Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное состояние российского аудита






 

Первый закон об аудите был принят в Великобритании в 1862 году, во Франции в 1867, в США в 1937. Первые аудиторские фирмы в России появились в 1986-87 г., одна из первых фирм была «Инаудит» - для проверки предприятий с иностранными инвестициями. В 1993 в декабре были приняты временные правила аудиторской деятельности (указ президента). Первый закон об аудите в нашей стране был принят 7 августа 2001 г. В настоящее время действует новая редакция закона № 307 ФЗ от 30.12.2008 – «закон об аудиторской деятельности».

Аудит в нашей стране можно охарактеризовать как молодой, но быстро развивающийся рынок профессиональных услуг.В настоящее время в стране свыше 5 тыс. аудиторских организаций и свыше 30 тыс. аттестованных аудиторов.

 

Несмотря на то, что рынок в целом сложился, есть ряд проблем:

· По новому закону №307 отменено лицензирование аудита и официально узаконены СРО, хотя они еще только проходят стадию становления. СРО теперь переданы важные функции: внешний контроль качества аудита, подготовка кадров, повышение квалификации аудиторов.

· Система внутреннего контроля качества разрабатывается каждой организацией самостоятельно, а это трудоемкий и сложный процесс. Помощь СРО недостаточна.

· Нет взаимодействия между аудиторскими организациями и налоговой службой как в цивилизованных странах.

· Недостаточная подготовленность общества в целом, а так же руководителей и бухгалтеров отдельных предприятий к восприятию аудита.

32) Взаимодействие проверяемой организации и аудиторского предприятия в процессе аудиторской проверки.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе :

· самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов РФ, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом;

· проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности;

· требовать от аудируемого лица устранения выявленных нарушений в бухгалтерском учете и отчетности;

· получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию;

· привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;

· отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации;

· получать по договору вознаграждение за фактически выполненную работу;

· осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

· осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ и ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

· предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Р Ф, касающихся проведения аудиторской проверки;

· в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

· обеспечивать сохранность документов;

· немедленно сообщать заказчику:

1) о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта вследствие родственных, должностных или экономических связей, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данного экономического субъекта;

2) о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения;

· исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Р Ф.

 

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах РФ, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

2) получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством РФ;

2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским;

3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;

4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита;

6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

33) Понятие и функции налоговой̆ системы. Основные принципы налогообложения. Сущность и виды налогов. Основные проблемы развития российской̆ налоговой̆ системы.

Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Но понятие используется в теории и по сей день. Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы.

Налоговая система представляет собой форму организации порядка налогообложения.

Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

 

Основные принципы налогообложения:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы иначе как в порядке предусмотренным налоговым кодексом.

3. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

4. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

5. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

6. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с налогоплательщиков в денежной форме в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

§ обязательность;

§ индивидуальная безвозмездность;

§ отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

§ направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются:

§ обязательность;

§ одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

 

Сущность налогов: налоги - платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

 

Все налоги и сборы можно классифицировать по разным основаниям:

· по налогоплательщикам

1) с организаций и ИП

2) с физических лиц

3) с организаций и физических лиц

· 2) по распределению времени уплаты налога

1) прямые (бремя уплаты возлагается непосредственно на налогоплательщика)

2) косвенные (бремя уплаты возлагается на покупателя)

· по распределению налогов между бюджетниками

1) налоги закрепленные

2) налоги регулирующие

· по порядку установления и введения в действие налогов

1) федеральные

2) региональные

3) местные

 

По уровню взимания налоги и другие обязательные платежи делятся на:

Федеральные налоги:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

 

Проблемы налогообложения в Российской Федерации.

Основные недостатки состоят:

1. в излишней уплотненности;

2. в запутанности;

3. в наличии большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства;

4. в ускорении научно-технического прогресса;

5. во внедрении перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления.

6. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций.

7. низкий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий. Основная причина этого - несоблюдение налоговых правил предприятиями и гражданами.

8. привилегии и неравные условия для предприятий, несовершенное законодательство и неоднозначные подходы при его применении.

9. Неосведомленность населения о налоговом законодательстве и неоднозначность подходов приводит к нарушению законов.

10. Система налогообложения несправедливая и неодинаковая для всех. Высокие ставки налогов вынуждают скрывать доходы, избегая дополнительных выплат.

Налоговая оптимизация — планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.

Цель совершенствования налоговой системы:

1. Достижение минимально возможной справедливой налоговой нагрузки, т.е. налоговое бремя не должно стать препятствием экономическому росту, что особенно касается сферы оказания услуг.

2. Усовершенствование системы распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы.

3. Совершенствование существующей системы взимания отдельных налогов.

4. Улучшение системы налогового контроля и изменение системы налоговой ответственности

Основные задачи развития современной российской налоговой системы:

- поддержка российских товаропроизводителей путем создания благоприятных налоговых условий для инвестиций и повышение их конкурентоспособности как на внутреннем так и на мировом рынках;

- совершенствование принципов федерализма, развитие в стране муниципальных налоговых систем;

- обеспечение льготного налогового режима для привлекаемых иностранных капиталов;

- в результате решения вышеперечисленных задач - ускорение процесса интеграции российской экономики в мировую.

 

Взаимоотношения налогоплательщика и налоговых органов при исполнении обязанностей̆ по уплате налогов. Камеральные и выездные налоговые проверки. Понятие и виды налоговых правонарушений.

Налогоплательщики (плательщики сборов):

- организации (юридические лица любых организационно- правовых форм)

- физические лица

Обязанности налогоплательщиков (плательщики сборов):

1. уплачивать законно установленные налоги и сборы

2. встать на учет налоговых органов

3. предоставлять в налоговые органы налоговые декларации и расчеты

4. по запросу налоговых органов предоставлять бухгалтерскую отчетность, а также документы необходимые для исчисления уплаты налога

5. в течении 4-х лет сохранять данные бухгалтерского и налогового учета

6. сообщать в налоговые органы:

- об открытии или закрытии счетов в течении 7 дней

- об всех случаях участия в российских и иностранных организациях не позднее 1 мес

- обо сех обособленных подразделениях, искл филиалы представительства в течении 1 месяца

- о реорганизции/ликвидации организации

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью и правильностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Обязанности:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства

3)) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц

4) бесплатно информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах

5) соблюдать налоговую тайну

6) принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

7) Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Виды налоговых проверок:

1) Камеральная

2) Выездная

3) Встречная

1. Камеральная налоговая проверка - проводится по местонахождения налогового органа на основании налоговых деклараций и документов. Проверка проводится должностным лицом налогового органа без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Проверка проводится в течении 3х месяцев с даты предоставления документов. Если в результате проверки выявлены нарушения, то составляется акт.

2. Выездная налоговая проверка – проводится на территории налогоплательщика на основании специального решения руководителя налогового органа. Проводится по одному или нескольким налогам (комплексная). Проверяемый период 3 года. Срок проведения провекри не более 2х месяцев, срок может быть продлен до 4х месяцев, в исключительных случаях до 6 месяцев.

Налоговые органы не вправе проводить повторные выездные проверки (т.е. по одним и тем же налогам за один и тот же период), за искл. случаев:

· если после завершения выездной налоговой проверки налогоплательщик подал уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога.

· если проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за налоговым органом, проводившим проверку

Дата окончания фиксируется проверкой. По итогам выездной проверки составляется акт.

Глава 15 НК. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с 16 возраста.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.