Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практикум. 1. Античный философ Протагор выдвинул положение о том, что «человек есть мера всех вещей»






1. Античный философ Протагор выдвинул положение о том, что «человек есть мера всех вещей». Согласны ли вы с этим утверждением?

2. Игра «эстафета культуры» (число участников 5 – 8 человек). Участники игры по очереди дают определения культуры. В первом туре – из учебника. При этом тот, кто не может сформулировать определение, выбывает из игры. Во втором туре требуется дать свое оригинальное определение культуры на основе известных. По итогам второго тура участники голосованием могут решить, чье определение культуры было наиболее оригинальным и интересным для анализа.

3. В первобытном обществе был распространен обряд инициации, когда юношей и девушек переводили в категорию взрослых. При этом им часто наносили порезы на тело, делали татуировки, заставляли выполнять трудные и неприятные действия. С чем, на ваш взгляд, это было связано? Существуют ли современные культурные «инициации»?

4. Сравните два высказывания и определите позиции их авторов относительно природы творчества: 1): «Творец художественного произведения будущего есть не кто иной, как художник настоящего времени»? (Р. Вагнер) и 2) «Творчество – это самозабвенное служение искусству народа» (В.В. Качалов).

5.Оливер Кромвель сказал: «Быть ищущим – почти то же, что стать нашедшим: кто раз начал искать, тот не успокоится до конца. Счастливы нашедшие, но счастливы и ищущие». Соответствует ли такая оценка творческого поиска ситуации массовой культуры или же она характерна скорее для элитарной культуры?

6. Сопоставьте два высказывания об источниках гениальности и определите свою позицию по этому вопросу. 1) «Выдающиеся умы, подобно книгам, имеют свою судьбу. И нельзя сказать, что судьба их «куется» ими самими. Она определяется той ролью, которую играет их родина в ходе культурного развития человечества». (Г.В. Плеханов) 2) «Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатом». (А. Эйнштейн).

7. Попробуйте дать свое определение массовой культуры. Какую роль она играет в жизни общества? Если она «низкая», то зачем она нужна?

8. Какова роль школы в развитии культуры? Прокомментируйте слова В. Гюго: «Обучать народ – значит делать его лучше; просвещать народ – значит повышать его нравственность; делать его грамотным – значит цивилизовать его»?

9.Выделяют несколько типичных сценариев досуга.

Отсутствие отдыха. Это крайняя, «вырожденная» ситуация, в которой время досуга приближается к нулю. Работа занимает столько времени и отнимает столько сил, что человек едва успевает хотя бы немного поспать. Это «работа на износ».

Будничное безделье. После работы – бездумное, беззаботное и бесцельное времяпровождение. Например, лежание на диване, сидение на скамейке, не слишком интеллектуальные игры (домино, карты, футбол), болтовня с приятелями, обычно на одни и те же темы. Есть и более осмысленные варианты: телевизор, легкая музыка, дискотека.

Домашняя работа. У людей семейных – это обычно неизбежное дополнение к их профессиональному, служебному труду. Одни занимаются домашними делами охотно и отдыхают за ними. У других домашние дела лишь увеличивают усталость от работы. Поскольку большая часть хозяйственных забот по дому – приготовление пищи, стирка, уход за детьми – падает обычно на женщин, это оставляет им меньше времени для полноценного отдыха.

Праздник. В широком смысле слова – это не только государственный, религиозный или семейный праздник; праздником может быть любая форма проведения досуга, которая резко нарушает обычный, повседневный, изо дня в день повторяющийся порядок жизни и создает приподнятое настроение. Праздник прерывает монотонное течение будничного бытия.

Смена занятий. Досуг заполняется какими-то делами, которые нравятся человеку и удовлетворяют его интересы, лежащие вне его служебных обязанностей на основной работе. Распространенной формой досуговых занятий являются хобби – увлечения, которым человек с радостью посвящает свободное время. Хобби необозримо разнообразны: коллекционирование, кулинария, ремесленные поделки, радиотехника, компьютер, автомобиль, рисование, музыка, театр, спорт, туризм, изучение архитектуры, истории и т.д. и т.п. Обычно в подобных увлечениях деятельность ведется на любительском уровне, но многие достигают высокого профессионализма.

Сочетание отдыха с работой. Этот сценарий досуга типичен для людей, чья трудовая деятельность протекает в условиях «ненормированного» рабочего дня, (самостоятельный предприниматель, менеджер, исполнитель, имеющий возможность распоряжаться своим рабочим временем по собственному усмотрению). Они могут перемежать отдых с трудом так, как считают удобным, включать его в структуру своей деятельности, (например, проводить деловую встречу на пикнике).

Какому сценарию отдают предпочтение в вашей семье? Какой из видов отдыха предпочитаете вы? Какой из названных сценариев в большей мере способствует приобщению человека к культуре? Поясните свое мнение.

10. Познакомьтесь с отрывками из «Раздумий» Д.С. Лихачева.

«Нам не следует бояться признания огромной роли Византии в образовании славянской культуры — посредницы и отдельных национальных культур славян. Славянские народы не были провинциальными самоучками, ограниченными своими местными интересами. Через Византию и другие страны они дышали воздухом мировой культуры. Развивали свою общую и местные культуры на гребне общеевропейского развития. Их культуры для своего времени представляли собой в известной части итоги общеевропейского развития. Болгария, опередившая другие славянские страны на целое столетие, сделала великое дело, присоединив и себя, и литературы других стран к общему европейскому развитию и вместе с тем создав общий литературный язык для всех православных славянских стран, а частично — и для не славянских».

«Одна из величайших основ, на которых зиждется культура, — память. В созидании культуры участвуют многие поколения людей. Культура человечества — это не гении, рождающие все из себя. Гении создаются на определенной почве культуры. Культура передается из поколения в поколение, накапливается. При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно, и запоминается постепенно, иногда мучительно трудно, путем преодоления ошибок и вопреки порой гибели величайших ценностей.

История культуры — это история человеческой памяти, история развития памяти, ее углубления и совершенствования.

Удивительное свойство памяти! Впамяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе — активнее, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создается знание».

Прокомментируйте эти высказывания Д.С. Лихачева.

11. Г.Г.Воробьев в книге «Молодежь в информационном обществе», рассуждая о роли образования в современном мире указывает, что в развитых странах человека с образованием 5 классов считают неграмотным и его рассматривают как неспособного приносить пользу обществу. В США таких неграмотных 5% процентов и они составляют костяк «хронических» безработных. Неквалифицированным трудом в этих странах занимаются преимущественно люди с образованием не ниже 8 классов. В соответствии с требованиями, которые сформулированы ООН, каждый работник в странах, которые вступают в информационную стадию развития, должен иметь в среднем 11, 5 лет обучения.

Примените эти сведения для оценки ситуации в области образования в Республике Беларусь. Какие выводы лично для себя вы можете сделать из этой информации? В каком учебном заведении вы хотели бы продолжить обучение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.