Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция РСФСР 1918 г.






Революционные завоевания трудящихся нуждались в конституционном закреплении. Поручение о разработке проекта Основного закона Советской России было дано ВЦИК Третьим Всероссийским съездом Советов. Учитывая эти пожелания, 8 апреля 1918 г. Президиум ВЦИК создал Конституционную комиссию из 11 членов под председательством И.В.Сталина и Я.М.Свердлова. В комиссию вошли 6 наркомов и 5 представителей от ВЦИК, представлявшие большевиков и эсеров (левых и максималистов).

На 5-м Всероссийском Съезде советов, 10 июля 1918г. был принят один из 4-х рассматривавшихся проектов основного закона РСФСР. 19 июля 1918г. Конституция была опубликована в Известиях ВЦИК и с этого момента вступила в силу.

Конституция РСФСР 1918 г. явилась первой в истории человечества социалистической конституцией. Ее социалистическая природа определялась прежде всего тем, что она стала Основным законом первого в мире социалистического государства – Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, созданной в результате победы Октябрьской социалистической революции. Конституция законодательно закрепила образование первого социалистического государства, его социальную сущность и устройство. В Конституции открыто выражалась идея диктатуры пролетариата как социальной сущности РСФСР. Составившая первый раздел Конституции ленинская Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа провозглашала следующие исторические задачи диктатуры пролетариата: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров и установление социалистической организации общества.

Конституция провозгласила Россию свободным социалистическим об­ществом всех трудящихся. В соответствии с ней, вся власть в пределах РСФСР принадлежала всему рабочему населению страны, объединенному в Советах. Тем самым впервые закреплялось и гарантировалось полновластие трудящихся и устанавливалась социалистическая форма государственной власти. Социалистический характер Советов как формы государственной власти объяснялся тем, что они были представительными органами исключительно трудящихся. Конституция гласила, что в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, последним не может быть места ни в одном из органов власти. Республика Советов законодательно закреплялась как государственная форма диктатуры пролетариата. Установив единовластии и полновластии представительных органов трудящихся - Советов, Конституция тем самым закрепила их в качестве политической основы Советского государства, хотя формально такое их определение в ней отсутствовало.

Конституция законодательно закрепила первые шаги по пути создания социалистической экономической основы Советского государства. Важнейшими положениями в этом отношении явились включенные в Конституцию нормы об отмене частной собственности на землю и объявлении всего земельного фонда общенародным достоянием. Тем самым как важнейшее условие строительства социализма и как важнейший элемент социалистической экономической основы Советского государства была установлена государственная социалистическая собственность на землю. Государственной социалистической собственностью были объявлены также все леса, недра, воды общегосударственного значения, а также весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия. В качестве первого шага по полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в общенародное достояние, превращению их в государственную социалистическую собственность, Конституция закрепляла установление рабочего контроля и создание Высшего Совета Народного хозяйства. В свою очередь это признавалось еще одним средством обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами. Еще одним из условий освобождения трудящихся из-под ига капитала Конституция признавала переход всех банков в собственность государства.

В соответствии с принципами советской демократии признавались равные права граждан независимо от их национальной и расо­вой принадлежности, равноправие полов.

Конституция предоставляла гражданам широкий круг демократических свобод: свободу выражения мнений, печати, совета, митингов, шествий, объединения во всякого рода союзы. Задачей Советской власти объявлялось предоставление рабочим и беднейшим крестьянам полного, всестороннего и бесплатного образования.

Провозглашалось равенство граждан независимо от пола, расовой или национальной принадлежности. В качестве гарантии равноправия граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности, Конституция объявляла противоречащими основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ в зависимости от расы и национальности, а также какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия. Тем самым в конституции получил свое законодательное закрепление принцип социалистического интернационализма.

Данный принцип нашел свое выражение также и в том, что исходя из солидарности трудящихся всех наций Конституция закрепляла предоставление всех политических прав граждан России проживающим на ее территории рабочим и крестьянам - иностранцам, - с целью трудовых занятий. Местным Советам при этом было предоставлено право предоставлять им беспрепятственно права российского гражданства. Всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления, устанавливалось право политического убежища. Впервые в истории человечества государственное признание в РСФСР получил атеизм, поскольку провозглашенная Конституцией свобода совести предполагала признание за всеми гражданами свободы антирелигиозной пропаганды.

Необходимо отметить, что всем демократическим свободам, закрепленным в Конституции, было придано новое, социалистическое содержание. Выражалось оно в том, что свободы обеспечивались именно за трудящимися, закреплялись именно за ними. Социалистическое содержание демократических свобод выражалось также в тех гарантиях, которыми они обеспечивались. Так, свобода собраний обеспечивалась предоставлением в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты всех пригодных для народных собраний помещений с обстановкой, освещением и отоплением. Таким образом Конституция закрепляла новое, социалистической содержание демократических свобод, обратив при этом основное внимание на их гарантии, на обеспечение их реальности.

Перечислив права граждан» Конституция указала и их важнейшие обязанности, в частности всеобщую обязанность трудиться и всеобщую воинс­кую обязанность. По Конституции, введение всеобщей трудовой повинности диктовалось целями уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства. При этом провозглашался социалистический принцип: «Не трудящийся, да не ест». Всеобщая воинская повинность устанавливалась «в целях всемерной охраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской революции». Вооружение предоставлялось только представителям трудящихся. Нетрудовые элементы исполняли иные воинские обязанности. Тем самым, провозглашенные Конституцией основные обязанности также имели выраженный социалистический характер.

Вооружение трудящихся и разоружение имущих классов предусматривались Конституцией в качестве специальной гарантии полновластия трудящихся. Согласно ней, вооружение трудящихся, образование социалистической Красной Армии рабочих и крестьян, полное разоружение имущих классов декретировались в интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров.

Конституцией предусматривалось лишение либо ограничение некоторых прав и свобод эксплуататорских классов. Отдельные лица или группы граждан могли лишаться прав, в случае их использования в ущерб интересам социалистической революции.

Впервые в истории человечества Конституция РСФСР 1918 г. установила социалистические принципы государственного устройства многонационального государства. В Конституции закреплялись основные принципы Советской Федерации, как формы честного и прочного союза народов России. Субъектами Российской федерации были определены советские национальные республики. Данное положение Конституции имело важное историческое значение, т.к. тем самым устанавливалась важнейшая основная форма реализации права на самоопределение ранее угнетенных наций и одновременно советской Национальной государственности. Конституция включала целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатиру­емого народа.

Конституция законодательно закрепила социалистические принципы советской федерации:

1) федерация являлась объединением только советских, социалистических республик;

2) в связи с тем, что федерация учреждалась на основе свободного союза свободных наций, ее основу составляла свобода наций;

3) поскольку субъектами федерации являлись советские национальные республики – советские национальные государства, обладавшие определенной территорией, компактно заселенной той или иной национально­стью, либо отличающаяся особым бытом, устанавливался национально-территориальный принцип Советской федерации;

4) т.к. федерация учреждалась на основе свободного союза свободных наций, на основе добровольности, как добровольное объединение по воле самих наций, утверждался принцип добровольности Советской федерации;

5) устанавливался принцип равноправия субъектов Советской федерации, т.к. свободные равноправные нации создавали свои национальные советские государства, входившие в союз в качестве равноправных субъектов.

Поскольку Конституцией предусматривалась возможность объединения Советов областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, в автономные областные союзы, а также их вхождение на началах федерации в РСФСР, закреплялось сочетание в ней федерации и автономии, а также автономный характер государств - субъектов Российской Федерации.

Установление новых социалистических принципов государственного устройства многонационального Советского государства, основных принципов советской социалистической федерации прежде всего, также подчеркивало социалистический характер Конституции РСФСР 1918 г.

Конституция РСФСР закрепила сложившуюся систему органов власти и управления, которая обеспечивала осуществление власти трудящихся.

Прежде всего эта система состояла из представительных органов: Советов, съездов Советов и избиравшихся ими исполнительных комитетов. Основным принципом их организации и деятельности был социалистический принцип демократического централизма. Согласно нему все органы власти были выборными и нижестоящие подчинялись вышестоящим. Тем самым обеспечивалось выражение всеми органами власти интересов и воли трудящихся, единство центра и мест, осуществление единой политической линии.

Высшим представительным органом по Конституции являлся Всероссийский Съезд Советов, обладавший всей полнотой власти в республике. Его верховенство обеспечивалось тем, что только он обладал правом установления, дополнения и изменения основных начал Советской Конституции.

В период между Съездами носителем всей полноты власти и главной системы представительных органов являлся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов. По Конституции он был высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР. Он определял общее направление деятельности рабоче-крестьянского правительства и всех органов Советской власти, объединял и согласовывал законодательную и управленческую деятельность. Контрольная деятельность ВЦИК выражалась в отчетах членов правительства и других должностных лиц перед ВЦИК, его запросах к СНК и другим правительственным органам, а также деятельности временных комиссий ВЦИК по расследованию и контролю.

В юридической природе ВЦИКа нашел проявление новый социалистический принцип слияния в представительных органах законотворчества, управления, принятия решений и их исполнения. В Конституции упоминалось так­же о Президиуме ВЦИК, который также обладал исполнительно-распорядительными, правотворческими и контрольными функциями. Рабочий аппарат ВЦИК составляли его отделы.

Согласно социалистическому принципу образования правительства непосредственно самим высшим представительным органом государственной власти, по Конституции ВЦИК образовывал для общего управления делами РСФСР Совет Народных Комиссаров, а для руководства отдельными отраслями управления – народные комиссариаты.

Конституция установила 18 народных комиссариатов: по иностранным делам, по военным делам, по морским делам, по внутренним делам, юстиции, труда, социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, по делам национальностей, по финансовым делам, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контроля, Высший Совет Народного Хозяйства, здравоохранения.

Во главе народных комиссариатов по Конституции стояли народные комиссары, являвшиеся членами СНК. При народном комиссаре под его председательством образовывалась коллегия, состав которой утверждался СНК. Народные комиссары и коллегии при наркоматах были ответственны в своей работе перед СНК и ВЦИК.

В интересах создания эффективно действующего в условиях революционных преобразований государственного аппарата, СНК придавались функции законодательного органа. С этой же целью отраслевые отделы ВЦИК объединялись с соответствующими наркоматами.

Основной Закон зафиксировал структуру местных органов власти и управления, которые составляли основу всей системы органов государственной власти. Она включала губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, исполнительные комитеты, отделы Советов и исполкомов.

Местные Советы и съезды Советов призваны были проводить в жизнь все акты соответствующих высших органов власти, принимать все меры к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях, разрешать все вопросы, имеющие значение для данной территории, а также объединять всю советскую деятельность в ее пределах. В Конституции закреплялось, что Советы в пределах своей компетенции являются высшей в границах данной территории властью.

Закрепление Конституцией местных представительных органов трудящихся в качестве единственных местных органов государственной власти, означало установление новой социалистической демократии, наиболее полное осуществление самоуправления трудящихся, - важнейших завоеваний Октябрьской революции 1917 г.

Необходимо отметить, что местные Советы рассматривались Конституцией РСФСР как постоянно действующие работающие органы. Ей предусматривалось, что городские Советы должны созываться не реже одного раза в неделю, а сельские – не реже двух раз в неделю. Согласно Конституции, местные Советы, съезды Советов и исполкомы составляли единую систему органов государственной власти, которая снизу до верху состояла только из представительных органов, что в свою очередь также определяло социалистический характер Конституции РСФСР 1918 г.

Органы советской власти всех степеней были выборными. Конституция закрепила основные принципы советской избирательной системы. Ею вводился единый избирательный ценз как для активного, так и для пассивного избирательного права. В отличие от избирательного права буржуазных государств, кроме возрастного, Конституция не устанавливала никаких других избирательных цензов. Согласно ней, впервые в истории человечества, избирать и быть избранными по достижении 18 лет могли быть все трудящиеся лица, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и пр. Активное и пассивное избирательное право предоставлялось также трудящимся, проходившим службу в Армии и на флоте, трудящимся, потерявшим работоспособность, проживающим на территории РСФСР иностранным рабочим и крестьянам, не использующим наемного труда.

Вместе с тем, выборы не были всеобщими. Социалистическая природа Советов как полномочного представительства только трудящихся обеспечивалась Конституцией тем, что правом избирать и быть избранным в советы обладали исключительно трудящиеся - рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в различных отраслях хозяйства, крестьяне и казаки-земледельцы, не использовавшие наемный труд для извлечения прибыли.

В Конституции предусматривалось лишение избирательных прав эксплуататоров, торговцев, живущих на нетрудовые доходы лиц, служителей культа, бывших полицейских, жандармов, агентов охранных отделений и членов царской семьи. Кроме того, от участия в выборах отстранялись лица, лишенные этого права судом за совершение преступлений, а также некоторые другие категории граждан.

В связи с существенным преобладанием в России крестьянского населения (до ¾), устанавливались неравные выборы. При этом голос одного рабочего приравнивался к 2 – 3 голосам крестьян.

Прямыми были выборы только в низовые Советы. Все остальные, начиная с волостного съезда и вплоть до Всероссийского съезда Советов формировались путем непрямых, многостепенных выборов. Вместе с тем, выборы не были косвенными, поскольку характерного для этого института выборщиков не была, а нижестоящие органы государственной власти выбирали своих представителей в вышестоящие органы государственной власти.

Порядок подачи голосов на выборах в Конституции не регулировался. На практике выборы в большинстве случаев были открытыми и осуществлялись путем открытого голосования. В Конституции предусматривалось, что избиратели в любое время могут отозвать своих депутатов, а также закреплялась процедура проверки выборов.

Необходимо отметить, что в тех сельских местностях, где это могло быть осуществимо, Конституция допускала разрешение вопросов управления общим собранием избирателей данного селения непосредственно.

Наряду с изложенным Конституция РСФСР 1918 г. содержала нормы Бюджетного права, а также положения о гербе и флаге Советского государства.

 

§ 6.Создание основ советского права.

Советское право возникло одновременно с советским государством, также как и оно - в ходе слома старого права.

Следует отметить 3 основные группы источников советского права, которые действовали в изучаемый период:

1. Новое законодательство, новые нормативные акты.

2. Старое законодательство (в особенности тех его норм, которые носили общечеловеческий характер).

3, Революционное правосознание трудящихся.

Что касается слома старого права и использования в качестве источника нового советского права дореволюционного законодательства, необходимо привести общее принципиальное положение Декрета о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. о том, что местные суды и другие органы «руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию».

Особенностью законодательства данного периода является множест­венность законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийские съезды Советов, ВЦИК и СНК. Это было закреплено и Конституцией 1918 г.

Правотворческую деятельность осуществляли не только законода­тельные, но и другие органы советского государства, в том числе нарко­маты и местные советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов. Большое значение, особенно в области регулирования трудовых отношений имели акты профсоюзных органов.

Советское право возникло как общероссийское. Возникновение авто­номных республик привело к созданию правовых актов и этих государственных образований. Местные советы в своем нормотворчестве иногда также вторгались в общегосударственные сферы.

Для первого периода истории советского права характерно издание законов по отдельным проблемам, отсутствие систематизированных актов. В целом можно констатировать, что в изучаемый период были заложены лишь основы советского права.

Первой, простейшей формой систематизации явилось издание Собрания узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства (СУ РСФСР).

Гражданское право. В области гражданского права важнейшим обстоятельством было возникновение и развитие института социалистической собственности.

В основе ее формирования находились ликвидация частной собственности на землю, леса, недра и воды; национализация заводов, шахт, транспорта, банков, средств связи и т.д. Национализация явилась новым способом возникновения собственности, - собственности государственной, социалистической. Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота.

Государственная социалистическая собственность формировалась также путем правопреемства на дореволюционную государственную собственность.

Частнокапиталистический oборот и регулирование хозяйственной жизни происходили в этот период под влиянием административно-правового регулирования имущественных отношений. Сделки с недвижимостью запрещались, - сначала в городе, а затем в деревне.

Государством регулировались отношения купли-продажи также путем установления твердых цен на хлеб и другие важнейшие продукты. Создава­лись специальные комитеты, регулировавшие цены и осуществлявшие контроль над ними.

Устанавливался новый порядок наследования. Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918 г. наследование капиталистической собственности по закону и завещанию отменялось. Наряду с этим отменялось дарение частной собственности.

Земельное право. Законодательное закрепление Декретом о земле государственной социалистической собственности на землю означало, что все прежние категории землевладения упразднялись. Право распоряжения землей не предостав­лялось ни организациям, ни отдельным лицам, а сосредоточивалось в руках самого государства, выделявшего землю различным организациям и отдельным лицам на праве пользования.

Закон о социализации земли, опубликованный 19 февраля 1918 г., возлагал на земельные органы в качестве одной из важнейших задач раз­витие коллективных хозяйств в земледелии.

Брачно-семейное право. 18 декабря 1917 г. был принят Декрет «О гражданском браке, о детях и о введения книг актов гражданского состояния». Церковный брак, как обязательная форма отменялся и устанавливался гражданский брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах. Супруги признавались равноправными. Дети рождённые в браке и вне брака также уравнивались в правах.

19 декабря 1917г. был принят Декрет «О расторжении брака», который отменял установленные ранее к этому препятствия.

Деятельность по проведению названных декретов в жизнь регулировалась Инструкцией Наркомюста «Об организации отделений записи браков и рождений» от 4 января 1918 г.

Трудовое право. Первым Советским декретом о труде был декрет СНК от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне». Согласно нему продолжительность рабочей недели не должна была превышать 48 часов. Сверхурочные работы разрешались только в исключительных случаях соответствующими рабочими организация­ми. Дети до 14 лет к работе не допускались вовсе. Для несовершеннолетних устанавливался шестичасовой рабочий день. Женщины и несовершеннолетние не допускались к сверхурочным и тяжелым работам.

В июне 1918 г. впервые в мире для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы. Профсоюзы взяли на себя инициативу по регулированию заработной платы. Разработанные ими ставки заработной платы утверждались Наркоматом труда. При этом были приняты меры по уравниванию оплаты труда мужчин и женщин.

1 ноября 1917 г. было опубликовано правительственное сообщение «О социальном страховании». Таковое стало распространяться на всех рабочих и служащих. Принятые в декабре 1917 г. декреты об от­дельных видах социального страхования охватывали случаи потери трудо­способности, а также безработицы. Страховые фонды формировались за счет средств, поступавших от предприятий.

Посреднические конторы по найму рабочей силы упразднялись и создавались биржи труда, которые вели точный учет рабочей силы и обес­печивали ее планомерное распределение. Для превращения всех граждан в работников социалистического общества была введена всеобщая трудовая повинность. Свое законодательное закрепление она нашла в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Для обеспечения на производстве порядка, учета и контроля были приня­ты меры по налаживанию трудовой дисциплины. В мае 1918 г. старая фаб­ричная инспекция была заменена новой инспекцией труда, которая нахо­дилась в ведении Наркомтруда и его местных органов.

Уголовное право. Первые акты советского уголовного законодательства наметили лишь общие и главные направления политики Советского государства в об­ласти борьбы с преступностью.

В первую очередь закреплялись нормы уголовного права, направленные на сопротивления свергнутых классов, укрепление диктату­ры пролетариата. Особое внимание при этом уделялось борьбе с контрре­волюционными и воинскими преступлениями.

В частности, в изучаемый период получили регламентацию такие составы наиболее опасных контрреволюционных преступлений как восстание, мятеж, заговор, попытка узурпировать государственную власть контрреволюционной организацией, террористический акт, шпионаж, диверсия, вредительство, саботаж, контрреволюционная агитация и пропаганда. Ряд политических партий были объявлены организациями врагов народа. Так, в ноябре 1917 г. согласно декрету «Об аресте вождей гражданской войны против революции», партией врагов народа были объявлены кадеты, которым СНК вменялось объединение всех контрреволюционных сил страны и руководство развязывание гражданской войны. Кадетские руководители подлежали аресту и суду ревтрибунала, а рядовые члены должны были состоять под надзором местных Советов. Таким образом, большевиками был взят курс на вооруженное силовое подавление своих политических противников. При этом уголовной репрессии подлежали все члены оппозиционных политических партий, причем не за конкретные и доказанные преступления, а лишь за зам факт членства в них.

Наиболее опасными общеуголовными преступлениями признавались бандитизм, хищение, спекуляция и взяточничество.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Одним из первых актов, наиболее полно перечислявших виды наказаний, была Инструкция Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале. В качестве наказаний она предусматривала штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов России, вынесение общественного порицания, объявление врагом народа, лишение политических прав, конфискацию имущества, обязательные общественные работы. 16 июня 1918 г. НКЮ принял специальное постановление, согласно кото­рому ревтрибуналам предоставлялось применять за контрреволюционные преступления расстрел.

Местные суды применяли также новые, не урегулированные законода­тельством виды наказаний, являвшиеся формой воспитания: объявление общественное порицания в присутствии суда, лишение общественного доверия, запрещение выступать на собраниях.

Как мера наказания в изучаемый период начинает оформляться условное осуждение. Необходимо отметить, что при выборе меры наказания применялся классовый подход, предполагавший его смягчение для представителей трудящихся.

Суд и процесс. Создание новых, советских судебных органов сопровождалось учреждением нового демократического порядка рассмотрения дел. Советское судопроизводство отличалось обвинительно-состязательным характером, устностью, гласностью и непосредственностью. Суд не был стеснен никакими формально­стями в отношении доказательств и сроков исковой давности. Доказательства оценивались по внутреннему убеждению судей.

В изучаемый период допускалось судопроизводство на основании Уставов гражданского и уголовного судопроизводства 1864 г. в части не отмененной советской властью и не противоречащей социалистическому правосознанию.

На смену присяге, применявшейся до революции в качестве доказательства, было введено предупреждение за дачу ложных показаний.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проводи­лось без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ, которому предоставлялось право обра­щаться для окончательного разрешения вопроса во ВЦИК.

 

1. Гражданская война, интервенция

Октябрьская революция, свергнувшая власть помещиков и капиталистов, объективно не могла не вызвать крайнего обострения классовой борьбы, вылившегося в гражданскую войну. И дело, конечно, не в экстремизме и непримиримости большевиков, их приверженности к насилию.

В историко-правовой литературе уже говорилось о том, что нужна немалая степень предвзятости, чтобы всю вину за развязанную гражданскую войну взвалить на большевиков. Во-первых, В.И. Ленин прямо заявлял: «Мы не хотим гражданской войны»1. Во-вторых, трудно себе представить политическую партию, которая, прейдя к власти, с самого начала стремится создать наихудшие условия для себя и той власти, которую она установила.

Признавая бесспорным тот факт, что гражданская война – величайшая трагедия для народа, вовлеченного в нее, следует, тем не менее, разобраться в обстоятельствах, приведших к ней.

Прежде всего нельзя забывать о том, что в результате революции российские помещики и буржуазия лишились громадных сословных привилегий, власти и громадной собственности. Их стремление вернуть все утраченное, реставрировать прежние порядки – явление закономерное.

Велика была роль международного империализма. Иностранный капитал, занимавший значительное место в дореволюционной экономике, понес большие материальные потери.

Кроме того, правящие круги западных стран боялись, что революционный пожар может распространиться на их страны. Тем более что рабочие европейских стран выражали солидарность с Советской Россией. Немаловажным фактором интервенции являлось стремление западных держав, используя нестабильность внутреннего положения России, устранить ее как экономический и политический фактор международных отношений. Одновременно они ставили цель территориальных захватов путем прямой военной интервенции.

Исторические условия победы социалистической революции привели к тому, что часть крестьянства стала враждебна Советской власти. К 1917 г. в стране свирепствовал продовольственный кризис. Без хлеба оставались армия и городское население. Миллионы людей надеялись, что Советская власть покончит с развалом продовольственного снабжения, спекуляцией, спасет страну от угрозы голода. Крестьяне ожидали, что смогут получить промышленные товары. Однако надежды и тех, и других не оправдались. Государство не могло дать деревне необходимых промышленных товаров. Хлеб можно было взять только у зажиточной части деревни, у кулаков. Но они не хотели давать хлеб. Наладить нормальный товарооборот между городом и деревней в условиях экономической разрухи было невозможно. У государства не было другого выхода кроме насильственного изъятия продуктов, чтобы обеспечить голодающие города. Вследствие этого зажиточные крестьяне перешли на сторону врагов Советской власти.

Определенную роль в развязывании гражданской войны сыграл раскол социалистических и демократических сил, бескомпромиссность большевиков с одной стороны, меньшевиков и эсеров, с другой. В результате правые эсеры скатились в лагерь контрреволюции. С помощью чехословацкого корпуса они начали открытую вооруженную борьбу против Советской власти в Поволжье, на Украине и в Сибири, создали ряд организаций, выступавших против Советского государства (КомУч и др.).

Уже летом началась иностранная интервенция – японские войска высадились во Владивостоке, английские – в Архангельске, французские – в Одессе. Царские генералы сформировали Добровольческую армию и другие части.

К концу осени 1918 г. три четверти территории страны была занята интервентами и белогвардейцами. Положение Советского государства стало катастрофическим. Оно вынуждено было прибегнуть к чрезвычайным мерам. 2 сентября 1918 г. ВЦИК своим декретом объявил страну военным лагерем. Все силы и средства республики были поставлены на дело вооруженной борьбы против внутренних и внешних врагов. 30 октября 1918 г. декретом ВЦИК был установлен военный режим в промышленности, на транспорте, в системе продовольственного снабжения.

В наибольшей степени этот режим проявлялся в экономической политике государства, получившей название «военного коммунизма». Формальным выражением политики «военного коммунизма» были: 1) хлебная монополия, продовольственная разверстка; 2) национализация всей промышленности; 3) всеобщая трудовая повинность. Это была система чрезвычайных мер, призванных обеспечить мобилизацию имевшихся скудных материальных ресурсов и направить их на решение военных задач.

Чтобы обеспечить армию и города продовольствием, в конце 1918 – начале 1919 гг. вводилась продовольственная разверстка на хлеб и фураж. Крестьяне были обязаны сдавать государству часть урожая, кроме того, что было необходимо для прокормления семьи и проведения весеннего сева. Продовольствие крестьяне сдавали по твердым ценам, а по сути дела бесплатно. Реализация продовольственной разверстки нередко проходила с помощью насилия, с использованием продовольственных отрядов вооруженных рабочих. Распределение продовольствия и предметов первой необходимости было поставлено под контроль государства. Благодаря продовольственной разверстке и другим чрезвычайным мерам удалось обеспечить продовольствием армию и жителей городов.

В начале 1919 г. была проведена национализация всей промышленности. Она не затронула лишь мелкое кустарное и ремесленное производство.

Обеспечение нужд государства достигалось введением всеобщей трудовой повинности. Мероприятия «военного коммунизма» неизбежно приводили к нарушению нормальных товарно-денежных отношений, функционированию бестоварной экономики. Заработная плата выдавалась в натуральном виде – продуктами, другими предметами широкого потребления, бесплатными стали коммунальные услуги, транспорт, связь. Такое положение в значительной мере вызывалось чрезвычайными условиями военного времени, хозяйственной разрухой. Однако в ходе гражданской войны многие руководители большевистской партии и Советского государства (отчасти и В.И. Ленин) стали считать возможным с помощью мер «военного коммунизма» осуществить быстрый переход к социализму. Однако реальная действительность показала нежизненность и бесперспективность подобных взглядов. И это признал В.И. Ленин.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.