · Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков. Комплексы такого рода имеют четыре вида: ассоциативный, коллекционный, цепной, псевдопонятие.

· · Образование настоящих понятий. Здесь предполагается умение ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, которым они принадлежат. Эта ступень включает следующие стадии: стадия потенциальных понятий, на которой ребенок выделяет группу предметов по одному общему признаку; стадия истинных понятий, когда абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков для определения понятия, затем они синтезируются и включаются в соответствующее определение.

 

Синкретическое мышление и мышление в понятиях-комплексах характерны для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. К мышлению в настоящих понятиях ребенок приходит только в подростковом возрасте под влиянием обучения теоретическим основам различных наук.

 

Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития связана с информационно-кибернетической теорией мышления. Ее авторы, Клар и Уоллес, предположили, что ребенок с рождения обладает тремя качественно различными типами продуктивных интеллектуальных систем:

 

· · Система обработки воспринимаемой информации и направления внимания с одного ее вида на другой.

· · Система, ответственная за постановку целей и управление целенаправленной деятельностью.

· · Система, отвечающая за изменение существующих систем первого и второго типов и создание новых подобных систем.

 

Данные, полученные за последние годы, показывают, что формирование мышления можно стимулировать групповыми видами интеллектуальной работы. Было замечено, что коллективная деятельность по решению задач способствует усилению познавательной функции людей, в частности улучшению их восприятия и памяти. В некоторых случаях групповая умственная работа может способствовать развитию индивидуального интеллекта.

 

Одна из методик организации и стимулирования групповой творческой интеллектуальной деятельности получила название “брейнсторминг” (“мозговой штурм”). Его проведение основано на следующих принципах:

 

· · Для решения некоторого класса интеллектуальных задач создается специальная группа людей, между которыми организуется взаимодействие.

· · В рабочую группу включаются люди, которые отличаются друг от друга по психологическим качествам, а в совокупности необходимым для нахождения оптимального решения.

· · В созданной группе за счет введения специальных норм и правил взаимодействия создается такая атмосфера, которая стимулирует творческую работу. Поощряется высказывание любой идеи. Допускается только критика идей, а не высказавших их людей.

 

В условьях так организованной групповой работы человек средних интеллектуальных способностей начинает высказывать почти в два раза больше интересных идей, чем когда он думает над решением задачи один.

 

· · Индивидуальная и групповая работа чередуются друг с другом.

 

Описанная техника стимулирования индивидуального мышления была создана и пользовалась до сих пор при работе со взрослыми. Однако, она была бы полезной и для развития мышления у детей, а главное – для сплочения детского коллектива и формирования у детей разного возраста необходимых в современной жизни умения и навыков межличностного общения и взаимодействия.

 

Контрольные вопросы

 

1. 1. Основные виды мыслительной деятельности.

2. 2. Психологические концепции мыслительной деятельности человека.

3. 3. Развитие мышления в онтогенезе.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.