Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перестройка государственного аппарата






Рассматриваемый период характерен тем, что происходили непре­рывные перестройки государственного аппарата. Причины этих пере­строек были неоднозначными. С одной стороны, они обусловливались стремлением в соответствии с решениями XX съезда КПСС демократи­зировать государственную структуру, преодолеть чрезмерный централизм, сложившийся в годы формирования и упрочения командно-административной системы государственного управления.

Однако надо сказать, что далеко не все осуществлявшиеся меры со­ответствовали вышеназванной цели, а представляли собой оторванные от реальной жизни, непродуманные проекты, не выдерживавшие даже крат­кого испытания практикой.

Стремление к демократизации государственной жизни нашло выра­жение в мерах, направленных на дальнейшее повышение роли Советов ак­тивизацию их деятельности, упрочение связей с народными массами. Это было необходимо потому, что, как отмечалось на XX съезде КПСС в рабо­те Советов имелись серьезные недостатки - нарушался принцип коллеги­альности, сессии Советов созывались нерегулярно с нарушением сроков, установленных Конституцией СССР, депутаты не всегда отчитывались пе­ред избирателями в своей работе. В январе 1957 г. ЦК КПСС принял по­становление " Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами".

В постановлении определялись задачи Советов: значительное улуч­шение организационно-массовой работы и дальнейшее укрепление связи Советов с населением, всемерное вовлечение трудящихся в работу ко­миссий, массовых самодеятельных организаций. В качестве мер по со­вершенствованию советского аппарата предусматривались решительная борьба с проявлениями бюрократизма и волокиты, невнимательного отно­шения к нуждам населения, усиление роли Советов в хозяйственном и культурном строительстве, обеспечении общественного порядка и прав граждан, соблюдении законности.

Надо сказать, что в результате принятых мер деятельность Советов оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась дея­тельность постоянных комиссий Советов, теснее стали связи Советов с на­селением.

Развивалась правовая база деятельности Советов. В 1957-1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сель­ских и районных) Советах депутатов трудящихся, в которых рег­ламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.

Вместе с тем начиная со второй половины 50-х годов стали осуще­ствляться мероприятия, которые внешне носили демократический ха­рактер, а по сути являлись показными, декларативными, не оказавшими реального воздействия на практику. К ним относились всенародные об­суждения важнейших законопроектов, результаты которых даже офици­ально имели рекомендательную силу.

Некоторые реорганизации, проведенные в рассматриваемый период, не были основательно продуманы. К ним с полным основанием можно от­нести разделение в конце 1962 г. краевых, областных, районных Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельские. Последним были со­ответственно подчинены промышленные и сельскохозяйственные районы. Полная нежизненность такой реорганизации стала очевидной очень скоро: нарушилось единство власти, началась неразбериха в управленческих структурах. Поэтому в ноябре 1964 г. Указами Президиума Верховного Совета СССР во всех краях, областях, районах были восстановлены еди­ные Советы депутатов трудящихся.

В рассматриваемый период остро встала проблема повышения эф­фективности управления народным хозяйством. Существовавшая цен­трализованная административно-командная система сковывала инициа­тиву предприятий, тормозила развитие промышленности и строительства. Выход виделся в осуществлении организационных мер, реорганизации управления. Именно в этом направлении шел поиск. В соответствии с ре­шениями, принятыми в мае 1957 г., отраслевой принцип управления про­мышленностью и строительством был заменен территориальным. В связи с этим были упразднены некоторые общесоюзные и союзно-республиканские министерства, ведавшие промышленностью и строитель­ством.

Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них Советом Министров союзной республики созда­вался Совет народного хозяйства (совнархоз), который руководил всеми предприятиями и стройками.

Переход к территориальной системе управления промышленностью и строительством преследовал цель приблизить управление к производст­ву, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства.

Однако эта цель достигнута не была. Радикальных изменений в раз­витии промышленности и строительства не произошло. Обнаружились но­вые недостатки - местничество, не всегда компетентное руководство.

Причина состояла в том, что с созданием совнархозов в основу управления промышленностью и строительством были положены не эко­номические методы, а видоизмененные административно-командные.

В рассматриваемый период были осуществлены меры по укрепле­нию правопорядка и законности.

Прежде всего 1 сентября 1953 г. был отменен внесудебный исключи­тельный порядок рассмотрения дел и ликвидировано Особое совещание при МВД СССР. Устанавливалось, что дела о контрреволюционных и иных преступлениях рассматриваются в обычном процессуальном по­рядке. Многие (хотя далеко не все) несправедливо репрессированные люди были реабилитированы.

Реорганизации подверглись и правоохранительные органы. В марте 1954 г. из МВД СССР был выделен и образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Спустя некоторое время была устранена чрезмерная централизация руководства органами внутренних дел. В октябре 1956 г. управления Министерства внутренних дел и управ­ления милиции в областях и краях были реорганизованы в единые управ­ления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. Органы милиции в районах, городах и ра­бочих поселках были преобразованы в отделы исполкомов районных, го­родских и поселковых Советов депутатов трудящихся. Вместе с измене­ниями в структуре милиции на местах были осуществлены изменения прав органов милиции в союзных республиках. Начальник управления милиции союзной республики стал одновременно заместителем министра внутрен­них дел союзной республики и назначался Советом Министров союзной республики.

Восстановление принципа двойного подчинения в организационном построении органов внутренних дел имело цель укрепить их связи с Сове­тами депутатов трудящихся, усилить контроль за их деятельностью.

Аналогичную цель преследовало и восстановление в 1957 г. наблю­дательных комиссий, которые создавались при исполкомах районных Со­ветов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения. Перед наблюдательными комиссиями ста­вилась задача осуществления постоянного контроля за соблюдением за­конности в деятельности ИТУ, за приобщением осужденных к обще­ственно полезному труду. Комиссии должны были привлекать общест­венность к перевоспитанию осужденных, содействовать в трудоустройстве лицам, освобожденным из мест заключения.

В конце 50-х годов получила распространение практика передачи некоторых государственных функций общественности. Одной из сфер, где эта практика особенно широко применялась, была сфера охраны общест­венного порядка. В ноябре 1958 г. в Ленинграде возникли добровольные народные дружины по охране общественного порядка.

В целях всемерного развития этой организационной формы ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 г. приняли постановление " Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране". В со­ответствии с ним ДНД стали создаваться повсеместно. В 1962 г. в стране насчитывалось более 130 тыс. добровольных народных дружин, объеди­нявших в своем составе более 4 млн. человек.

Надо сказать, что создание ДНД сыграло определенную поло­жительную роль, позволило привлечь внимание общественности к реше­нию важной задачи охраны общественного порядка. Вместе с тем вольно или невольно принижалось значение того факта, что охрана об­щественного порядка требует профессионального подхода, определенных профессиональных знаний и навыков, которыми не обладали должной ме­ре члены добровольных народных дружин.

В 1960 г. было ликвидировано Министерство внутренних дел СССР. Однако, как показала практика, эта мера оказалась недостаточно про­думанной. Усложнилась координация работы республиканских органов охраны общественного порядка, оказались ослабленными межреспубли­канский обмен опытом борьбы с преступностью, а также использование в этой борьбе достижений науки и техники.

Еще раньше, в 1956 г., были упразднены Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик, а функции управления в области юстиции переданы Верховному Суду СССР, Верховным судам союзных республик и автономных республик, краевым, областным судам. Последние имели право производить ревизии народных судов, контроли­ровать всю их деятельность, а также осуществлять руководство государст­венными нотариальными конторами.

В феврале 1957 г. в связи с тем что в работе транспортных судов не содержалось таких специфических признаков, которые давали бы осно­вания выделять эти суды в особую судебную систему, а также в силу со­кращения объема их деятельности транспортные суды были упразднены. Рассмотрение подсудных им дел было возложено на народные, краевые, областные суды, Верховные суды союзных и автономных республик.

Особое место в системе государственных органов в рассматривае­мый период занимали органы партийно-государственного контроля. По ре­шению ноябрьского (1962 г.) Пленума ЦК КПСС был создан единый со­юзно-республиканский орган - Комитет партийно-государственного кон­троля ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

В республиках, краях, областях и районах комитеты партийно-государственного контроля утверждались на пленумах соответствующих комитетов КПСС.

На предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах, в учреждениях и при домоуправлениях были созданы группы содействия партийно-государственному контролю. Комитет партийно-государственного кон­троля ЦК КПСС и Совета Министров СССР и его органы были наделены широкими правами. Они могли давать указания руководителям ми­нистерств, ведомств, организаций, предприятий, строек, колхозов, сов­хозов об устранении недостатков и нарушений; заслушивать доклады, Требовать объяснения, а также необходимые документы и материалы от Руководителей, допускающих бюрократизм, волокиту; приостанавлива­лись незаконченные, могущие нанести ущерб интересам государства Рас­поряжения и действия организаций, учреждений и должностных лиц; при­влекать виновных к ответственности, налагать дисциплинарные взывания, понижать в должности, отстранять от занимаемых постов, производить де­нежные начеты, а также направлять материалы о злоупотреблениях и иных преступных действиях в органы прокуратуры для привлечения виновных к уголовной ответственности.

В декабре 1965 г. Пленум ЦК КПСС признал, что название " партий­но-государственный" контроль не совсем точно отражает природу этого органа, и принял решение преобразовать органы партийно-государственного контроля в органы народного контроля.

Важное значение имело восстановление принципов организации и деятельности прокуратуры, нарушенных в условиях культа личности. 24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР, ко­торым высший надзор за точным исполнением законов всеми госу­дарственными органами и учреждениями, отдельными должностными ли­цами, а также гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР. В Положении также говорилось об обязанности всех работников прокурату­ры быть принципиальными и непримиримыми в борьбе за обеспечение строгого соблюдения законности. Прокуратура должна своевременно при­нимать меры к устранению всяких нарушений законов, от кого бы эти на­рушения не исходили.

Положение обязывало прокуроров всех звеньев внимательно следить за тем, чтобы не один гражданин не был незаконно подвергнут аресту или необоснованно привлечен к уголовной ответственности. Положение четко определяло, что органы Прокуратуры СССР составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, с подчине­нием нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Существенной реорганизации подверглись органы правосудия. В принятом в феврале 1957 г. Положении пересматривались полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны. Надзорные функ­ции Верховного Суда СССР были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены.

Устанавливалось, что рассмотрение судебных дел в порядке надзора, как правило, должно заканчиваться в судебных органах союзных рес­публик. Верховный Суд СССР мог истребовать дела, приговоры и решения по которым вступили в силу, только в том случае, если они были рассмот­рены в порядке надзора в Верховном суде союзной республики. Пересмотр дела в Верховном Суде СССР мог иметь место лишь в случае противоре­чия постановлений Верховных судов союзных республик общесоюзному законодательству или при нарушении этими постановлениями интересов других республик.

Сокращение надзорных функций давало возможность Верховному Суду СССР уделять больше внимания изучению и обобщению судебной практики, более тщательно разрабатывать руководящие разъяснения су­дебным органам, заниматься вопросами совершенствования законода­тельства и судопроизводства. Верховному Суду СССР принадлежало пра­во законодательной инициативы, а также право входить в Президиум Вер­ховного Совета СССР с представлениями по вопросам, подлежавшим раз­решению в законодательном порядке, и по вопросам толкования законов СССР. Верховный Суд СССР действовал в составе: Пленума Верховного Суда СССР, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной колле­гии по уголовным делам, Военной коллегии.

Верховный Суд состоял из Председателя Верховного Суда СССР, заместителей Председателя Верховного Суда СССР, членов Верховного Суда СССР и народных заседателей, избиравшихся Верховным Советом СССР, а' также председателей Верховных судов союзных республик, яв­лявшихся членами Верховного Суда СССР по должности.

В декабре 1958 г. в соответствии с Основами законодательства о су­доустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик участковая система народных судов была заменена единым народным судом города или района. Срок полномочий народных судей увеличен с 3 до 5 лет. Это преследовало цели обеспечения возможности народному судье лучше изу­чить условия района, способствовать стабилизации судебной практики, повышению качества судебной работы. Согласно Основам народные засе­датели стали избираться на общих собраниях рабочих, служащих и кресть­ян по месту их работы или жительства, а военнослужащих - по воинским частям.

Основы установили подотчетность народных судов непосредственно перед избирателями, всех других судов - перед Советами, их избравшими. Основы предусмотрели также образование Пленумов Верховных судов союзных республик, что было направлено на обеспечение более квалифи­цированного руководства с их стороны деятельностью судебных органов, учет специфических условий республик при осуществлении правосудия.

Законом от 25 декабря 1958 г. было утверждено Положение о воен­ных трибуналах. Входя в единую систему судебных органов страны, руко­водствуясь едиными для всех судов принципами правосудия, трибуналы строились применительно к организационной структуре армии. Надзор за судебной деятельностью военных трибуналов, организационное руково­дство ими осуществлялось непосредственно Военной коллегией Верховно­го Суда СССР и Пленумом Верховного Суда СССР.

§ 4. Развитие права

В рассматриваемый период, когда был сделан определенный поворот в сторону усиления демократических начал в общественной и государст­венной жизни, активизируется правотворческая деятельность государства, принимается ряд новых общесоюзных законов. Масштабы, объем и много­сторонность правотворчества были таковы что имелись достаточные осно­вания для вывода о проведении новой кодификации советского права, в особенности таких его отраслей, как гражданское, уголовное, процессу­альное право.

В новых общесоюзных законах нашли отражения те изменения в со­циально-экономической и культурной жизни страны, которые произошли со времени первой кодификации начала 20-х годов.

Гражданское право. Наиболее отчетливо изменения, произошедшие в стране, отразились на содержании гражданского права. И здесь прежде всего следует иметь в виду тот факт, что определяющее влияние на разви­тие имущественных и других общественных отношений, регулируемых гражданско-правовыми нормами, оказывало превращение со­циалистической (государственной и общественной) собственности в глав­ный фактор экономической жизни страны.

Действовавшее к началу периода гражданское законодательство в значительной мере устарело. Некоторые нормы, принятые в начале 20-х годов, на практике уже не применялись. Кроме того, гражданское зако­нодательство было кодифицировано в рамках союзных республик в виде гражданских кодексов, в масштабе же Советского Союза такая система­тизация проведена не была. Между тем факт объединения республик в со­юзном государстве делал необходимым выработку и закрепление норм, которые определили бы единые для страны принципы регулирования гра­жданско-правовых отношений. Поэтому 8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

В Основах были сформулированы положения, в целом отражавшие сложившуюся в стране систему имущественных отношений, в основе ко­торых лежала государственная и общественная собственность. Основы за­крепляли государственную, кооперативно-колхозную собственность, а также собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

В разделе Основ, посвященном праву собственности, подчеркива­лось, что советское государство является собственником всего государ­ственного имущества. За отдельными государственными предприятиями закреплялась только часть этого имущества, поступавшего в их опера­тивное управление.

В Основах впервые в истории советского законодательства давались классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанно­стей, а также классификация форм зашиты гражданских прав.

В разделе Основ гражданского законодательства Союза ССР и союз­ных республик, посвященном обязательственному праву, ведущее место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между государственными и общественными организациями. Эти нормы мели це­лью использовать договорную форму как инструмент выполнения народо-хозяйственных планов, обеспечения ответственности предприятий и орга­низаций за ассортимент, качество и комплектность продукции, своевре­менной ее поставки.

Основы определяли единые для всего Союза ССР принципы ре­гулирования имущественных отношений граждан. Устанавливалось, что государство защищает личную собственность граждан, которая не могла быть использована для извлечения нетрудовых доходов. Таким образом, Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. регулировали имущественные рыночные отношения, где господ­ствовала экономическая система, построенная на командно-административных принципах.

В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства были приня­ты гражданские кодексы союзных республик.

Трудовое право развивалось под воздействием мер, которые пред­принимались государством в целях повышения находившегося на весьма низком уровне материального положения граждан, обеспечения их соци­альных прав.

В 1955-1958 гг. повышается заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. в среднем на 21% была повышена заработная плата работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хо­зяйства, торговли, общественного питания и других отраслей, обслужи­вающих население.

В соответствии с решениями XX съезда КПСС проводились меры по переходу на сокращенный рабочий лень. В первую очередь были пере­ведены рабочие и служащие каменноугольной, горнорудной, металлурги­ческой промышленности, а также коксохимических предприятий. В марте 1956 г. на 2 ч была сокращена продолжительность рабочего дня рабочих и служащих в предпраздничные и предвыходные дни. Для подростков от 16 до 18 лет устанавливался 6-часовой рабочий день. Продолжительность от­пуска женщинам по беременности и родам увеличена с 77 до 112 кален­дарных дней. Тогда же был начат перевод рабочих и служащих на 7- и 6-часовой рабочий день без уменьшения заработной платы, завершенный в 1960 г.

В рассматриваемый период были отменены меры, предусмотренные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г., ква­лифицировавшиеся Международной организацией труда как принуди­тельный труд. Рабочие и служащие получили право одностороннего рас­торжения трудового договора с предупреждением администрации за Две недели.

В 1956 г. была отменена судебная ответственность за самовольный уход с предприятий, а также за прогул. Директор предприятия или на­чальник учреждения получил право наложить на работника, совершившего прогул, дисциплинарное взыскание согласно правилам внутреннего распо­рядка, либо лишить его права на получение процентной надбавки за вы­слугу лет на срок до 3 месяцев, либо уволить с указанием в трудовой книжке о прогуле. Вопрос о прогульщике мог быть передан на рассмотре­ние товарищеского суда.

В 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новое По­ложение о порядке рассмотрения трудовых споров. По Положению на предприятиях, в учреждениях и организациях из равного числа постоян­ных представителей фабричных, заводских, местных комитетов проф­союзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам. Они являлись первичным органом, рассматривавшим трудовые споры, возникавшие между рабочими и служащими, с одной стороны, и адми­нистрацией — с другой, по вопросам увольнения или перевода на другую работу, оплаты простоя или брака, сверхурочной работы и т. д. При несо­гласии заинтересованного работника с решением комиссии он мог обра­титься в фабричный, заводской, местный комитет профсоюза, который должен был в 7-дневный срок рассмотреть жалобу. При несогласии с по­становлением комитета профсоюза оно могло быть обжаловано в 10-дневный срок в народный суд. Такой порядок рассмотрения трудовых спо­ров расширял компетенцию профсоюзов в защите прав рабочих и служа­щих.

В рассматриваемый период были проведены меры по изменению пенсионного обеспечения граждан. В соответствии с Законом о госу-

дарственных пенсиях от 14 июля 1956 г. право на пенсию получали граж­дане, которые стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей, а также по старости или в случае потери кормильца. Гражданам, имевшим одновременно право на различные пен­сии, назначалась одна пенсия по их выбору. Выплата пенсий обеспечива­лась за счет ежегодно ассигновавшихся по государственному бюджету средств без каких-либо вычетов из заработной платы. Пенсии не подлежа­ли обложению налогами. Пенсии по старости назначались рабочим и слу­жащим: мужчинам - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, а женщинам - по достижении 55 лет при стаже не менее 20 лет. Для рабочих и служащих, занятых на подземных работах, на работах с вред­ными условиями труда и в горячих цехах, устанавливались льготные усло­вия. Пенсия по инвалидности назначалась, если инвалидность наступала в период работы или после ее прекращения, независимо от того, сколько времени произошло между прекращением работы и наступлением инва­лидности.

В результате введения Закона о государственных пенсиях средний размер пенсий увеличился на 50-60%, по старости - более чем на 90%. Ра­бочим и служащим с невысокой заработной платой пенсии были уве­личены в 2-2, 5 раза.

В 1962 г. была повышена роль профсоюзов в решении вопросов пен­сионного обеспечения рабочих и служащих. Устанавливалось, что до­кументы, необходимые для назначения пенсий рабочим и служащим, предварительно подготавливаются комиссиями фабричных, заводских, ме­стных профсоюзных комитетов по пенсионным вопросам совместно с ад­министрацией предприятий, учреждений и организаций по последнему месту работы рабочих и служащих. Руководители предприятий, учреж­дений и организаций были обязаны беспрепятственно предоставлять тру­довые книжки и другие документы о трудовой деятельности и заработной плате рабочих и служащих представителям профсоюзов для проверки пра­вильности внесенных в них записей.

Земельное, колхозное и природоохранительное право. Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в рассматриваемый пе­риод, представляли собой составную часть мер, принимавшихся руково­дством КПСС и советского государства по преодолению отставания сель­ского хозяйства. В этих целях, в частности, было осуществлено расшире­ние прав колхозов. В марте 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление, которое предоставило колхозникам право допол­нять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйст­венной артели 1935 г. с учетом местных, конкретных условий. Колхозы могли теперь сами определять размеры приусадебных участков колхозни­ков, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхо­зам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве.

Несколько раньше, в марте 1955 г., расширялись права колхозов в области планирования. При условии обеспечения плана поставок и на­туральных поступлений в государственные фонды колхозы могли сеять любые культуры и производить любые породы скота и в любом количе­стве. При планировании поставок сохранялся погектарный принцип, т.е. Их норма устанавливалась не в зависимости от произведенной продукции, а от количества закрепленной за хозяйством земли, что должно было сти­мулировать более рациональное хозяйствование.

Изменения произошли в принципах и форме оплаты труда в колхо­зах. Существовавшая практика, когда основная часть дохода, подлежавшая распределению по трудодням, выдавалась колхозникам по окончании сельскохозяйственного года, не отвечала принципу материальной заинте­ресованности колхозников, не способствовала росту производства. Поэто­му в марте 1956 г. в колхозах было введено ежемесячное авансирование колхозников. Оно, как правило, проводилось в форме денежной оплаты. За более производительную работу устанавливалась дополнительная оплата труда колхозников.

Существенные изменения в правовое регулирование деятельности колхозов были внесены в марте 1958 г. в связи с принятием Верховным Советом СССР Закона о реорганизации МТС. Необходимость осущест­вления подобной меры мотивировалась тем, что машинно-тракторные станции свои задачи выполнили. К концу 50-х годов колхозы экономи­чески окрепли, технически стали лучше оснащены, имели свои квали­фицированные кадры. Поэтому был осуществлен переход от производ­ственно-технического обслуживания колхозников через МТС к свободной продаже колхозам тракторов и других машин. Колхозы получили собст­венную сельскохозяйственную технику и сами обрабатывали имеющуюся у них землю. Ремонт техники колхозов стал осуществляться по договорам с ремонтно-техническими станциями, ас 1961 г. - с местными отделения­ми объединения " Сельхозтехника".

Надо сказать, что предпринятые меры способствовали некоторому подъему сельскохозяйственного производства. Однако они не могли ра­дикально изменить существовавшую систему ведения сельскохозяйст­венного.производства. Отсюда их половинчатый, непоследовательный ха­рактер.

В октябре 1960 г. был принят закон " Об охране природы в РСФСР", направленный на усиление охраны, рациональное использование и вос­производство природных ресурсов. Закон объявлял охрану природы всена­родным делом и возлагал на государственные органы и общественные ор­ганизации обязанность обеспечить охрану, рациональную эксплуатацию и воспроизводство природных ресурсов; предусматривал ответственность руководителей учреждений, предприятий, организаций и граждан за не­правомерное уничтожение или порчу природных богатств. Аналогичные законы были приняты в других союзных республиках.

Уголовное право. В рамках проводившейся в конце 50-х годов ко­дификации права следует рассматривать издание в 1958 г. Основ уго­ловного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы заме­нили действовавшие с 1924 г. Основные начала уголовного законо­дательства СССР и союзных республик.

Новый общесоюзный закон определял, какие деяния являются пре­ступными, и устанавливал наказания, подлежащие применению.

На содержании Основ отразилась сложившаяся в рассматриваемый период тенденция к демократизации общественной жизни. В частности, в Основах сужалась и смягчалась уголовная ответственность за деяния, не представлявшие большой опасности для общества и государства.

Вместе с тем Основы усиливали ответственность за некоторые наи­более тяжкие преступления. Они предусматривали усиленное наказание для рецидивистов и других опасных антиобщественных элементов. В Ос­новах четко был выражен принцип ответственности только за определен­ное деяние и принцип индивидуализации наказания в зависимости от сте­пени вины лица, совершившего преступление.

Новым положением являлась отмена института аналогии, т.е. осуж­дение человека за деяние, прямо не предусмотренное в уголовном законе. Преступным признавалось лишь общественно опасное деяние, прямо пре­дусмотренное законом, действовавшим в момент совершения пре­ступления. Закон, устранявший или смягчавший наказуемость деяния, имел обратную силу, т.е. распространялся на деяния, совершенные до его издания. Закон, усиливавший наказание, обратной силы не имел.

В Основах давался перечень видов наказаний, начиная от наиболее мягких (общественное порицание) и кончая лишением свободы и ссылкой. В качестве исключительной Основы допускали высшую меру наказания -смертную казнь - расстрел. Однако она могла применяться лишь при со­вершении таких тягчайших преступлений, как измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство, со­вершенное при отягчающих обстоятельствах.

Основы отменяли ряд ранее существовавших видов наказания и сре­ди них такую меру, как лишение избирательных прав. Основы повысили минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности с 14 до 16 лет. Вместо предусмотренного прежним законодательством макси­мального срока лишения свободы 25 лет Основы установили 10 лет, а за особо тяжкие преступления и для особо опасных рецидивистов - 15 лет.

Основы предусматривали, что условно-досрочное освобождение должно применяться только к тем осужденным, которые примерным пове­дением и честным отношением к труду доказали свое исправление и фактически отбыли не менее половины срока наказания. К лицам, осужден­ным за тяжкие преступления, условно-досрочное освобождение могло применяться по отбытии ими не менее 2/3 срока наказания. В отношении особо опасных рецидивистов применение этой меры не предусматривалось вообще.

Тогда же, в декабре 1958 г., Верховный Совет СССР принял законы " Об уголовной ответственности за государственные преступления" и " Об уголовной ответственности за воинские преступления". Эти законы были приняты взамен аналогичных правовых актов, действовавших с 1927 года.

Общесоюзные уголовно-правовые законы стали базой для дальней­шего развития уголовного законодательства союзных республик. В соот­ветствии с принципами и положениями, закрепленными в Основах уголов­ного законодательства Союза ССР и союзных республик, разрабатывались уголовные Кодексы союзных республик. В октябре 1960 г. Верховным Со­ветом РСФСР был принят Уголовный кодекс РСФСР заменивший собой Кодекс 1926 г. Вслед за Российской Федерацией такие кодексы были при­няты в других союзных республиках.

Уголовно-процессуальное право. Развернувшаяся кодификация права затронула и уголовно-процессуальную отрасль. И здесь прежде все­го следует отметить Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1958 г. В соответствии с Основами задачи уголовного судопроизводства состояли в обеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличении и наказании виновных, ограждении невиновных от уголовной ответственности.

В качестве принципов уголовного судопроизводства Основы закре­пили недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленном Законом, осуществление право­судия на началах равенства граждан перед законом и судом, участие на­родных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, независи­мость судей и подчинение их Закону, гласность судебного разбирательст­ва; ведение судопроизводства на языке союзной или автономной респуб­лики, автономной области, национального округа или языке местного на­селения, обеспечение обвиняемому права на защиту.

Основы определяли полномочия суда, следственных органов в уго­ловном судопроизводстве. Эти органы были призваны осуществлять рас­крытие преступлений и применение наказаний к лицам, их совершившим.

Согласно Основам производство предварительного расследования возлагалось на следователей прокуратуры, а по некоторым тяжким го­сударственным преступлениям - на следователей органов государственной безопасности. В 1963 г. право производства предварительного рас­следования по уголовным делам было предоставлено органам внутренних дел. Последние осуществляли также дознание по некоторым видам преступлений. Основы предоставляли право давать органам дознания обяза­тельные для них поручения и указания о производстве оперативно-розыскных и следственных действий, требовать всяческого содействия при расследовании уголовных дел. Основы предусматривали участие в деле защитника со стадии предварительного следствия, точнее, с момента объ­явления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъ­явления ему для ознакомления всего производства по делу. По делам о преступлениях несовершеннолетних, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могли сами осуществлять свое право на защиту, защитник допускался к участию в деле с момента предъявления обвинения.

Основы вводили институт общественных обвинителей и обществен­ных защитников.

Еще до принятия Основ, в 1956 г., были отменены законы, принятые в 30-х годах, устанавливавшие упрощенный порядок производства по го­сударственным преступлениям.

Гражданское процессуальное право. На VII сессии Верховного Со­вета СССР пятого созыва 8 декабря 1961 г. были утверждены Основы гра­жданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик.

Основы устанавливали единые для всего Союза ССР принципи­альные общие положения гражданского процессуального права. Они заме­няли многие нормы гражданских процессуальных кодексов, принятых в 20-х годах. В Основах была заложена юридическая база для еди­нообразного решения коренных вопросов гражданского процесса.

Основы формулировали задачи гражданского судопроизводства, со­стоявшие в правильном и быстром рассмотрении и разрешении граж­данских дел.

Они предусматривали расширение участия организаций и коллекти­вов трудящихся в судебном рассмотрении гражданских дел. В целях защи­ты прав и законных интересов граждан профсоюзы и другие общественные организации через своих представителей могли предъявлять иски в суд, участвовать в судебном разбирательстве и сообщать суду мнение коллек­тива по рассматриваемому делу. В случаях, предусмотренных законом, гражданские дела могли быть рассмотрены товарищескими судами.

В 1964 г. в соответствии с Основами и в их развитие были приняты новые гражданско-процессуальные кодексы союзных республик.

 

 

Глава 19. Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (середина 60-х – середина 80-х гг.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.