Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Цель занятия






I. Актуальность темы

Антибиотики и другие, близкие по механизму действия, химиотерапевтические препараты являются в настоящее время самыми распространенными лекарственными средствами. Успех антибактериальной терапии во многом зависит от правильного подбора оптимальных для лечения данного больного химиотерапевтических препаратов или их сочетаний. Правильно проведенная антибактериальная терапия предотвращает хронизацию острого инфекционно-воспалительного процесса, замедляет прогрессирование хронически текущих заболеваний инфекционной природы, а при тяжелых инфекционных процессах имеет решающее значение для жизни больного. Вместе с тем, одной из актуальных проблем современной химиотерапии является побочное действие антибактериальных средств. Профилактика и лечение осложнений химиотерапии имеет важное значение в практической деятельности врача.

II. Цель занятия

Научить тактике антибактериальной терапии: методикам правильного подбора антибактериальных средств в зависимости от этиологии заболевания, локализации инфекционного процесса, возраста больного и состояния организма, периода и степени тяжести заболевания, характера сопутствующей патологии и функционирования элиминирующих систем. Обучить студентов методам контроля и критериям эффективности и безопасности химиотерапии инфекционных заболеваний.

Студент должен знать

· классификации антибактериальных препаратов по химической структуре, механизму, спектру силе действия;

· фармакокинетику и фармакодинамику, антибактериальный спектр и тактику применения основных антибактериальных препаратов из групп пенициллинов, цефалоспоринов, аминогликозидов, макролидов, тетрациклинов, сульфаниламидов, фторхинолонов;

· общие принципы антибактериальной терапии;

· показания к проведению комбинированной антибактериальной терапии;

· принципы подбора «стартового» антибактериального препарата, режимы дозирования и длительность их применения;

· критерии оценки эффективности применения антибактериальных средств, показания к замене антибиотиков;

· побочные эффекты антибактериальных средств, их диагностику, профилактику и лечение.

· Противогрибковые лекарственные средства.

· Противовирусные лекарственные средства.

Студент должен уметь

· определить показания для назначения антибактериального препарата;

· оптимально подобрать антибактериальный препарат в конкретной ситуации;

· оценивать эффективность антибактериального препарата;

· правильно и своевременно заменить антибактериальное средство;

· определить длительность применения антибактериальных средств;

· определить показания к проведению комбинированной антибактериальной терапии и подобрать комбинацию антибиотиков;

· распознать, предупреждать и корригировать побочные действия антимикробных препаратов.

III. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия (базисные знания)

Ÿ микробиология;

Ÿ понятие и закономерности развития инфекции, инфекционного процесса, инфекционной болезни.

Литература

1. Учебники по микробиологии, инфекционным болезням и патологической физиологии для студентов медицинских ВУЗов.

Ÿ IV. Рекомендуемая литература по теме занятия

Ÿ VII. Рекомендуемая литература по теме занятия

Основная литература

1. Белоусов, Ю.Б. Клиническая фармакология и фармакотерапия / Ю.В. Белоусов, В.С. Моисеев, В.К. Лепахин. - М., 2000. - С. 288–396.

2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. - М., 2006. - 1200с.

3. Окороков, А.Н. Лечение болезней внутренних органов / А.Н. Окороков. - М., 1999. - Т. 1. - С. 4-41.

Дополнительная литература

1. Белоусов, Ю.Б. Клиническая фармакология болезней органов дыхания / Ю.Б. Белоусов, В.В. Омельяновский. ─ М., 1996. ─ С. 16-83.

2. Андрущенко, Е.В. Клиническая фармакология в терапевтической практике / Е.В. Андрущенко, Е.А. Красовская. ─ Киев, 1992. ─ С. 180-225.

3. Антибактериальная терапия. Практическое руководство / Под ред. Л.С. Страчунского, Ю.Б. Белоусова, С.Н. Козлова. ─ М., 2000. ─ 191 с.

4. Кукес, В.Г. Клиническая фармакология / под ред. В.Г. Кукеса - М., 2006. - С. 569-646.

5. Воронов, Г.Г. Общая фармакология: вопросы, ответы, тесты / Г.Г. Воронов, Д.А. Рождественский. – Мн., 2003. – 272 с.

6. Практическое руководство по антиинфекционной химиотерапии / Под ред. Л.С. Страчунского, Ю.Б. Белоусова, С.Н. Козлова. ─ М., 2002. ─ 384 с.

7. Илюкевич, Г.В. Антимикробная химиотерапия в хирургии / Г.В. Илюкевич. ─ Мн., 2003. ─ 150 с.

8. Холодов, Л.Е. Клиническая фармакокинетика / Л.Е. Холодов, В.П. Яковлев. - М., 1985. - 464 с.

9. Абеле-Хорн, М. Карманный справочник по антибиотикотерапии пневмоний / М. Абеле-Хорн; пер. с нем. Т.П. Дюкова, В.Ф. Жерносек. ─ Мн., 2000. ─ 272 с.

10. Ребенок, Ж.А. Основные положения рациональной антибиотикотерапии: Методические рекомендации. ─ Мн., 1998. ─ 13 с.

 

V. Вопросы для самоподготовки

Вопросы по базисным знаниям

Ÿ классификация и строение микроорганизмов;

Ÿ типы инфекционных процессов;

Ÿ течение инфекционного процесса и его циклы;

Ÿ классификация инфекционных болезней;

Ÿ иммунитет при инфекционном процессе, формы иммунного реагирования;

Ÿ методы диагностики инфекционных болезней.

По изучаемой теме:

· Классификация антимикробных лекарственных средств из групп пенициллины, цефалоспорины, аминогликозиды, линкозамиды, тетрациклины, гликопептиды, оксазалидиноны, хинолоны, фторированные хинолоны, сульфаниламидные препараты, особенности их фармакокинетики и фармакодинамики.

· Антисептики.

· Особенности протекания инфекционной патологии в зависимости от характера возбудителя, реактивности организма.

· Принципы комбинированной антибактериальной терапии.

· Принципы контроля эффективности и безопасности противоинфекционной терапии.

· Противогрибковые лекарственные средства.

· Противовирусные лекарственные средства.

Препараты, которые должны быть усвоены студентами:

β -лактамы: бензилпенициллин, бензатин бензилпенициллина, оксациллин, ампициллин, аугментин, уназин, тиментин, ампиокс, амоксациллин, карбенициллин, азлоциллин; цефазолин, цефотаксим, цефтриаксон, цефоперазон, цефалексин, цефепим, цефтазидим, цефуроксим, цефалоридин; имипенем/циластатин, меропенем; эртапенем, дорипенем

Аминогликозиды: стрептомицин, канамицин, гентамицин, тобрамицин, амикацин, нетилмицин;

Макролиды: эритромицин, спирамицин, азитромицин, рокситромицин, кларитромицин;

Фторхинолоны: офлоксацин, ципрофлоксацин, ломефлоксацин, левофлоксацин;

Сульфаниламиды: бисептол,

Препараты различных групп: хлорамфеникол, ванкомицин, метронидазол, нитроксолин, фурацилин (нитрофурал), фурадонин (нитрофурантоин), фуразидин (фурагин) доксициклин, полимиксин Е (колистиметат)

Противовирусные лекарственные средства: ремантадин, осельтамивир, занамивир, ацикловир, валацикловир, рибавирин.

Противогрибковые лекарственные средства: амфотерицин В, флуконазол, вориконазол, итраконазол, каспофунгин, анидулофунгин.

 

Темы УИРС

· Лечение ORSA-инфекции;

· Трудности антимикробной терапии внутригоспитальной синегнойной инфекции.

Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов

Ÿ Компьютерная база данных

Ÿ Задачи, тестовый контроль

Ÿ Тематические больные

Ÿ Результаты лабораторных и инструментальных методов исследования у больных с инфекционными заболеваниями

Ÿ Банк заданий для самостоятельной работы студентов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.