Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие государственного унитарного предприятия.






Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.[13]

Правовое положение государственных и муниципальныхпредприятий определяется §4 гл.4 и гл.19 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон об унитарных предприятиях).

Понятие " предприятие" закон использует для обозначения двух совершенно различных категорий - субъекта права (унитарное предприятие) и объекта права (предприятие как имущественный комплекс). При этом понимание предприятия как объекта права соответствует классическим представлениям рыночного хозяйства, тогда как понимание предприятия в качестве субъекта права является следствием сохранения в современном российском гражданском праве институтов прежнего, советского гражданского права, основанного на огосударствленной, плановой экономике[14].

Согласно ст.124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образованиявыступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -гражданами и юридическими лицами. К данным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Унитарные предприятия могут быть только публичными и основываться либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной (муниципального образования) собственности, т.е. не могут учреждаться физическими или юридическими лицами.

Государственные и муниципальные предприятия можно выделить как отдельную разновидность коммерческих организаций. Особенностью данных субъектов в гражданском праве является в том, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

По мнению Е.А. Суханова, среди всех коммерческих организаций унитарные предприятия выделяются тем, что не являются построенными на началах членства корпорациями и не становятся собственниками закрепленного за ними имущества. Создавший такое предприятие единоличный учредитель (публичный собственник) сохраняет за собой право собственности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество, тогда как само предприятие как самостоятельное юридическое лицо в силу закона наделяется лишь определенным ограниченным вещным правом, по сути, используя чужое имущество. Иначе говоря, его имущественная обособленность является искусственной, условной, поскольку, в отличие от других участников гражданского оборота, у него нет и не может быть никакого собственного имущества[15].

По мнению А.П. Сергеева унитарные предприятия являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право.Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности[16].

С.О. Корыстов считает, унитарные предприятия - форма коммерческой организации, обеспечивающая интересы публичного бизнеса. В то же время их принадлежность к коммерческим организациям ввиду приоритетной социальной направленности деятельности в литературе отнюдь небесспорна.[17] Многие авторы считают существование в условиях рыночной экономики таких предприятий, являющихся порождением советской эпохи, делом временным и рассчитанным на переходный период. Временны, по их мнению, и сами права хозяйственного ведения и оперативного управления[18]. Согласно более " мягкому" подходу в отношении государственных организаций следует придерживаться коммерциализационной, а не ликвидационной концепции, а в рамках существующей системы хозяйствующих субъектов - сохранить только предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, тогда как предприятия, основанные на праве оперативного управления, перевести в разряд некоммерческих организаций[19]. Наиболее оптимистический прогноз - модель предприятия не только жизнеспособна, но и может использоваться за рамками государственной (муниципальной) собственности[20].

По мнению некоторых авторов в современной России предприятия, будучи основной организационно-правовой формой обеспечения интересов публичного сектора экономики, имеют ограниченную сферу существования: рыночные отношения заметно и объективно сократили число столь распространенных в советский период государственных предприятий (так называемых хозяйственных органов или наряду с государственными учреждениями - государственных органов), снизили их удельный вес и значение в экономике[21].

В п.4 ст.2 Законе об унитарных предприятиях говорится, что не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Основываясь на подп.1 п.1 ст.20 собственник имущества унитарного предприятия имеет право принимать решение о создании указанного предприятия. При этом, как уже говорилось, закрепленное имущество за унитарным предприятием может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст.214 ГК РФ субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация в целом (федеральная собственность) либо субъект Российской Федерации - республика в составе Российской Федерации, край, область, автономная область, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург (государственная собственность субъекта РФ). Субъектами права муниципальной собственности являются городские, сельские поселения и иные муниципальные образования.

Таким образом, в зависимости от формы собственности на имущество, закрепленное за унитарным предприятием, в качестве учредителя указанного предприятия соответственно может выступать только Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование[22].

Согласно ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований указанные права и обязанности своими действиями могут приобретать и осуществлять органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Основным признаков как юридического лица является способность унитарного предприятия от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Еще один существенный признак унитарного предприятия как юридического лица - самостоятельная имущественная ответственность[23]. В Законе об унитарных предприятиях правилам, об ответственности такого предприятия посвящена отдельная статья.

В Российской Федерации унитарные предприятия делятся на две формы:

–унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации);

–унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие).

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения предусмотренного ст.294 ГК РФ обладает правом владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Учреждение и казенное предприятие, основанные на праве оперативного управления в соответствии со ст.296 ГК РФ, владеют, пользуются принадлежащим ему имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Основной особенностью унитарного предприятия является довольно сильная зависимость от государственных органов. Унитарное предприятие не имеет права выступать учредителем кредитных организаций, решение о принятии участия унитарного предприятия в некоммерческой или коммерческой деятельности может быть принято лишь собственником его имущества, а любое совершение сделок с имуществом унитарного предприятия может происходить с согласия его собственника.

Единоличным исполнительным органом унитарного предприятия является руководитель (директор, генеральный директор) данного предприятия.

ГК РФ и Закон об унитарных предприятиях не предусмотрели создание других исполнительных органов в унитарном предприятии, они только допускают создание совещательных органов(ст.21)[24].

Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации[25] (п.3 ст.2 Закон об унитарных предприятиях).

Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Государственное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия(п.2 ст3.Закон об унитарных предприятиях).

Унитарное предприятие должно:

-иметь полное фирменное наименование и сокращенное фирменное наименование на русском языке, также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

-свое место нахождения определять местом его государственной регистрации.

-иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Норма п.1 ст.4 Закона об унитарных предприятиях определяет, что полное фирменное наименование:

-государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова " федеральное государственное предприятие", " государственное предприятие" или " муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

-казенного предприятия на русском языке должно содержать слова " федеральное казенное предприятие", " казенное предприятие" или " муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

-унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия.

Иные требования к фирменному наименованию унитарного предприятия устанавливаются Гл.76 §1 ГКРФ.

Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства (ст.5 Закон об унитарных предприятиях).

Представительства и филиалы унитарных предприятий как территориально обособленные структурные подразделения характеризуются аналогично филиалам и представительствам любого юридического лица (ст.55 ГК РФ). Единственное, тем не менее, существенное отличие в правовом положении филиалов и представительств унитарных предприятий - необходимость согласования создания указанных структурных подразделений с собственником имущества (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием). Указанное требование естественным образом вплетается в совокупность предусмотренных Законом об унитарных предприятиях способов и форм контроля над унитарным предприятием и не кажется ущемляющим права унитарного предприятия, тем более что такой запрет (самостоятельного создания обособленных подразделений) широко практикуется и в отношении хозяйственных обществ, например, путем включения определенных положений в устав коммерческой организации[26].

Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований Закона об унитарных предприятиях и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.

Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом, создавшим их унитарным предприятием.

Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.

Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия.

Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие[27].

Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии соответствующих полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица. Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных п.20 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996г. N 6/8 " О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 6/8). В рамках представленной доверенности руководитель филиала (представительства) вправе принимать самостоятельные решения по конкретным вопросам, касающимся организации деятельности подразделения, включая кадровые, финансовые и иные вопросы[28].

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Некоторые авторы считают, что нелогичными и абсолютно ненужнымив ст.5Закона об унитарных предприятияхпредставляются два иных положения. Во-первых, указание, что филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием, и, во-вторых, аксиома об ответственности за деятельность филиала и представительства, возлагающейся на унитарное предприятие. Определив статус филиалов и представительств как структурных подразделений унитарных предприятий, совершенно излишне устанавливать в Законе об унитарных предприятиях дублирующие ГК РФ положения[29].

В России в настоящее время создано очень много федеральных государственных унитарных предприятий. В большинстве случаев они управляются собственниками недостаточно эффективно, их удельный вес в экономике страны невелик.

Таким образом, бесперспективность данной организационно-правовой формы юридического лица и желательности ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций, в том числе хозяйственными обществами со 100-процентным или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе. Исходя из реальных потребностей федерального государства представляется допустимым сохранение в перспективе лишь федеральных казенных предприятий для некоторых особо важных сфер экономики[30].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.