Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития гостеприимства в XX веке.






 

В двадцатом веке индустрия гостеприимства достигает расцвета. Лидерами в этой области остаются США и Европа, где повсеместно появляются новые формы организации гостиничного хозяйства, например объединение в гостиничные цепи.

В 1970-е годы в индустрии гостеприимства появились новые типы заведений, например, Days Inn, Super 8 Motels и Comfort Inns. Такие корпорации, как Four Seasons, Canadian Pacific, Marriott, Hyatt, Sheraton, Hilton, Radisson Ramada и другие сетевые структуры высшего класса, начали активно распространяться в Северной Америке и за ее пределами.

В России в 1911--1912 годах по проекту архитектора Лидваля была построена гостиница " Астория", считавшаяся в то время лучшей гостиницей Санкт-Петербурга. К концу XIX века в Москве функционировали такие популярные гостиницы, как " Дюссо", " Славянский базар", " Дрезден", " Париж", " Англия", " Германия", " Север", " Лоскутная", " Гранд-отель", " Европа", " Берлин" и др. В первые годы XX века в Москве были построены гостиницы высочайшего класса: " Метрополь" (строился в 1899--1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта с участием Л. Кекушева и А. Эрихсона), " Боярский двор" (1901 год, архитектор Шехтель), " Националь" (1902 год, архитектор А. Иванов).

После революции большая часть гостиничного фонда была национализирована. Многие гостиницы были перепрофилированы (например, гостиница «Астория» в Санкт-Петербурге стала местом размещения Петроградского Совета рабочих и крестьянских депутатов, а «Националь» в Москве - местом размещения правительства). Идеология новой власти пропагандировала разрушение рыночной экономики, и поэтому происходит отказ от любой прибыли, и доходы от гостиничной индустрии направляются на развитие тяжелой промышленности. В советском государстве полностью отсутствовала возможность индивидуального выбора средств размещения. Граждане СССР и иностранцы обслуживались по разным стандартам. Велика была роль государственного планирования, цены на размещения были приемлемыми Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб индустрии гостеприимства СССР, поскольку районы с наибольшим числом гостиниц оказались под оккупацией. Однако начиная с 1950 года начинается широкомасштабное строительство новых гостиниц.

В настоящее время к тенденциям развития предприятий индустрии гостеприимства относятся:

1. Углубление специализации гостиничного предложения.

2. Образование международных гостиничных цепей.

3. Развитие сети малых предприятий.

4. Внедрение в индустрию гостеприимства компьютерных технологий.

Прототипы глобальных гостиничных объединений появились в Европе еще в конце 19 – начале 20 века. Гостиничные цепи – явление не новое в гостиничном бизнесе. Гостиницы, управляющиеся из единого центра, появились более полувека назад. Однако в начале этот феномен управления не получил широкого распространения [31].

 

С 1950-х гг. в организационной структуре управления гостиницами в мировой гостиничной индустрии утвердились различные модели организации гостиничного дела.

 

Европейская модель, она же исторически первая – модель Ритца, связана с именем швейцарского предпринимателя Цезаря Ритца. Многие престижные отели мира носят его имя. Например, отель “Ритц” в Париже. Основная ставка в этих гостиницах делалась на европейские традиции изысканности и аристократизма. В настоящее время эта модель переживает кризис. [17, C. 164]

 

Аренда (лизинг) стала популярной в 1950 – 1960-е годы. В гостиничной индустрии этот метод используется и в настоящее время, хотя реже чем прежде. Лизинговое соглашение позволяет и арендатору, и корпорации выйти на рынок или расширить на нем присутствие. При таком подходе отель арендуется за оговоренный процент обычно от 20 до 50% с валовых поступлений от продаж.

 

Во время инвестиционного бума 1980 х гг. гостиничные цепи (hotel chain) укрупнялись благодаря строительству новых и приобретению уже существующих отелей. Параллельно начался процесс объединения самих гостиничных цепей друг с другом с помощью слияний и поглощений. Эти процессы в совокупности послужили толчком к интенсивной глобализации гостиничной отрасли. В результате на современном рынке гостиничных услуг помимо крупных компаний, объединивших многочисленные бренды, работают как отдельные международные гостиничные цепи, так и самостоятельные отели, не вошедшие в состав глобальных корпораций. [33, C. 117]

 

В 1980 е гг., когда наблюдался относительно высокий уровень инфляции, мировой капитал начал инвестировать в недвижимость в целом и в отельную отрасль в частности для защиты капитала от обесценивания. В 1990 е гг. вся гостиничная отрасль испытывала постепенный, но устойчивый переход от независимых и самостоятельных отелей к гостиничным цепям.

 

В 1980–90 е гг. одновременно с объединением отелей в рамках отдельных цепей происходил процесс объединения самих гостиничных цепей друг с другом с помощью слияний и поглощений. В результате этого образовались крупные гостиничные группы, которые и дальше начали активно присоединять к себе другие зарекомендовавшие себя на рынке цепи.

 

Например, в 1980 г. французская гостиничная цепь Novotel слилась с другой французской цепью отелей класса люкс Sofitel. В 1983 г. объединенную компанию после приобретения ею некоторых новых бизнесов, в том числе ресторанов быстрого обслуживания, назвали группой Accor. В 1990_х гг. группа присоединила к себе две крупные американские гостиничные цепи — Motel 6 и Red Roof Inn. [33, C. 118]

 

На мировой арене начало снижаться доминирование американских компаний. Именитым американским брэндам — InterContinental Hyatt, Holiday Inn, Hilton, Sheraton, Marriott — достойную конкуренцию начали оказывать европейские цепи, такие как Accor, Forte, Lе Meridien, Sol Melia и др.

 

На рисунке 7 проведен картографический анализ современного распространения гостиничных цепей по стран мира.

 

 

Рисунок 7 – Число крупных национальных гостиничных цепей по странам мира (составлено автором по данным [36])

 

Наибольшее число крупных национальных гостиничных цепей отмечается в США – 88. Эта страна стала центром распространения данной формы организации гостиничного бизнеса и является лидером мировой экономики, поэтому ее лидерство не удивительно. Второй страной по числу национальных гостиничных цепей является Япония – 12, эта страна длительное время оставалась второй по мощности экономикой мира и во многом перенимала американских экономический опыт, в том числе, в гостиничном хозяйстве. От 5 до 9 крупных национальных гостиничных цепей имеют такие страны как: Великобритания, Франция, Испания, Канада. Все эти страны относятся к группе крупных развитых стран и выступают одними из лидеров мировой экономики, поэтому, хорошее развитие гостиничного хозяйства в этих странах объясняется общим высоким уровнем развития экономики. Большая группа стран имеют по 2-4 крупные национальные гостиничные цепи, это как развитые станы, так и развивающиеся, чья экономика ориентирована на туризм, поэтому имеется большой спрос на услуги гостиничных цепей.

 

Таким образом, европейское Средиземноморье можно считать родиной индустрии гостеприимства. Гостиничные цепи возникли в процессе длительной эволюции гостиничных предприятий. Прообраз гостиничных цепей в Европе можно найти в конце 19 века, когда сформировался класс состоятельных владельцев гостинец, которые начали процесс расширения в другие регионы, однако, этот процесс протекал медленно и активизировался только с середины 20 века. В этот период была разработана европейская модель формирования гостиничных цепей, где ставка делалась на изысканность и аристократизм, а основной коммерческой формой организации цепей стали аренда, лизинг. Бурное развитие европейских гостиничных цепей началось в 80-90-х года 20 века, когда гостиничное хозяйство стало привлекательным объектом для инвестирования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.