Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные сравнения






В каждый данный период в различных странах уровни безработицы существенно отличаются друг от друга. Эти различия объясняются тем, что в разных странах существуют разные естественные уровни безработицы, а также тем что эти страны могут оказаться в разных фазах экономического цикла. На протяжении своей истории Соединенные Штаты имели более высокие уровни безработицы, чем большинство промышленно развитых стран, но начиная с середины 80-х годов это положение начало изменяться. Ежегодный средний уровень безработицы в Соединенных Штатах за период с 1983 по 1987 г. был ниже, чем в Канаде, Австралии, Франции и Великобритании.

 

17 ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ

 

Понятие, роль и назначение доходов населения

Как показал опыт рыночных преобразований экономики, од-ной из важнейших проблем является распределение доходов, чем первые этапы становления рыночных отношений в Рос-сии характеризуются чрезмерной неравномерностью в уровне кодов населения. От степени неравномерности доходов зависит не только благосостояние населения, но и политическая стабиль-общества. Поэтому велика роль государства в обеспечении социальной защиты населения, грамотной разработке социаль-ной политики с целью уменьшения дифференциации доходов, бо рьбы с бедностью.

Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить воз-

можности человека или семьи — это доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека, его политические убеждения.

Доход представляет собой общую сумму денег, заработанных полученных в течение какого-либо периода (обычно за год). од в денежной сумме означает номинальный доход. В рыноч-ной экономике в номинальный доход включают заработную пла-ту, дивиденды, доход от предпринимательской деятельности, раз­ные трансфертные платежи (пособия по социальному обеспе-: ию, по безработице, пенсии и т.д.). В доход включают предо-ставление товаров и услуг по ряду правительственных программ, субсидии на оплату жилья, продовольственную помощь, пособия образование, доходы от увеличения стоимости акций, облига-

ций недвижимого имущества. В экономике России совокупность доходов представлена поч-ти теми же элементами. С 80-х гг. наблюдалась тенденция сниже-ние удельного веса в структуре доходов заработной платы (с 77% 40%), и рост доходов от предпринимательской деятельности (с до 40—45%) и от собственности (6%). То есть в России за по-следние десять лет качественно изменилась структура денежных доходов. Однако для экономического анализа важен не сколько номинальный доход, а то количество благ и услуг, которое можно него приобрести, т.е. реальный доход.

Реальный Реальный доход — это номинальный до-

и номинальный доход) хоД скорректированный с учетом ин­декса цен на товары и услуги. От уровня доходов зависит и качество потребления, возмож-носги потребительских расходов населения. Если анализироватьрасходы населения в зависимости от уровня доходов, то выделя-ют — низкие, средние, выше среднего и крупные доходы. Есть еще одна классификация доходов, характеризующая принадлеж-ность их получателей к социальным группам. Это семьи: нищи| бедные, малообеспеченные, обеспеченные, состоятельные, бога тые, сверхбогатые. Все они резко различаются по направлению расходов.

Семьи с низкими доходами (нищие, бедные, малообеспеченные ные) в основном тратят средства на питание, самые необходимые повседневные нужды. По мере роста доходов (обеспеченные, состо-ятельные) в общей сумме расходов уменьшается удельный вес ] ходов на питание, возрастают расходы на промышленные товары И уже совсем другими признаками характеризуются расходы богатых и сверхбогатых — особняки и недвижимость за рубежом. |

Конечной целью функционирования на циональной экономики является создание условий для нормальной жизнедеятельности человека или, достижение определенного уровня жизни.

Уровень жизни — это обеспеченность населения необхо-мыми для жизни материальными и духовными благами или cте-пень удовлетворения потребности в этих благах.

Для нормальной жизнедеятельности необходимы приемлемые условия труда, полноценное образование, доступное здрав охранение, качество питания, жилья и т.п. Степень удовлетворе-ния потребности людей зависит как от индивидуальных, так и се-мейных доходов.

Совокупность доходов членов семьи составляет ее бюджет. мейный бюджет должен постоянно пополняться, чтобы обеспе-чить устойчивый поток денег. Только тогда будет полноценной материально обеспеченная и духовная жизнь. Семья каждому че-ловеку ежедневно помогает решать социально-экономические проблемы собственного благосостояния.

Современная экономическая теория рассматривает уровень жизни как на глобальном макроуровне — в масштабах всего населения страны в целом, так и на дифференцированном макроуровне— в рамках отдельных групп населения. В первом случае можно сделать сравнительный анализ уровня жизни населения в разных странах по показателю ВНП (ВВП) на душу населения Наиболее высок этот показатель в США, Скандинавских страна Германии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Японии. А самая бедная страна Эфиопия имеет 300 долл. в год на одного человека.| Такие различия доходов вызваны как уровнем научно-техническокого прогресса и производительности труда в отдельных странах так и степенью организации общественного производства,

пенью государственного регулирования. Интересен факт зависи­мости продолжительности жизни от уровня жизни и производст­ва реального ВВП на душу населения. Разрушительные последствия системного кризиса в России и других странах СНГ привели к резкому падению уровня жизни и дохода на душу населения, углублению дифференциации населе­ния по доходам. Так, коэффициент дифференциации доходов в 1992 г. составлял 8, 0, а в 1998 г. уже вырос до 13, 4 раз1.

Дополнить анализ уровня жизни позволяют такие показате­ли, как выработка конечного продукта на одного занятого (в про­мышленности и сельском хозяйстве), национальный доход на од­ного занятого в материальном производстве. По этим показате­лям также лидируют США, ФРГ, Япония.

Произведенный доход на душу населения полностью не харак­теризует уровень жизни. Поэтому принято сопоставлять денежные доходы и расходы населения, рассчитывать динамику номиналь­ных и реальных доходов, уровень их дифференциации, потребле­ние пищевых продуктов, соотношение приобретаемых продоволь­ственных и промышленных товаров, удельный вес в потреблении товаров длительного пользования и недвижимости, количество ус-луг, уровень безработицы, продолжительность жизни, уровень грамотности населения, количество людей с высшим образованием и т.д. Соответствующие статистические данные содержатся в рос­сийских статистических сборниках. Если проанализировать изме­нение покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения, то выяснится, что за период 1991—1998 гг. снизи лось потребление ряда продуктов: говядины с 53 до 40 кг в месяц молока с 879 до 285 л, рыбы со 150 до 73 кг, растительного масла 127 до 68 кг в месяц т.д.1 Расходы на покупку продуктов для да домашнего питания также с 1991 по 1998 гг. возросли соответствен но с 34, 1 до 51, 3%. Причем значительный удельный вес в них занимают хлеб, хлебобулочные изделия, картофель.

В мировой практике используют показатели благосостояние показатели дохода, комбинированные индексы, обобщающие показатели дохода, недоходные показатели (грамотность, здоровье, санитарные условия), индексы социального участия (следование традициям в питании, участие в национальных праздниках} субъективные индексы (оценка индивидуумом собственного уровня жизни).

ООН предложил комбинированный показатель индекса качества жизни, определяемый такими параметрами, как состояние здравоохранения, уровень образования, средняя продолжительность жизни, степень занятости населения, платежеспособное населения, доступ к политической жизни. С учетом возросших социальных требований к определению уровня и качества жизни с 1990 г. в статистике ООН вводится показатель — индекс развита человеческого потенциала (ИРЧП), или сокращенно — индекс человеческого развития (ИЧР). Ведущие показатели, определяющие ИЧР, — это ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный валовой внутренний продукт на душу населения. Если определять ИЧР по шкале от 0 до 1, то страны с ИЧР ниже 0, 5 характеризуются низким уровнем человеческого развития

Распределение доходов и измерение степени их неравенства

Доход на душу населения выступает как усредненный показатель и не отражает неравномерности его распределения среди членов общества. Для этого нужно использовать такие показатели, как средний доход в обществе и прожиточный минимум для данного периода. Эти показатели позволяют сопоставить динамику распределения доходов по группам населения.

Средний доход в России у основной части населения определяется как средняя заработная плата (трудовой доход). Средняя месячная заработная плата в России приближается к 42 долл..,

В средний доход кроме заработной платы, из которой следует исключать налоги, входят социальные трансферты (пенсии, сти­пендии, различные пособия). Эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10—12%.

Цена труда, как и норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция— все факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и

влияют на распределение общественного богатства. В условиях неравенства в распределении доходов возрастает роль государственного регулирования. Политика доходов выступает как одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении

 

государством верхнего предела увеличения номинальной заработной пла1 Это должно способствовать выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед национальной экономикой Конкретная формулировка отдельных положений политики ходов в разных странах различна. Особенности механизма осуществления и формы проявления этой политики определяются следующим:

— социально-экономическим и политическим развитием или иной страны;

— степенью и характером вмешательства государства в вопрос регулирования заработной платы;

— традициями заключения коллективных договоров; •— степенью социальной напряженности в обществе. Главным объектом всех видов политики доходов являет

трудовой доход в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.п. Как правило, политика доходов направлена на непосредственное ограничител| ь-ное регулирование всех основных категорий доходов населения лежащих в основе личного и производственного потребления, практике политика доходов преимущественно воздействует движение только заработной платы.

На основе данных о среднем доходе можно составить пирамиду доходов». пирамида доходов характеризует процентное соотношение слоев пи-селения с различными доходами на человека в семье.

По данным в российской экономики приведем распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов в 1998 г.

Наблюдается следующее распределение доходов относит но среднедушевых денежных доходов, составляющих в 1998 969, 9 руб. (почти 1000 руб.): 15, 1% человек имели доход ниже 400 руб., 19, 0% — от 400 до 600 руб., 17, 2% — от 600 до 800 pj 13, 3% — от 800 до 1000 руб. Всего доходы ниже средних имело свыше 60% (64, 6%).

Приведенные данные позволяют сделать выводы:

1) значительная часть населения имеет доход ниже среднего уровня;

2) существует значительное неравенство доходов, выражае­мое в поляризации доходов населения.

Для определения степени неравенства до-

неравенства доходов в мировой практике используется кривая Лоренца.

«Доля населения» будет располагаться на оси абсцисс, а «до­ля дохода» на оси ординат (рис. 12.2). Теоретическая возмож­ность абсолютного равенства в распределении доходов представ­лена биссектрисой. Она указывает на то, что любой данный про­цент семей получает соответствующий процент дохода. 20% се­мей получают 20% дохода, 40% — 40% дохода и т.д.

Чем больше рассто Степень неравенства, доходов

 

а Абсолютное ie> ' ■ неравенство

20 40 60 80 100 % семей

яние между биссектри­сой и кривой Лоренца, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равномерно 60 ным, то биссектриса и кривая совпали бы. Крайнюю степень нера­венства в распределе- 20 нии доходов характери­зует треугольник, обра­зуемый диагональю и осями координат. Мас- штабы этого неравенст­ва определяются при помощи коэффициента концентрации дохо­дов — коэффициента Джини, который представляет собой отноше­ние площади между кривой реальных доходов и линией, идущей под углом в 45° к площади, находящейся под линией, идущей под углом в 45°. Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравни­вать распределение доходов в различные периоды времени, в раз­личных странах, между различными социальными группами.

Неравенство доходов определяется следующими обстоятель­ствами:

— различиями в физических и умственных способностях людей;

— уровнем образования;

— составом семьи (количество членов семьи, работающих и неработающих);

— владением собственностью (жилье, акции, земля, оборудование и др.) и т.д.

Дифференциация доходов ведет к имущественной дифференциации, к разному потребительскому старту.

Проблема бедности и пути ее преодоления

Прожиточный Дифференциации доходов минимум уровней жизни возникает острая coциальная проблема — проблема бедности

Каким образом ее можно определить? Очевидно, возможно обозначить те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство населения. Этот уровень и должен выступ как минимум материальной обеспеченности или прожиточный минимум (порог бедности). Все группы населения, живущие ни «порога бедности» являются бедняками. Бедность нужно рассматривать не только как чисто экономический фактор. Это еще coциальное явление, характеризуемое глубиной, остротой и продолжительностью бедности. Бедность характеризуется длительным отсутствием ресурсов, не компенсируемых предыдущими сбережениями и отказом от приобретения дорогостоящих товаров и услуг. Существуют различия в определении черты бедности. Минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в пищевых продуктах, одежде и ж лье (стоимости потребительской корзины товаров, достаточной для удовлетворения основных потребностей человека) представляет собой абсолютную черту бедности. Уровень потребления лиц, живущих за чертой бедности, зна-чигельно отстает от среднего уровня: на первом месте стоят затра-ты на питание (свыше 50%), причем у лиц, живущих ниже черты бедности, абсолютное потребление пищевых продуктов ниже среднего уровня (мясопродуктов потребляется в несколько раз меньше, чем при среднем доходе и т.д.).

Проблема неравенства доходов и бедности требует мер по со-циальной защите населения, специальных государственных про-грамм. Следует также учитывать, что неравенство доходов, опре-деляемое вкладом каждого в объеме национального производства, является важным стимулом труда.

 

18.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

Социальная политика

Рыночная экономика неизбежно связа­на с дифференциацией доходов населе­ния, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому вопрос должен стоять о создании социаль-ориентированной экономики, ставящий на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом. Социальная политика изначально сформировавшись для ре-гулирования социальных отношений в рамках капиталистичес-кой системы, для поддержки членов общества, неспособных само- стоятельно обеспечить себе источник приемлемого существова-| ния. Практически социальная политика по своему содержанию приравнивалась к общественному вспомоществованию.

На современном этапе происходят серьезные изменения как в содержании социальной политики, так и в расширении объектов ее влияния. Ее действие уже не ограничивается отдельными кате- гориями населения (трудящимися, нетрудоспособными).

В качестве прямого объекта влияния социальной политики: начинают выступать жизненные условия почти всех демографи­ческих и социальных категорий. Социальная политика вышла за] пределы корректировки негативных последствий экономическо-го развития. Она сосредоточивается на профилактике и позитивном совершенствовании экономической системы. Значительное место занимает не только перераспределение доходов, но и реали­зация новых направлений обеспечения населения социальными услугами, регулирования занятости, заработной платы и т.д. (см. рис. 12.3).

В данной модели: С — расходы домохозяйств на потребление, S — сбережения домохозяйств, I — инвестиции, G — государст­венные расходы, Те — косвенные налоги, Td — прямые налоги, Y — национальный доход, В — трансферты.

Иными словами, с помощью социальной политики государст­во стремится воздействовать на поведение домохозяйств в качест­ве, продавцов рабочей силы, потребителей, агентов сбережений и т.д. Особенностью социальной политики является жесткая взаи­мосвязь отдельных ее направлений.

Среди основных направлений современной социальной поли­тики можно выделить следующие

 

. 12.4).

    Социальная политика    
           
       
Направление:   Направление:   Направление:
Создание условий   Прямая поддержка   Развитие человечес-
для трудовой актив-   доходов через сис-   кой личности, под-
ности, регулирова-   тему социального   держание здоровья,
ние занятости и зар-   обеспечения   повышение культур-
платы, совершенст-       ного уровня, предо-
вование трудовых   Функция:   ставление «нату-
качеств работника   защитная   ральных» услуг через
        систему социальной
Функция:   Объект:   инфраструктуры
активная   наиболее нуждаю-    
    щиеся, экономичес-   Функция:
Объект:   ки незащищенные   конструктивная
экономически актив-   слои населения    
ное население       Объект:
        все слои населения
                   

Важнейшее направление социальной политики рассчитано на экономически активное население, которое получает трудовое вознаграждение в виде зара-ботной платы. Социальная политика в данном случае способствует созданию нормальных условий для оптимального использования труда на производстве, предотвра­щению вырождения и деградации работников.

Этот аспект социальной политики проявляется в установле­нии минимальной заработной платы во всей экономике и опреде­лении основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях (политика заработной платы). Задачами социаль­ной политики также являются поддержание уровня и структуры занятости (политика занятости), законодательное определение условий труда на производстве и его охраны и т.п. Таким обра­зом, социальная политика активно участвует в формировании источников удовлетворения потребностей работников. Социальное Следующее направление социальной по- обеспечение литики — это прямая поддержка дохо-

и социальная защита дов населения через систему социально- го обеспечения. Государство непосред­ственно определяет денежные доходы нетрудоспособного населе­ния, формирует их и предоставляет гражданам путем проведения социальной политики в результате перераспределения доходов общества. Таким образом уменьшаются масштабы социального неравенства, порождаемого при первичном распределении дохо­дов, а также формируются финансовые средства, предназначен­ные для социальной защиты населения.

Социальная защита населения включает систему мер, защи­щающих любого гражданина страны от экономической и социаль­ной деградации не только в результате безработицы, но и при поте-

ре или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождения ре­бенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д., а также учитывается необходимость предоставле­ния медицинских услуг и пособий семьям с детьми.

Доля и абсолютные размеры расходов на социальную защиту зависят от возможностей экономики и социально-политической системы страны (табл. 12.2). Так, доля средств, расходуемых на социальную защиту, в ВНП в США — 13.8%, Японии — 12%, Ве­ликобритании — 20, 5%, Франции — 29, 4%, ФРГ — 24, 3%, Шве­ции — 33%.

Важным вопросом является источник финансирования соци­альных программ. В централизованной хозяйственной системе единственным гарантом выступает государство. В странах с раз­витой рыночной экономикой сложилась трехсторонняя система, в которой участвуют государство, работодатель и получатель этих средств.

Рассмотрим источники финансирования в рыночной эконо­мике на следующем примере.

Кроме того, каждая страна осуществляет социальную поли­тику по-разному. В США всемерно поощряется предприниматель­ская активность. Это считается эффективней, чем увеличение вы­плат из госбюджета, приводящих к росту желающих их полу­чить. Однако, для уменьшения социальной напряженности мало­обеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни. В США существуют две формы социального обес­печения: государственная и частная. Государство отвечает за под­держание минимального уровня помощи, за ее высокую доступ­ность.

Социальная помощь, как правило, осуществляется по трем основным каналам: государственному социальному страхованию, государственному вспомоществованию, частной системе социаль­ного страхования. Основная часть выплат государственного соци ального страхования идет на пенсии по старости, инвалидности, на случай смерти кормильца, на медицинскую помощь. :

Государственное вспомоществование осуществляется по сле­дующим направлениям:

— программы специальной помощи в денежной форме пре­старелым, инвалидам, слепым, нуждающимся семьям с детьми;

— пособия в натуральной форме: продовольственные талоны, школьные завтраки и обеды, специальное питание для беременных и матерей с детьми, продовольствие престарелым, медицин­ское обслуживание, жилищное пособие, ссуды студентам.

Социальное страхование служит не только гарантией поддер­жания определенного уровня жизни при прекращении трудовой! деятельности, но и создает уверенность в завтрашнем дне, поддер­живает социальную стабильность.

 

Система государственного вспомоществования призвана пря­мо в какой-то степени нейтрализовать проблему неравенства, ведь речь идет о неработающих инвалидах с детства, пенсионерах, по­лучающих минимальную пенсию по старости, безработных, мно­годетных семьях.

12.4. Социальная политика и социальная защита населения 399

Широко распространены системы частного социального стра­хования по болезни. Например, система «Голубой крест» в США. Великобритания и Скандинавские страны ушли дальше. В Вели­кобритании существует программа социального обеспечения «от колыбели до могилы», по которой предоставляется семье помощь при рождении ребенка, регулярные пособия, выплачиваемые при наступлении совершеннолетия; в течение всей жизни предостав­ляется практически бесплатная медицинская помощь. Граждане по этой программе получают денежное пособие в случае безрабо­тицы, болезни, ухода на пенсию, похорон.

Социальная политика государства не ограничивается форми­рованием денежных доходов нетрудоспособных. На государство возлагается ответственность за обеспечение доступа к социаль­ным услугам всех слоев населения. В этой сфере проявляется спе­цифика потребностей, которые государство призвано удовлетво­рять. Это потребности в общем и специальном образовании, меди­цинском обслуживании, жилье и т.д. Эти потребности связаны с обеспечением качества жизни человека. Основу потребления такого рода составляет прямое предоставление услуг потребителю вне связи с его денежным доходом. Необходимо учесть, что систе­ма социального обеспечения, как инструмент социальной полити­ки, предоставляет социальные пособия и услуги в минимальных рамках. Всякая возможность выхода за эти рамки, потребление социальных услуг с относительно более высокими количествен­ными и качественными характеристиками определяется величи­ной индивидуального дохода, реализуемого на рынке социальных услуг.

 

19.ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.