Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпикуреизм




Эпикуреизм — философское направление, названное по имени его основоположника Эпикура 342/341—270/271 гг. до н.э. Родился на о. Самос.

Девизом Эпикура было: «Проживи незаметно!»

Главная цель философии — достиже­ние счастья. Высшее благо в жизни — наслаждение. Наслаждение, прежде всего, есть отсутствие страданий (а вовсе не чувственные удовольствия!). Лучшее средство для этого— самоустраниться от всех волнений и тревог.

Физика. Все в мире состоит из атомов и пустоты. Количество ато­мов бесконечно, но количество их видов ограничено, хотя и необозри­мо. Атомы различаются не только по форме, размерам и положению, но еще и по весу. Чтобы обосновать возможность свободы воли у человека, Эпикур допускает, что при движении атомы способны самопроизвольно отклоняться, а это приводит к столкновениям атомов и порождает случайность (индетерминизм).

Гносеология. От всех вещей постоянно идет истечение их образов (разреженных копий). Образы предметов проникают в наши органы чувств и вызывают ощущения.

 

4. Религиозный период античной философии: неоплатонизм.

Неоплатонизм – философское учение, возникшее на основе платоновского учения об идеях. К неоплатоникам относятся Плотин, Прокл. Суть их учения заключается в том, чтобы последовательно вывести из божественного единства - как из последнего основания всякого бытия - градацию всего остального, существующего в мире, и указать путь, обратно ведущий к исходному единству. То есть неоплатоники пытаются систематизировать идеи Платона. В частности ими создается четкая схема: из Единого или божественного начала рождается Мировой ум, т.е. Единое, преисполненное бытия, как бы переливается через собственный край и, переступая свою границу, порождает другое бытие. В Уме следует различать, по Плотину, три момента: 1) понятие вещества; 2) мыслимое бытие; 3) само мышление. В качестве мира идей Ум есть многое, состоит из видов и форм.

Третьим после Единого и Ума оказывается у Плотина Душа. Она так относится к Уму, как Ум к единому. В то время как Ум есть обращение на самого себя. Душа есть обращение во вне. В то время как Единое и Ум остаются, безусловно, неподвижными, Душа обладает движением. Все отдельные души происходят из одной Души как из высшего божественного начала. Но образование мира предполагает материю, или небытие. Она рождается из Мировой души, поэтому человек есть соединение духовного и материального. Одновременно Единое будет антиподом материи, и в тоже время будет включать её в себя как свою часть.

Прокл пошел немного дальше, используя метод триадического построения. В триаде Прокл различает три момента. Первый из них - пребывание в себе. Второй момент триады - выступление из себя. Третий момент - возвращение из "инобытия" обратно в себя. Так например, Ум расчлениется у него на Ум Мыслимый, т.е. «прибывающий в себе»; Ум, выходящий из себя и составляющий мышление самого себя, и Ум, возвращающейся к самому себе или образующий тождество бытия и мышления.

 

 

Тема 5: «Средневековая философия и философия эпохи Возрождения»

1. Теоцентризм средневековой философии. Патристика: учение Августина Блаженного о Боге, о соотношении добра и зла, веры и разума.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.011 сек.)