Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание № Тема 1. Введение в философию






А.И. Юдин

 

 

Составители:

 

М.Ю. Антимонов, П.В. Глазков, Л.А. Роом, В.А. Скребнев, Р.В. Скорочкин


Ф561 Философия: задания для самостоятельной работы. Ч. I / сост.: М.Ю. Антимонов, П.В. Глазков, Л.А. Роом, В.А. Скребнев, Р.В. Скорочкин. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 32 с.

 

Содержат вопросы для самостоятельной работы по истории философии, списки общей и дополнительной литературы, методиче-ские рекомендации.

 

Предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения.

 

УДК 1(091)

 

ББК ю2я73-5

 

© ГОУ ВПО«Тамбовский государственный

 

технический университет» (ТГТУ), 2007


Учебное издание

 

ФИЛОСОФИЯ

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Часть I

 

Составители:

 

АНТИМОНОВ Михаил Юрьевич, ГЛАЗКОВ Павел Владимирович, РООМ Людмила Андреевна, СКРЕБНЕВ Владимир Александрович, СКОРОЧКИН Роман Владимирович

 

Редактор Е.С. Мордасова Компьютерное макетирование Е.В. Кораблевой

 

Подписано к печати 10.03.2007 Формат 60 × 84/16. 1, 86 усл. печ. л. Тираж 300 экз. Заказ № 280

 

Издательско-полиграфический центр Тамбовского государственного технического университета

 

392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14


ВЫБОР ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

По табл. 1, приведенной ниже, следует выбрать задание для самостоятельной работы. Как видно, всего предусмотрено 30 заданий, содержащих по 10 вопросов, по одному из темы. Каждая тема включает в себя 10 вопросов. Внимательно сверь-те номера вопросов, на которые Вам следует ответить, по таблице.

 

Например, если по согласованию с преподавателем Вы получили задание № 14, то в теме 1 следует отвечать на вопрос № 3, в теме 2 – № 4, в теме 3 – № 5, и так далее, согласно табл. 1.

                    Таблица 1
                         
Задания Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 Тема 10
                         
№ 1                        
№ 2                        
№ 3                        
№ 4                        
№ 5                        
№ 6                        
№ 7                        
№ 8                        
№ 9                        
№ 10                        
№ 11                        
№ 12                        
№ 13                        
№ 14                        
№ 15                        
№ 16                        
№ 17                        
№ 18                        
№ 19                        
№ 20                        
№ 21                        
№ 22                        
№ 23                        
№ 24                        
№ 25                        
№ 26                        
№ 27                        
№ 28                        
№ 29                        
№ 30                        

 

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

 

1. Что такое мировоззрение? Назовите его основные исторические типы.

 

2. Что такое философия? Каковы предпосылки ее возникновения?

 

3. В чем отличие философского мышления от мифологического и религиозного?

 

4. Что изучает философия? В чем специфика философского знания?

 

5. Как соотносится между собой философия и мировоззрение? Всякое ли мировоззрение есть философия?

 

6. Существует ли единая философия? В чем специфика восточной, западной и русской философии?

 

7. В чем состоит методологическая функция философии?

 

8. Каковы критерии периодизации истории философии?

 

9. Как соотносятся между собой философия и нравственность?

 

10. В чем сходство и различие между философией и наукой?

 

11. Каковы основные принципы построения онтологических и гносеологических философских концепций?

 

 

Список литературы

 

1. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. – М., 1996.

 

2. Гейзенберг, В. Физика и философия. Часть и целое / В. Гейзенберг. – М., 1989.

 

3. Горелов А.А. Древо духовной жизни / А.А. Горелов. – М., 1994.

 

4. Мигдал, А.В. Физика и философия / А.В. Мигдал // Вопросы философии. – 1990. – № 1.

 

6. Парис, К. Техника и философия / К. Парис // Это человек. Антология. – М., 1995.

7. Соколов, В.В. Мировоззренческие константы древнейших мифологий / В.В. Соколов // Философия и жизнь. – 1998.

 

– № 5.

 

8. Сурио, Э. Искусство и философия / Э. Сурио // Вопросы философии. – 1994. – № 7/8.

 

9. Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М., 1990.

 

10. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М., 1995.

 

11. Ясперс, К. Философия и религия. Смысл и назначение истории /

 

К. Ясперс. – М., 1994. – С. 456 – 476.

 

Задание № Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

Ответ на вопрос № 6

 

Древневосточная философия основана на культурных ценностях традиционного общества, которые проявлялись в стереотипах мышления. Ведь какова модель мира, таков и способ мышления и наоборот, когда в соответствии с умонастроением человек действует и строит отношения с окружающим миром. И востоковед Л.С.Васильев говорит о таких складывающихся веками и прошедших через множество поколений стереотипах, как: 1) пиетет перед мудростью древних, давших образец социальной гармонии; 2) принцип стандартных ситуаций, когда даже правитель принимал решение в рамках предложенных традиций; 3) принцип монизма мира: центр везде, в каждой точке, ничто не раздельно, не автономно; 4) принцип подчинения желаний и эмоций разуму.

Для различных философских направлений Древнего Востока проблемы познания отождествлялись с нравственным совершенствованием человека.

Восточная философия предлагает путь самосовершенствования, самоуглубления, путь к душе, восхождение к себе. Такой серьезный подход к внутренней субъективной жизни духа, мышления требует от человека высокой индивидуальной ответственности не только за поступки, но также за помыслы и речи.

Я считаю, что главная особенность восточной философской традиции - в обращении к человеку, в постоянном и пристальном внимании к его внутреннему состоянию. Ведь гармонию постигают постольку, поскольку носят ее в себе.

Основные черты современной западной философии:

1. Центр тяжести философских исследований смещается с метафизической проблематики на субъекта. При этом сам «субъект» определяется по-новому – как конкретный, «живущий», чувствующий человек. Таким образом, центральной проблемой становится именно проблема человека.

2. Пересматривается роль разума: расширяются границы и характер его взаимодействия с «неинтеллектуальными» составляющими души – волей, чувствами, бессознательным и т.п.

3. Развивается идея уникальности и неповторимости не только человеческой жизни, но и культур, эпох, событий. А значит, возникает проблема их понимания и интерпретации.

4. Меняется категориальный аппарат философии. Вместо привычных метафизических категорий появляются совершенно новые понятия, отражающие самоощущения субъекта и уникальные ситуации.

5. Однонаправленность традиционной проблематики сменяется плюрализмом взглядов, методов, предпочтений.

6. Все учения современной западной философии условно можно разделить на сциентистски (позитивизм, структурализм и др.) и несциентистски (философия жизни, экзистенциализм, философия психоанализа и др.) ориентированные.

На формирование и развитие русской философии оказали огромное влияние такие факторы, как правостлавная религия, острота социального вопроса в стране, особенности расположения страны в мире. В ее содержании имеют место три идейных потока: 1. Историософский, 2. Религиозный, 3. Нравственный.

Русская философия несет в себе огромный потенциал духовности и гуманизма.

В Древней Руси Владимир Мономах сфирмалировал систему этических правил, обращенных к человеку. Человек должен обходиться «тремя делами добрыми» – покоянием, слезами, милостыней. Нужно соблюдать заповеди, спасение души является важнейшей задачей бытия.

В период Московского царства 11-14 века появились натурфилософские учения. В 14 века распространился «исихазм» – безмолвствие, как практика созерцательного отношения к окружающему миру, породившая монашество.

Человек – по образу и подобию бога. Он – микрокосм и органично соединяет в себе плоть и душу (Нил Сорский). К числу наибольших грехов он относил гнев, алчность, блуд, печаль, уныние и т.д. Был крупнейшим представителем нестяжательства.

Нестяжателям противостояли иосифляне – последователи Иосифа Волоцкого. Он настаивал на участии церкви в социальной жизни.

Еретики критиковали отдельные христианские догмы и обряды, осуждали церковников за стремление к обогащению и нравственную распущенность. В ересях выдвигалась идея равенства всех людей перед богом и светской властью.

В 14-17 веках выделилось Московское княжество как центр единого государства. Этот процесс нашел отражение в учении монаха Филофея о Москве как от «Третьем Риме». Он учил, что в основе человеческой истории лежит божественное проведение, поэтому старый Рим пал всилу внутренних кризисных процессов. Новый Рим (Константинополь) тоже подвергся упадку под ударами турецких завоевателей. Третьему Риму (Москве) стоять вечно, а Четвертому небывать. Он отразил проблему существования великих держав.

Пересветов: самой приемлемой формой правления для Руси является самодержавие.

18 век (Русское просвящение) – идейное обоснование реформ Петра 1 сделали Татищев, Прокопович, Кантемир.

Ломоносов заложил традиции естественно-научного реализма. В вопросах осмысления окружающего мира он придерживался принципов атомизма. Сформулировал закон сохранения вещества и движения. Движение – внутренняя активность вещества, оно вечно.

Радищев: в 1790 году вышла его книга «Путешествие из Петербурга в Москву» где критиковал крепостное право и самодержавие. Отстаивал идею народной революции. Лучшая форма правления – республика.

 

Зачтено, оценка ___________________ Не зачтено _______________________

 

________________________ (подпись) ________________________ (подпись)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.