Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки возникновения и место появления философии.






Главными предпосылками возникновения философии в древневосточных государствах будет:

1. геополитическое положение государств (Др. Индии и Др. Китая)

2. особый способ восприятия мира – созерцательность – при котором акцент делается не на рационально-логическую составляющую, а на чувственно-волевую.

Традиционно к древневосточным государствам принято относить Др. Индию и Др. Китай. Философские воззрения в этих государствах зарождались и оформлялись в недрах религиозно-мифологического осмысления мира. Но для Индии главным была преемственность ведического наследия древних Ариев, на основе которого и выстраивается вся религиозно-философская система учений, где основная задача всех школ, наряду с такими первостепенными проблемами как устройство бытия и его первоначала, а также всеобщий процесс зарождения мира и его развития, выделяется в особую группа проблемы бессмертия души и её существования. В Др. Китае философские задачи школ несколько иные. Это связано с историческими условиями развития самого китайского государства. В сер. 1 тыс. оно прибывало на стадии феодальной раздробленности, поэтому многие школы ориентируются на создания системы управления в государстве, а значит на определении роли человека в государстве, особое место отводится характеристике правителя. Здесь так же предпринимаются попытки поиска первоначал бытия и возможностей стремления к совершенному божественному началу.

 

Формирование древнеиндийской философии. Представление о мире в неортодоксальных (буддизм, джайнизм, чарвака-локаята) и ортодоксальных (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта) философских школах.

Основные философские категории древнеиндийской традиции были заложены в ведических текстах – пуруша, сансара, карма (на основе риты) и др.

Главный вопрос: как освободиться от власти кармы, т.е. как освободить душу от постоянного перерождения и соединится с божественным началом.

Все школы в Др. Индии делятся на ортодоксальные (признают веды священными книгами и базируются на них) и неортодоксальные (которые не признают веды священными и базируются на иных источ­никах).

Ортодоксальные школы:

Миманса – буквально «размышление», т.е. решение некоторой пробле­мы путем рассуждения и критического исследования.Первоначальной целью мимансы было рациональное обоснование традиционного веди­ческого ритуала, в котором произносились гимны Ригведы и соверша­лись жертвоприношения богам. Миманса не признает существование Бога-Творца (или Бога-Разрушителя). Веды в мимансе считаются существующими вечно, они никем не написаны, их можно только узнать, но не создать.

Онтология. Физический, чувственно воспринимаемый мир реаль­но существует. Но этот мир не является результатом деятельности Бога-Творца. Все объекты, существующие в мире, образовались из ма­терии в соответствии с кармами душ. Закон кармы является высшим законом мира; он есть одновременно физический и моральный закон бытия.

Учение о душе. Душа является бессмертной, вечной субстанцией. Если бы душа погибала при смерти тела, то выполнение ведических обрядов было бы бессмысленно.

Сознание возникает в душе только тогда, когда душа соединяется с телом и когда какой-нибудь объект находится перед органами позна­ния. Душа, освободившаяся от тела, обладает не реальным сознанием, а только возможностью сознания.

Освобождение. Поведение в соответствии с предписаниями вед и бескорыстное выполнение человеком ведических обрядов постепенно уничтожает карму и делает возможным освобождение души после смерти тела.

Ньяя Термин «ньяя» означает «правило», «логика». Центральное место в философии ньяя занимают вопросы теории по­знания и логики; логика ньяя принималась и использовалась во всех системах индийской философии, признающих логический вывод в ка­честве достоверного источника познания. Онтология ньяя близка к онтологии школы вайшешика.

Основоположником философского учения ньяя считается великий мудрец Готама (Гаутама), живший не позже I в.

Философские воззрения. Освобождение. Главной целью челове­ческого существования является достижение состояния освобожде­ния, т.е. полного избавления от всех страданий. Для этого необходимо освободить человеческое «я» от привязанности к телу и любым вещам. Это возможно только благодаря познанию реальности, в которой пре­бывает человеческое «я». Но чтобы быть уверенным в том, что мы име­ем дело с правильным познанием этой реальности, необходимо иссле­довать имеющиеся у нас способы и методы познания, выделить среди них достоверные и недостоверные.

Достоверное познание может быть четырех видов: восприятие, логический вывод, сравнение и свидетельство. Недостоверными видами познания считаются: память, сомнение, ошибка, гипотетический аргумент.

Объекты познания. В ньяя выделяются не только различные спосо­бы познания, но и объекты, достойные того, чтобы их познавать, т.е. наибо­лее важные для освобождения: наше «я» (атман), тело, чувства и воспринимаемые чувствами качества (запах, вкус и т.п.), позна­вательная способность человека, манас-ум, деятельность человека, ум­ственные дефекты, повторное рождение (по закону кармы), чувство удо­вольствия и неудовольствия (боли), страдание и др.

Отношение к Богу. В ньяя признается существование-Бога.

Вайшешика - от слова «вишеша», т.е. «различие», «особенность». Свое название данная

система получила потому, что в ней особое внимание уделяется категории «различие».

Вайшешика близка к философии ньяя, разделяя теорию познания последней. Главной целью обеих этих систем является освобождение индивидуального «я».

Основоположником вайшешики считается мудрец Улука по про­звищу Канада, живший примерно в IV в. до н.э.

Философские воззрения. Освобождение. Главная цель челове­ческого существования состоит в полном освобождении индивидуаль­ного «я» от любой боли и страдания. Причина страданий состоит в незнании, поэтому освобождение может быть достигнуто только благо­даря правильному познанию реальности.

Онтология. Реальность понимается как все то, что может быть на­звано, т.е. обозначено словами. Все эти объекты делятся на два класса:

1) объекты, которые могут быть обозначены словом «бытие», т.е. все существующие объекты (субстанция, качество, действие, общность, особенность, присущность);

2) объекты, которые могут быть обозначены словом «небытие», т.е. все не существующие объекты.

Санкхья. Термин «санкхья» может быть переведен как «число», «перечисление», «расчет».

Санкхья — одна из шести ортодоксальных школ древ­неиндийской философии. Философия санкхья строится как перечис­ление основных элементов бытия в порядке их становления: от перво­начал — ко всему многообразию мира.

Основоположником санкхьи по традиции считается мудрец Капи-ла, живший в VII в. до н.э.

Основные труды. Капила. «Санкхья-сутра» и «Санкхья-правача-на-сутра».

Философские воззрения. Теория причинности. Философия санк­хья строится на базе теории причинности, где рассматривается взаимо­связь материальной причины и ее следствия.

Причина и следствие трактовались ими как явное и неявное состояние одной и той же субстанции, а следствие рассматривалось как резуль­тат реального превращения одного объекта (причины) в другой (след­ствие).

Онтология. В философии санкхья утверждается существование двух исходных видов реальности, т.е. первоначал: пракрити (материальная субстанция)и пуруши (идеальное начало). Первая состоит из трех гун: саттва, раджас и тамас.

Гуны не могут непосредственно восприниматься человеком, это умопостигаемые сущности, об их существовании мы может судить только благодаря их следствиям— объектам физического мира.

При соприкосновении пракрити и пуруши нарушается исходное равновесие гун, они обособляются и, соединяясь в разных комбинациях, образуют мир объектов. Первое, что появляется в мире, это махат, или буддхи. Поскольку эта первосущность является зародышем всех будущих объектов, она есть махат, т.е. великое единство. Но одновременно она есть и буддхи, т.е. интеллект, перед которым стоит задача познания бытия и кото­рый также стимулирует развитие мира. Его возникновение связано с преобладанием гуны саттвы.

Развитие буддхи приводит к появлению аханкары, главной функ­цией которой является чувство «Я и мое».

В зависимости от того, какая гуна является преобладающей, имеют место три вида аханкары, которые в итоги и порождают вес живое на земле.

Освобождение. Человеческое «я» само по себе свободно и бес­смертно. Но под влиянием невежества и незнания оно смешивает себя с телом, чувствами и умом (манасом). Поэтому, когда страдает, например, тело, нашему «я» кажется, что это страдает оно само. Как только наше «я» осознает свое отличие от «не-я» (т.е. тела, чувств и ума-манаса), оно достигает состояния освобождения, становясь бес­страстным наблюдателем событий мира. Но для этого еще недоста­точно просто понять эту истину, необходимо пройти долгий путь вос­питания и постоянных размышлений о сути бытия и сущности наше­го «я».

Отношение к Богу. Философия санкхья отвергает веру в Бога.

Йога Термин «йога» переводится как «соединение», «учас­тие», «порядок», «глубокое размышление», «созерцание». Йога практическое воплощение теории санкхья. Высшая цель йоги состоит в достижении освобож­дения. Патанджали считал, что это возможно только благодаря осозна­нию отличия нашего подлинного «я» от физического мира, включая наше тело, ум (манас) и эмпирическое «я». Для этого необходимо огра­ничить или подавить их функции, в результате происходит успокоение читты, и «я» может приобрести опыт и самосознание божественного «Я» (пуруши). Это божественное «Я» стоит выше всякой физической реальности с ее пространственно-временным и причинно-следствен­ным устройством.

Основоположником классической йоги считается великий мудрец Патанджали, живший около II в. до н.э.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.