Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации. Предлагаемая рабочая тетрадь состоит из двух контрольных работ: «История философии» и «Основные философские проблемы».






ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая рабочая тетрадь состоит из двух контрольных работ: «История философии» и «Основные философские проблемы».

Первая посвящена разделу «Русская философия» и включает в себя четыре задания: «Примечания», «Примеры», «Сравнение», «Проблемы», основная цель которых – проверить знания студентов по философской конкретике. Выбор варианта и соответствующих ему упражнений необходимо сделать согласно таблице, расположенной ниже.

Вторая контрольная работа включает в себя вопросы по философской антропологии и аксиологии. выполняется по тому же алгоритму и основывается на разработке студентом проблемных вопросов, указанных в темах. В заключение приведены списки общей, справочной и дополнительной литературы, которые следует использовать при выполнении контрольной работы.

Контрольная работа 1

История философии.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Таблица

Варианты 1. Примечания 2. Примеры 3. Сравнение 4. Проблемы
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Примечания.

Суть этого вида работы заключается в составлении примечаний к предложенному тексту. Вам следует раскрыть выделенные понятия (имена философов, названия философских течений, школ и направлений, философские категории): дать им определение, краткую характеристику.
Не забывайте, что примечания по содержанию должны соответствовать духу рассматриваемой Вами эпохи.

Примеры.

В этом задании необходимо рассмотреть особенности решения каких-либо философских проблем на двух-трех конкретных примерах. При этом обязательно укажите, идеи каких философов вы рассматриваете.

 

Сравнение.

Сравнения следует проводить по трем-четырем позициям. Там, где это необходимо, ссылайтесь на конкретные примеры.

 

Таблица.

В этом задании следует распределить указанные имена, идеи, названия произведений по соответствующим столбцам. В таблице достаточно указать номера выбранных позиций.

 

1. Задание «Примечания»

1. В Киевской Руси сформировались основы отечественного философствования, наметились типологические особенности русской философии: историософичность1, антропологизм2, софийность3. К основным проблемам относились: русская идея4, поиск истины5, идеала6.

 

2. В XVI в. появились религиозно-философские учения стяжателей1 (Иосиф Волоцкий2) и нестяжателей3 (Нил Сорский4), а также социально-политическая концепция «Москва – третий Рим»5, которую впервые сформулировал монах Филофей6.

 

3. К числу виднейших русских просветителей можно отнести М.В. Ломоносова1, который положил в основу объяснения явлений природы корпускулярное представление о материи2, а также А.Н. Радищева3, известного своими радикальными социально-политическими воззрениями, изложенными в работе «Путешествие из Петербурга в Москву»4. Также в России XVIII в. широкое распространение получило масонство5, идеи которого в своих трудах развивал Н.И. Новиков6.

4. Философом, являющимся близким по духу к декабристам1, спровоцировавшим полемику славянофилов2 и западников3, оказался
П.Я. Чаадаев4. Он заложил основы русской философии истории5. Его основным произведением в этой области стали «Философические письма»6.

 

5. Дискуссии, развернувшиеся в 30–40-х гг. XIX в. в философских кружках1, дали развитие таким идейным течениям, как «русский социализм»2, народничество3, позитивизм4, анархизм5, марксизм6.

 

6. В русской идеалистической философии XIX – начала XX вв. необходимо выделить философско-культурологическую концепцию
Н.Я. Данилевского1
, учение «общего дела» Н.Ф. Федорова2, заложившего основы «русского космизма»3, а также взгляды русских неокантианцев4. Оригинальная «философия всеединства» В.С. Соловьева5, мыслителя общеевропейского масштаба, оказала огромное влияние на культуру «серебряного века»6.

 

7. После Октябрьской революции 1917 г. русская философия разделилась на три направления: содержащееся в рамках официальной философии1, диссидентское2 и эмигрантское3, которое сохранило основы дореволюционной философии. Центральной темой философии «русского зарубежья» стало обсуждение «русской идеи»4 и появление концепции «евразийства»5. В послеоктябрьской России сложилась советская версия диалектического и исторического материализма, так называемая марксистско-ленинская философия6.

 

8. В России в начале 20-х гг. XX в. наметились внутренние разногласия среди советских марксистов-философов, которые проявились в полемике вокруг книги Н.И. Бухарина «Теория исторического материализма»1, статьи С.К. Минина «Философию за борт»2, а также в споре «диалектиков»3 (А.М. Деборин4) и «механистов»5 (И.И. Скворцов-Степанов6).

 

9. Со второй половины XX в. главным пунктом всех философских исследований в СССР все более становились проблемы гносеологии1, вопросы, связанные с изучением природы идеального2. Новые подходы появились в исследовании проблем сознания3 и самосознания4, были сформированы такие направления, как философия науки5 и философская антропология6.

10. После распада СССР важное значение в философии приобретают исследования диалога культур1 с точки зрения компаративистики2. Возрос интерес к проблемам этики ненасилия (А.А. Гусейнов)3, к идеям синергетики (Е.Н. Князева)4, «философии политики»5. Высказав идею об эволюционном переломе, начавшемся со второй половины XX в.,
А.А. Зиновьев6 в книге «Глобальный человейник» дал философско-исторический прогноз жизни человека XXI в.

Вариант № 9 Задание1

Ответ:

1. «В своей книге «Теория исторического материализма» я пытался не только повторить то, что было сказано и раньше, но, с одной стороны, дать некоторые другие формулировки того же самого, с другой – уточнить и развить положения теории исторического материализма, продвинуть дальше разработку его проблем. Как известно, Энгельс незадолго до своей смерти говорил, что в области исторического материализма сделаны еще только первые шаги. Казалось бы, что прямой задачей учеников великих учителей является разработка проблем теории. Но такова уже сила консерватизма мысли человеческой, что многие органически не в состоянии понять этой задачи. Между тем постановка и решение таких проблем является злобой дня. Литература противников возросла в огромной степени. Контратака с нашей стороны необходима, и притом на все повышающейся основе наших собственных теоретических положений. В настоящих «беглых заметках» я попытаюсь набросать мотивировку тех «новшеств», которые имеются в моей книге, – новшеств, которые все – я это утверждаю – идут по линии «наиболее ортодоксального, материалистического и революционного понимания Маркса». – Н.И.Бухарин

2. Минин не противопоставлял науку философии диалектического материализма, считая материалистическую диалектику наукой, но не в смысле " безостаточного" растворения диалектики в естествознании, а в смысле строгой научности. Вместе с тем, придерживаясь левых (даже в рамках большевизма) взглядов в политике, он действительно нигилистически относился к идеалистической философской традиции. Его призыв " Философию - за борт! ", вопреки субъективным желаниям автора, был использован подлинными позитивистами, считавшими себя последователями Минина. К тому же некоторые его формулировки и высказывания против " философии марксизма", сходство его схемы исторического развития форм мышления со схемами О.Конта, отсутствие прямых высказываний против позитивизма в статьях 1922г., - все это служило немаловажной причиной неправомерного зачисления его самого в разряд позитивистов.

3. Диалектика (греч. δ ι α λ ε κ τ ι κ ή — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

4. Абра́ м Моисе́ евич Дебо́ рин (настоящая фамилия Ио́ ффе; 4 июня 1881, Упино, Россиенский уезд (ныне Шилальский район), Ковенская губерния, Российская империя — 8 марта 1963, Москва, СССР) — российский и советский философ-марксист, один из создателей Института философии АН СССР. Академик АН СССР (1929).

С 1907 по 1917 г. был меньшевиком. Член ВКП(б) с 1928 года.

 

5. Механисты- термин, обозначавший в середине 20-х — начале 30-х гг. 20 в. группу сов. философов, стоявших на позициях отождествления диалектики с современной механикой и создавших своеобразную «механистическую» концепцию теории познания, логики и исторического материализма. Группа включала И. И. Скворцова-Степанова, А. К. Тимирязева, Л. И. Аксельрод-Ортодокс, В. М. Сарабьянова, В. А. Петрова и др. К «М.» примыкал Н. И. Бухарин, претендуя на руководство «социологической школой». Концепция «М.» была своеобразным воспроизведением в марксистской философии ряда идей позитивизма, в том числе отрицания самостоятельного значения философии, подмены диалектики теорией «равновесия», отрицания объективной природы случайности и т. д. Взгляды «М.» были подвергнуты критике на ряде научных конференций и диспутов.

6.Ива́ н Ива́ нович Скворцо́ в-Степа́ нов (настоящая фамилия — Скворцов, литературный псевдоним — И. Степанов) (24 февраля (8 марта) 1870, Богородский уезд, Московская губерния — 8 октября 1928, Сочи), советский государственный и партийный деятель, историк, экономист.

 

Зачтено __________________________ (подпись преподавателя)

Не зачтено _______________________ (подпись преподавателя)

Рекомендации

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Задание «Проблемы»

1. Приведите примеры решения онтологических проблем в русской философии XX в.

 

2. Приведите примеры решения гносеологических проблем в русской философии XI–XVII вв.

 

3. Приведите примеры решения антропологических проблем в русской философии XIX в.

 

4. Приведите примеры решения этических проблем в русской религиозно-идеалистической философии.

 

5. Приведите примеры поиска смысла жизни человека в философии «русского зарубежья».

 

6. Приведите примеры решения социально-философских проблем в русской философии XIX в.

 

7. Приведите примеры решения проблемы свободы человека в русской философии XIX–XX вв.

 

8. Приведите примеры решения проблемы направленности истории в русской философии.

 

9. Приведите примеры решения проблемы диалога культур в русской философии.

 

10. Приведите примеры решения гносеологических проблем в русской материалистической философии.

 

Вариант9 Задание2

Ответ:

Одной из наиболее характерных черт русской философии, отмечающих ее своеобразие как оригинальной национальной философской школы, являлось особое внимание к проблеме человека, поставленной в самой резкой, метафизической форме. Об этом говорили многие русские мыслители, например, В. Зеньковский писал: " Если уже нужно давать какие-либо общие характеристики русской философии: то я бы на первый план выдвинул антропоцентризм русских философских исканий. Русская философия: больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории".

 

Концепция всеединства, характерная для русских философов, в качестве идейного центра включает представление об идеальном состоянии всего мира, состоянии, в котором преодолена раздробленность мира, отчужденность его отдельных элементов друг от друга. В этом всеедином состоянии в мире воцарилась бы абсолютная гармония и цельность, наделяющая каждый его мельчайший элемент неповторимым смыслом и неповторимой красотой. По отношению к этому идеальному состоянию наличное состояние мира необходимо признать глубоко " ущербным", несовершенным, с одной стороны, отдалившимся от идеала, но, с другой - сохранившим некоторые существенные его черты. В концепции всеединства главный и единственный источник зла и несовершенства в мире - это разделение, отчуждение отдельных элементов от мирового, всеединого целого. И только за счет сохраняющихся, не вполне утраченных взаимосвязей отдельных вещей и явлений с мировым целым у них сохраняется какой-то смысл, какое-то непреходящее значение причем степень их совершенства и осмысленности напрямую зависит от глубины их связей со всем миром, от богатства отношений со всеми окружающими явлениями и событиями.

Зачтено __________________________ (подпись преподавателя)

Не зачтено _______________________ (подпись преподавателя)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.