Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 6. Расчлените на морфемы слова текста. Заполните таблицу.






слово префикс корень суффикс флексия постфикс основа
             

Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за лесу: надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. (И.С. Тургенев).

Тема 3: МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

 

Цель занятия: охарактеризовать морфонологию и её основную единицу – морфонему; рассмотреть морфонологические особенности русского словообразования; выработать практические навыки нахождения морфонологических средств словообразования при анализе слов.

План занятия:

1) Проверка теоретических знаний:

– понятие о морфонологии и морфонеме;

– чередование внутри морфем и на морфемном шве;

– интерфиксация;

– усечение производящей основы;

– наложение (интерференция) морфов.

2) Практические задания по нахождению морфонологических средств словообразования.

Задание 1. Определите, какое морфонологическое явление наблюдается в приведенных ниже словах:

Берегу – бережешь, пеку – печешь, носить – ношу, хотеть – хочу, ловить – ловлю, графить – графлю, пускать – пустить – пущу, загородить – загораживать, сухой – сохнуть – засыхать, несу – носить, конец – кончать.

Задание 2. Определите, в каких словах происходит частичное, а в каких - полное усечение морфемы:

Социалист, пальтецо, свердловчанин, кенгурёнок, кенгуровый, удобство, близость, читка, сиповатый, воскресный, мужской, весноватый (веснушка).

 

Задание 3. Выявите случаи частичного и полного наложение морфем. Какое наложение морфем и при сочетании каких элементов является типичным для русского языка?

Сопрановый, архангельский, коричневатый, архиерей, витебский, Шишкин лес, приду, триковый, якутский, регбист, таксист, антенный, вскочить, разевать, бечевой.

 

Задание 4. В данных словах выделите интерфиксы, определив их позицию в слове.

Пароход, врачебный, картотеке, жизненный, двухклассный, семена, сестринский, плутовка, страдалец, кофейник, прялка, игротека, черно-белый, киношник, сценичный, живут, дочери, ялтинский.

 

Задание 5. Данные глаголы образованы от названия лиц при помощи суффиксов. Какое явление здесь наблюдается: наложение морфем или усечение? Можно ли это доказать? Одинаковое ли количество морфем будет в этих словах при наложении и при усечении?

Мошенничать, дворничать, соперничать, школьничать, сапожничать, плотничать.

Задание 6. В следующих примерах определите различные морфонологические явления, сопровождающие образование существительных, глаголов и прилагательных: а) изменение места ударения, б) чередование, в) усечение производящей основы, г) наложение, д) интерфиксация?

Бездарь (бездарный), болтливый (болтать), вылечить (лечить), гладь (гладкий), зелень (зеленый), кенгуренок (кенгуру), коричневатый (коричневый), курский (Курск), лягушонок (лягушка), низость (низкий), одесский (Одесса), препятствовать (препятствие), сварка (сварить), спряжение (спрягать), таксист (такси), толща (толстый), королевич (король), треск (трещать), утиный (утка), мексиканец (Мексика).

Тема 4: ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

 

Цель занятия: рассмотреть основные способы словообразования русского языка; овладеть практическими навыками определения способа словообразования в производных словах.

План занятия:

1) Проверка теоретических знаний:

– морфологический и неморфологические способы словообразования;

– аффиксальные способы словообразования;

– безаффиксные способы словообразования;

– смешанные способы словообразования;

– лексико-семантический способ словообразования;

– лексико-синтаксический способ словообразования;

– морфолого-синтаксический способ словообразования;

– способы словообразования разных частей речи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.