Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Картинка: Матье Ленен. «Драка».






Случается и внутриличностный конфликт, или конфликт человека с самим собой. Он может возникнуть при низкой удовлетворённости человека своей работой, недостаточной уверенности в себе, несогласованности разных социальных ролей; часто он бывает связан со стрессом. Здесь человек должен, проанализировав ситуацию, заново обдумать, что для него является приоритетным и постараться в дальнейшем контролировать свои действия.

Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов и стремятся найти преемлемое решение проблемы. Неконструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны, или же когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.

Линии поведения в конфликтных ситуациях. После того, как конфликт осознан, его участники могут избрать различные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Стратегия «сотрудничество» предполагает поиск решения, которое удовлетворило бы интересы всех участников конфликта, в ходе открытого обмена мнениями. Этот способ требует времени и внимания к партнеру. Вместе с тем, это единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению конфликта.

«Компромисс» достигается урегулированием разногласий через взаимные уступки. Преимущества данного поведения в быстром разрешении конфликта. Однако компромиссное решение не всегда самое справедливое, а потому у участников конфликта сохраняется эмоциональная неудовлетворенность.

Действия в стратегии «уклонение» направлены на то, чтобы выйти из ситуации, не уступая оппоненту, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии. В ответ на обвинения проявляется стремление перевести разговор на другую тему. Для человека, использующего этот стиль поведения, прежде всего важно сохранить хорошие взаимоотношения, но конфликт при этом не разрешается.

«Приспособление» также выражается в стремлении уйти от конфликта путем уступок; человек здесь сглаживает противоречия, пренебрегая своими интересами в пользу другого.

В стратегии «конкуренция» (противоборство) действия человека направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы. Этот стиль поведения целесообразен в экстремальных ситуациях.

Пути разрешения конфликтов. Иногдаучастники конфликта самостоятельно предпринимают попытки разрешить его. Они могут также обратиться за помощью к постороннему человеку – посреднику, который способен организовать диалог между ними.

Часто конфликты между людьми осложняются наличием невысказанных мыслей и чувств. Открытое изложение своего понимания ситуации помогает прояснить суть конфликта. При этом рекомендуется использовать такие высказывание как «я обиделся», «я рассердился» и т.д.

Нападать надо на проблему, а не на личность. Например, высказывание «вы нарочно ставите громкую музыку, чтобы раздражать меня» можно заменить таким: «Когда я слышу громкую музыку у вас, мне трудно сосредоточиться, так как это вызывает у меня раздражение». Важно также узнать о том, что думает и чувствует другой человек. Попытайтесь встать на позицию другого человека и взглянуть на ситуацию «его глазами».

При обсуждении конфликта следует избегать угроз, вранья. Обязательное условие здесь – максимально возможный спокойный тон высказываний, точность и продуманность фраз. К человеку, который вступил с нами в конфликт, следует проявить максимальное дружелюбие и готовность заняться разрешением возникших проблем, не пуская их «на самотек».

Одним из важнейших условий нормального разрешения конфликтных ситуаций является овладение умением спорить.

Вот некоторые правила спора:

– Спор может проводиться только после предварительного согласия обеих сторон обсудить сложившееся положение; выяснение отношений должно осуществляться как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации («здесь и теперь»).

– Тот, кто начинает спор, должен заранее ясно представлять ту цель, которую он хочет достигнуть.

– Речь должна идти о проблеме, актуальной для обоих участников.

– Каждый участник спора должен говорить о себе без «шума», с хорошей «обратной связью» (не только говорить самому, но и слушать собеседников).

– Аргументы должны быть деловыми, участники спора должны придерживаться правил честной игры. Нарушение этих правил — использование аргументов, не относящихся к делу или имеющих целью уязвить противника, использование обобщений типа «никогда», «всегда», «все они такие». Но следует помнить, что не существует универсальных и чудодейственных способов разрешения конфликтов.

Очень важна готовность личности к поиску эффективных путей разрешения ситуации. Следует вырабатывать с себе качества, важные для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов. К ним относят эмпатию, доброжелательность, умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками и ролями. Для избежания конфликтов в общении между людьми важны:

– конкретность (отказ от многозначных и невнятных замечаний, общих рассуждений, готовность однозначно отвечать на вопросы);

– инициативность (способность устанавливать контакты, склонность к тому, чтобы в отношениях с другими «идти вперед», а не только реагировать на их действия);

– непосредственность (умение говорить и действовать напрямую, честная демонстрация своего отношения к происходящему);

– открытость (готовность и умение говорить о своих мыслях и чувствах).

Некоторые выводы:

1. В конфликте сталкиваются противоположные цели, интересы, позиции, мнения, взгляды партнеров по общению.

2. Правильное понимание конфликта важно для выбора адекватной линии поведения в конфликте и поиска путей его разрешения.

3. Для разрешения конфликта участнику важно выбрать эффективную стратегию, приемлемый стиль поведения. Различают такие линии поведения в конфликте, как уклонение, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество.

4. Важным условием успешного разрешения конфликтных ситуаций является овладение умением спорить.

Вопросы и задания

1. Что такое конфликт, какова его структура?

2. По каким основаниям классифицируют конфликты? Составьте схему типов конфликтов по различным критериям.

3. Вспомните какой-либо конфликт, в который вы были вовлечены, и опишите его. Какой способ поведения при этом выбрали вы?

4. Дайте сравнительную характеристику таких стилей поведения

людей в конфликтной ситуации, как сотрудничество, уклонение, приспособление, компромисс, конкуренция. Приведите примеры.

5. Что мешает и что помогает адекватному восприятию конфликта?

6. Какие приемы способствуют открытому и эффективному общению участников в ходе разрешения конфликта?

7. Какие качества личности способствуют бесконфликтному общению и конструктивному разрешению конфликтов? Как Вы думаете, какие из этих качеств присущи вам?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.