Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и система органов государственной власти






Государство осуществляет свои функции при помощи органов государственной власти. Им присущ ряд признаков: 1) все органы государственной власти создаются на основе Конституции и законов, 2) у каждого из них есть своя сфера деятельности и свой объем полномочий, 3) каждый орган государственной власти реализует свои полномочия методами, определенными законодательством, 4) все органы государственной власти составляют единую систему. В рамках этой системы, обладая различными полномочиями и собственной областью деятельности, они взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед государством.

За тысячелетия своего развития человечество прошло сложный путь от понимания власти как единого целого, источником которого является высшая сила через посредство избранной личности – монарха, – к идее разделения властей. Ее суть – в том, что власть, сосредоточенная в одних руках, ведет к деспотизму и тирании, перестает служить гражданам, поэтому ее необходимо разделить на ветви, которые будут сдерживать друг друга. Эту концепцию разработали английский мыслитель и философ Джон Локк (1632-1704) и французский философ, юрист, историк и государственный деятель Шарль ЛуиМонтескье (1689-1755). Локк предлагал четко разделить власти на законодательную (парламент), исполнительную (монарх и кабинет министров) и федеративную (ведает международными отношениями). Монтескье дополнил концепцию, предложив выделить еще и судебную власть. Он выступал за конституционное закрепление механизма разделения властей. Этот принцип сейчас закреплен почти во всех конституциях.

В Республике Беларусь, согласно ст.6 Конституции, также существует разделение властей. Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Таким образом, каждый орган, относящийся к той или иной ветви власти (например, районный суд, районная администрация и т.д.), является органом государственной власти.

У исследователей нет единого мнения о месте органов местного самоуправления в системе государственной власти. Есть точка зрения, что они являются частью законодательной ветви власти (местные представительные органы), другие авторы относят часть этих органов и к исполнительной ветви, третьи вообще предлагают рассматривать их вне системы органов государственной власти. Можно с уверенностью говорить лишь о том, что если эти структуры не обладают независимым статусом и являются органами самоуправления лишь по названию, то они выступают в роли своего рода совещательных подразделений местных исполнительных органов. Одним из признаков правового государства и гражданского общества как раз и является наличие самостоятельной системы местного самоуправления.

 

 

21. Региональный уровень управления: цели, задачи, функции.

К региональному (местному) уровню управления относят те органы, которые свою деятельность распространяют преимущественно на административно-территориальную единицу, т.е. местные исполнительные и распорядительные органы и органы республиканских структур на местах.

Местное управление, имея определенные особенности, как разновидность государственного управления обладает соответствующими признаками: осуществляется государственными органами, носит исполнительно-распорядительный и государственно-властный характер и т.д.

В части 2 статьи 3 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» указано, что органами местного управления являются исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские городов районного подчинения), базового (городские городов областного подчинения, районные), областного уровней. К таким органам относятся местные администрации, которые находятся на территории района в городе с районным делением.

В соответствии с разделом V Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местное управление осуществляется в областях, г.Минске, городах, районах, в поселковых и сельских Советах.

Местное управление отличается от государственного тем, что в процессе его осуществления в основном решаются вопросы местного значения (ст.120 Конституции).

Оно осуществляется с учетом особенностей развития определенной территории, будучи приближенным к объектам управления и способным более оперативно решать возникающие вопросы.

Местное управление реализуется как непосредственно исполнительными комитетами, так и через образуемые ими отделы и управления. Однако если исполнительные комитеты как органы общей компетенции не подчинены республиканским органам, то большая часть их структурных подразделений находятся в таком подчинении. Республиканские органы государственного управления проводят через них свою политику на местах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.